Методика обучения школьников решению логических задач на уроках информатики с использование ИКТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования информационных технологий при обучении школьников решению логических задач на уроках информатики

1.1. Анализ литературы по теме «Обучение школьников решению логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ»

1.2. Использование ИКТ на уроках информатики

1.3. Особенности методов решения логических задач

Глава 2. Методика обучения школьников решению логических задач на уроках информатики с использование ИКТ

2.1. Возможности использования ИКТ на уроках информатики.

2.2. Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik_po_timoi.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

 

В настоящее время  происходит увеличение умственной нагрузки школьников на уроках информатики. Это  в свою очередь заставило задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса может оказать использование компьютерных технологий, которые позволяют не только создать информационную обстановку, стимулирующую интерес к работе (усиливается стремление добиться успеха), но и в определённой мере решить проблему «слабых учащихся», а также способствуют формированию способностей применять на практике полученные знания. Например, можно использовать электронный учебник. (См. приложение 1 )

 

В данном электронном  учебнике имеется 8 лекций по математической логике, к каждой лекции представлена презентация, задачи, вопросы, глоссарий, и список литературы.

 

2.2 Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках информатики

 

 

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного  образования. Сегодня необходимо, чтобы  каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии, иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике, химии, …) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

 

Чтобы идти в ногу со временем, учитель должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий [30, c. 96].

 

Проблемы учителей в  области ИКТ известны: неподготовленность педагогов по этому направлению, слабая учебно-материальная база, необходимость разработки учебников и методических пособий для учителей.

 

Для того, чтобы освоить  программы, необходимые для подготовки урока, мне пришлось изучить много  специальной литературы, затратив на это довольно много времени. Учителю не надо быть профессионалом в области компьютерной графики, видеомонтажа и т.п., ему нужны базовые знания. Я сделал попытку облегчить труд учителя по подготовке современных уроков с применением ИКТ, обобщив свой опыт в данном методическом пособии. Надеюсь, что моя работа будет полезна для всех учителей, которые используют или собираются использовать ИКТ на своих занятиях.

 

Все перечисленные в  работе программы для подготовки печатных раздаточных материалов, на мой взгляд, являются основными при подготовке учителем ОБЖ раздаточного материала. Владение этими программами значительно экономит время, затраченное на подготовку к урокам, и поднимает качество применяемых на уроке материалов на более высокий уровень.

 

Современные информационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогут учителю сделать свои уроки насыщенными, яркими, запоминающимися. Один раз сделанный учебный материал пригодится Вам в последующие годы, а овладение навыками создания таких материалов поднимет Ваши профессиональные навыки на качественно новый уровень.

 

На современном этапе  сложно найти преподавателя, который  бы не имел цифровую видеокамеру или (и) фотоаппарат. Яркие школьные события не оставляют учителей равнодушными и практически все они стремятся сохранить о них память в видеозаписях и фотографиях. Естественным является и то, что очень часто собственные видеоматериалы и фотографии служат наглядным материалом на уроках. Ученики такие материалы воспринимают значительно активнее; у многих вызывает удивление, что явления, о которых говорится на уроках, происходят непосредственно вокруг них [30, c. 100].

 

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе подразумевает постоянный обмен информацией с учениками, с преподавателями из своей школы, с коллегами из других школ. Этот обмен невозможен без использования цифровых носителей информации.

 

Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Сегодня уже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, если учитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможности Интернета в своей практике.

 

Подходы к созданию электронных  учебных материалов для старшей  школы:

 

1. структура каждого  тематического раздела должна  быть характерна для урока  в старших кассах: объяснение  нового материала, первоначальное  закрепление и отработка навыков,  контроль усвоения;

 

2. теоретической части  целесообразно придать справочный  характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

 

3. объем учебного материала  для тренировочных и контрольных  заданий определяется с учетом  санитарно-гигиенических норм работы  ученика начальных классов за  компьютером;

 

4. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

 

5. средства управления  компьютерной обучающей системой  по любому учебному предмету  должны быть максимально простыми  и не отвлекающими ученика  от выполнения заданий.

 

Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.

 

Какова же методика применения электронных учебных материалов при проведении урока в старшей  школе?

 

При разработке плана  каждого урока учителю рекомендуется  заранее предусмотреть: применение электронных иллюстраций, тренировочных  или контрольных заданий, я также  учебного материала соответствующей  тематики, включенных в предметные электронные системы обучения [30, c. 22].

 

Выбор учащихся, выполняющих  соответствующие дидактическим  целям урока индивидуальные или  групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого- педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения.

 

Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание  на компьютере или работающий над  учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

 

Так, например, ребенку  с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять  задания по информатике на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.

 

Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

 

Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.

 

Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально  эффективно использовать возможности  каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его  на другой вид деятельности, используя  компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

 

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно  предлагать учащимся с заниженной скоростью  мыслительных процессов выполнять  аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

 

Опираясь на знания о  статусе ребенка в классе, можно  оптимизировать работу за компьютером  в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.

 

Школьникам, выполняющим  общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам [28, c. 56].

 

Особое значение имеет  работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

 

На уроках закрепления  и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

 

Достаточно широкое  распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования [3, c. 201].

 

Выводы по второй главе

 

 

Анализ педагогической, методической, и специальной литературы позволил сделать следующие выводы:

 

Чтобы идти в ногу со временем, учитель должен владеть основами информационных технологий, иметь представление  о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, Роwer Point и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

 

Современные информационные технологии позволяют полно и  интересно проиллюстрировать содержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций (слайд-фильмов). Мультимедийные программы помогут учителю сделать свои уроки насыщенными, яркими, запоминающимися.

 

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе подразумевает  постоянный обмен информацией с учениками, с преподавателями из своей школы, с коллегами из других школ. Этот обмен невозможен без использования цифровых носителей информации.

 

Заключение

 

 

В результате проделанной  нами работы:

 

1) Изучили и проанализировали  психолого-педагогическую и методическую учебную и специальную литературу по теме исследования.

 

2) Рассмотрели особенности  обучение школьников решению  логических задач на уроках  информатики.

 

3) Охарактеризовали особенности  использования ИКТ на уроках  информатики.

 

4) Разработали методики использования информационных технологий на уроке информатики с целью обучения школьников решению логических задач.

 

5) Проанализировали полученные  результаты.

 

Так же нами были получены следующие теоретические результаты:

 

1) В настоящее время одна из основных задач образования - это вхождение в современное информационное общество. Одновременно происходит информатизация образования - внедрение новых информационных технологий: на уроках используются компьютерные обучающие программы, создаются компьютерные презентации силами учителей и учеников, проводится компьютерное тестирование и моделирование, поиск необходимого материала в Интернете. Государство вкладывает значительные ресурсы в информатизацию образования. Компьютеры имеются в достаточном количестве не только в кабинетах информатики, но и кабинетах других предметов. Основная цель информатизации образовательного пространства - повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом.

 

2)Компьютерная революция,  свершившаяся на наших глазах  в течение последних десятилетий,  естественно затронула и систему  народного образования. Компьютер  в этой системе занял уникальное  положение. Во-первых, он сам стал  объектом изучения, а с другой стороны - явился удобным техническим средством обеспечения учебного процесса. Работу с компьютером и различными компьютерными программами изучают в школах и других учебных заведениях. Многие учащиеся используют компьютеры как вспомогательное средство при подготовке домашних заданий, сообщений, рефератов и других работ.

Информация о работе Методика обучения школьников решению логических задач на уроках информатики с использование ИКТ