Методика преподавания экономики для младших классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование и анализ методических особенностей преподавания экономики для школьников младших классов, а также разработка формы проведения занятия по курсу "Основы экономической теории".
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности;
• определить основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников;
• рассмотреть содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений;
• исследовать игру, как форму проведения урока;
• разработать занятие по курсу “ Основы экономической теории ”;
• обобщить сформулированные выводы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности………………………………………………....6
Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников……………………………………………………8
Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений………………………………………..10
Игра, как форма проведения урока…………………………………….12
РАЗДЕЛ 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….......16
ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ мой по методике.docx

— 57.74 Кб (Скачать файл)

 

                                                    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

  1. Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности………………………………………………....6
  2. Основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников……………………………………………………8
  3. Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений………………………………………..10
  4. Игра, как форма проведения урока…………………………………….12

РАЗДЕЛ 2

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………….......16

ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ

      Формирование основ экономической культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности специально не исследовалось.

Повседневная действительность показывает, что изучение экономики  в начальных классах становится реалией современной школы. Однако, несмотря на то, что идей, методических наработок появляется много, продуктивность работы по экономическому образованию  и воспитанию невысока.

     На мой взгляд, основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет системы.

     Во-первых, учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики.

     Во-вторых, используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета “Экономика”.

     В-третьих, отсутствует единая апробированная программа курса “Экономика” для младших школьников.

     В-четвертых, огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономике еще раз доказывает известную истину, что большое количество не всегда адекватно высокому качеству. Я считаю, что в настоящее время недостаточно качественной учебно-методической литературы, в которой подача экономического материала по уровню трудности, усвоения и методическим параметрам соответствует психологическим особенностям младшего школьного возраста, а по содержанию отвечает современным требованиям и положениям экономической науки.

     Таким образом, в новых условиях социально-экономического развития вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной стратегической проблемой образовательной системы.

     Всё вышеизложенное подтверждает актуальность темы реферативной работы, определяет ее цели и задачи.

     Цель работы - исследование и анализ методических особенностей преподавания экономики для школьников младших классов, а также разработка формы проведения занятия по курсу "Основы экономической теории".

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: 

• рассмотреть формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности;

• определить основные цели, задачи и принципы экономического образования младших школьников;

• рассмотреть содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений;

• исследовать игру, как  форму проведения урока;

• разработать занятие по курсу “ Основы экономической теории ”;

• обобщить сформулированные выводы;

     Объектом исследования является методические особенности преподавания экономики для школьников младших классов.

     Предметом работы выступают теоретические, методические и организационные аспекты преподавания экономики для школьников младших классов.

     В процессе исследования темы использовались методы научного исследования, а именно: описания, конкретизации, анализа, обобщения, логический метод.

     Методической базой исследования стали теоретические и практические работы ведущих учёных. Теоретической базой - законодательные и нормативные документы (Стандарты по курсу «Основы экономических знаний»), учебные пособия отечественных и зарубежных ученых.

     Научная новизна работы содержится в получении обоснованных результатов обобщения теоретических сведений о методических особенностях преподавания экономики для школьников младших классов.

     Практическая значимость - полученные теоретические сведения реализуются в практической части курсовой работы.

     Согласно поставленной цели и задач, построена структура данной работы. Она состоит из введения, двух разделов (теоретической и практической части), заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ  ШКОЛЬНИКОВ МЛАШИХ КЛАССОВ

 

1.Формирование основ экономической культуры младших школьников в учебной деятельности

 

     Экономическая культура младшего школьника - это качественная характеристика его личности, включающая в себя первоначальные экономические знания, умения и навыки простейшей экономической деятельности, элементы экономического мышления и сознания, а также экономически значимые качества личности (бережливость, инициативность, организованность, трудолюбие, ответственность).

     Объем экономических знаний, необходимых и доступных младшими школьникам, определяется разработанной программой, включающей следующие содержательные линии: «Человек и его потребности», «Товар, купля и продажа товаров», «Домашняя экономика»[2].

     Наиболее эффективными методами формирования основ экономической культуры младших школьников являются практикумы, дидактические игры, конкурсы, простейший анализ элементарных экономических ситуаций; составление и решение задач с экономическим содержанием; работа с цифровым материалом и др.

