Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 18:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания.
Введение ………….................................................................................................3
I. Теоретические основы исследования педагогических условий и особенностей методики организации театральной деятельности с дошкольниками................................................................................................8
1.1.Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.……………………………………………………………………... 8
1.2.Театральная деятельность как средство воспитания и развития дошкольников……………………………………………………………………13
1.3. Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками.......................................................22
II. Опытно-экспериментальная работа по организации театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении...........................................................................................................41
2.1. Практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста................................................................................41
2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы............................43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы………………….54
Заключение...........................................................................................................60
Список литературы.............................................................................................63
- программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт - фантазия» Э.Г.Чуриловой;
- программа «Театр - творчество - дети: играем в кукольный театр»
Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович;
- программа «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д. Маханевой;
- «Театрализованные игры в детском саду» - авторская педагогическая
технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной
деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой;
- программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А.
Антипиной;
- «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет;
- программа «Театрализованные игры в абилитации дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью» И.Г.Вечкановой.
Отметили, что театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.). Театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах. Как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной и изобразительной и как творческая сюжетная игра, опирающаяся на самостоятельный игровой опыт ребенка.
Рассмотрели принципы организации театрализованной деятельности:
- специфичность данной деятельности, объединяющая игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты;
- комплексность, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка;
- импровизационность, согласно которой, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности;
- интегративность, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс, что предполагает организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности.
Изучили организацию, содержание и методику работы по театрально-игровой деятельности с дошкольниками. Отметили основные требования и принципы и формы организации театрализованных игр и театрализованной деятельности в детском саду, психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности, типы и регламентацию специальных занятий по театрализованной деятельности.
Организовали и провели опытно-экспериментальную работу по театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении на базе МБДОУ №1 "Ласточка" г.Зеленодольска.
Описали практические основы авторской театрально-педагогической технологии «Театральные логоминутки» в работе с детьми дошкольного возраста.
Раскрыли полученные результаты опытно-экспериментальной работы, т.е. технологии коррекционно-речевого развития через театральную деятельность.
Таким образом, гипотеза исследования нашла подтверждение тому, что процесс воспитания и всестороннего развития детей в дошкольном образовательном учреждении будет эффективным, если на занятиях использовать методику организации театральной деятельности на основе театральных игр.
Список литературы
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.- М., 2003. - 134 с.
2. Антипина Е.А Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991. - 174 с.
4. Бардешева Т. Рассказываем стихи руками //Обруч. - 1998. - №5.
5. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации - основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 3.
6. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб.: КАРО, 2006. - 78 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991. - 194 с.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1987. - 269 с.
9. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
10. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. -М., 2001. - 235 с.
11. Ерофеева Т.И., Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М., 1994.
12. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002. - 177 с.
13. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.
14. Заворыгина Е.К. Особенности воображения детей в игре // Дошкольное воспитание. - 1986. -№12.
15. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником //Избранные психол. труды: В 2т. - М., 1986. - Т.1. - 372 с.
16. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное
воспитание, 2005.-№4.
17. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004.- 127 с.
18. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.
А.Д.Кошелевой. - М., 1983.
19. История русского драматического театра. в 7 т. - М., 1977. Т.1. - 428 с.
20. История русского театра. / Под ред. В.В.Каллаша и Н.Е.Эфроса. т.1.-Москва:Книгоиздательство «Объединение».- 1914г.- 364с.
21. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников.- М., 1972.
22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 396 с.
23. Кокшенова А. Умеют ли куклы плакать? - М., 2005. - 152 с.
24. Конович А.А. Театрализованный праздник и обряды. - М., 1990. - 127 с.
25. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Дис. канд. пед. наук. - М., 1994. - 272с.
26. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Москвичок»: Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1996. - 241 с.
27. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М.: Владос, 2004. - 223 с.
28. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.
29. Мелик-ПашаевА.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981. - 344 с.
30. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. - М.: АРКТИ, 2002.-405 с.
31. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр// Дошкольное воспитание.-1989.-№1.
32. Никитина А.Б. и др. История про театр. Кн.1.- М.: Авангард, 1995. - 397 с.
33. Николаичева А.П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание. - 1980. - №10.
34.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с.
35. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Просвещение, 2002. - 134 с.
36. Пожиненко С.А Артикуляционная гимнастика. - изд-во «Каро» г.Ленинград , 2003. - 60 с.
37. Пономарев Я. Психология творчества. - М., 1999. - 183 с.
38. Путешествие в страну игр и театра: сценарии общешкольных мероприятий / авт.-сост. Е.А. Гальцева. - волгоград: Учитель, 2007. - 138 с.
39. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное
воспитание. - 1983. - №12.
40. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой.-М.: Просвещение, 2004. - 148 с.
41. Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1988. - №8.
42. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.:
МИОО, 1995. - 231 с.
43. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок / Под ред.Н.А.Ветлугиной. - М., 1972.
44. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 157 с.
45. Шорохова О.Н. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия поразвитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.
46. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. -
1991. - №7.
Приложение
Приложение 1
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности.
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.
На основе полученных баллов каждым ребенком, выводится общая таблица роста динамики развития воспитанников в процентном соотношении.
Приложение 2
Примерный конспект занятия в старшей группе из авторской педагогической технологии развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности «Театрализованные игры в детском саду» Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой. (из опыта отечественных педагогов)
Занятие № 6
Цели:
развивать пантомимические навыки и творческое воображение;
формировать коммуникативные способности и навыки импровизации;
учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы;
развивать фантазию и воображение.
Ход занятия.
Воспитатель: Усядемся на пригорке;
Да расскажем чистоговорки!
Мышки, не мешайте кошке
Ловить мух на окошке.
Кошка муху лапкой - хвать!
Лучше кошке не мешать!
(Т.А. Куликовская)
Дети вместе с воспитателем повторяют слова. Затем чистоговорка обрабатывается индивидуально с каждым ребенком. обратите внимание на интонационную выразительность.
Пантомима "Мухи".
Детям предлагается прослушать стихотворение, затем воспитатель читает, а дети, не произнося ни слова, "показывают" стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать музыкальное сопровождение. стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)