     Урок экономики является наиболее эффективной формой организации экономической подготовки младших школьников. Учитывая вышесказанное, считается возможным определить экономическую культуру как качественную характеристику личности, показывающую уровень сформированности экономических знаний, умений и навыков практической экономической деятельности, развитость экономического мышления и сознания, степень реализации экономически значимых качеств личности в сфере общественного производства, распределения, обмена и потребления[15].

     Авторы, изучавшие проблему формирования экономической культуры у младших школьников (М.Л.Алферова, А.Ф.Аменд, Е.В.Савина, О.М.Стригина, С.Л.Чернер) подходят к определению этого понятия с разных точек зрения. М.Л.Алферова понимает под экономической культурой младших школьников интегрированное качество личности, включающее в себя потребности и мотивы, экономическое сознание, совокупность экономических знаний и умений практической деятельности, ценностных ориентации, и позволяющее формировать у ребенка способность самостоятельно реализовать различные экономические потребности, социально-ценностное отношение к нормам культуры и обеспечивающее дальнейшее становление экономической культуры Е.В.Савина подчеркивает, что экономическая культура это совокупность достижений младших школьников в общественно-полезной и учебной деятельности по овладению первоначальными экономическими знаниями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, по формированию экономически значимых качеств личности [5].

     Учитывая все вышеизложенное, я считаю, что экономическая культура младшего школьника является компонентом экономической культуры выпускника общеобразовательной школы, а затем и общей экономической культуры человека, базой для дальнейшего углубления и совершенствования экономических знаний и умений, дальнейшего экономического самоопределения личности. Экономическая культура является неотъемлемой частью общей культуры личности.

     Принято различать несколько составляющих общей культуры личности. Этот вопрос рассматривался в работах В.В.Воронова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяша, О.С. Газмана, Л.И. Романовой, В.А.Сластенина, И.Ф.Исаева, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянова.

 

2. Основные цели, задачи  и принципы экономического образования  младших школьников

 

     Опыт работы показывает, что экономическое образование в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, столь необходимый для ориентации в современном рыночном мире. Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах.

     Основными задачами являются:

· в сфере обучения - освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях  ее функционирования, умений экономической деятельности;

· в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального  потенциала, формирование осознанного  гражданского экономического поведения;

· в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики  страны и семьи, постоянной потребности  в новых знаниях, стремления к  самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка[7].

     Реализация поставленных задач и цели может идти путем:

1. Интеграции экономики  с математикой или технологией,  где экономические знания будут  находить практический выход  (математические расчеты, качества  личности - трудолюбие, предприимчивость, экономность).

2. В рамках отдельных  курсов, для которых разработаны  и рекомендованы Министерством  образования под редакцией Л.М.Клариной, Т.Смирновой, И.Стасовой или авторские разработки.

Автор опыта в своей  деятельности руководствуется принципами развивающего обучения:

· направленность обучения на развитие личности учащегося;

· субъектная позиция ученика в познавательной деятельности;

· стимулирование ученика  к самостоятельной деятельности;

· развитие адекватной самооценки;

· обеспечение мотивированности, осознанности;

· деятельный подход;

· ориентация на сотрудничество;

· поэтапность формирования знаний, умений;

· использование жизненного опыта учащихся;

· ориентация на посильность,

· научность знаний;

· комфортность участников образовательного процесса [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Содержание, методы и приемы работы по формированию экономических знаний, умений

     В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я - личность и гражданин, я - собственник, я - участник финансового рынка, я - потребитель, я - производитель и др.).

     Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. В программе экономического курса предусмотрены практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью. Практикумы могут быть следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”, “Экономические продукты и объекты”, “Твоя будущая профессия”, “Оплата труда”, “Собственник”, “Безотходное производство” и другие [17].

     Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые игры (“Мир профессий”, “Праздничный стол”, “Робинзон”, “Путешествие на остров Бартер”, “Строительство домов”, “Безработные и предприниматели” и другие), компьютерные и настольные игры (“Жизнь или кошелек”, “Монополия”, “Банкир”), дискуссии на проблемные экономические темы, уроки-конкурсы (“Самая экономная хозяйка”, “Конвейер”, “Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект [14].

     Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к предмету. Только в этом случае он принимает активное участие в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил.

     Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. “Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество, - писал В. Сухомлинский, - верная дорога к сердцу ребенка… Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить… В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному”. Именно по этому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка.

     По ходу слушания сказки ребята обсуждают, дискутируют, запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания [20].

     Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести “Словарик”, который дети сами сделают на уроках технологии.

Информация о работе Методика преподавания экономики для младших классов