Методика проведения занятий по художественной обработке природных материалов на уроках труда в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить теоретические материалы по данной теме и разработать серию уроков, отражающих методику художественной обработки природных материалов на уроке технологии в начальной школе.
Гипотеза: трудовое обучение младших школьников по художественной обработке природных материалов будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения младших школьников;
– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-6
ГЛАВА 1
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
1.1 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников……………………………………………………………………….7-8
1.2 Методика обучения технологии в начальной школе………………………9-13
1.3 Методика обучения школьников работе с природными материалами на уроках технологии в начальных классах……………………………………13-15
1.4 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения……………………………………………………………………….15- 20
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов» в 1 классе ………………………………………………………...21-25
2.2 Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом
……………………………………………………………………………………26-46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47-48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………49-50
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...51-53

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по технологии.docx

— 102.97 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с учащимися начальных классов на уроках трудового обучения:

1. Хвоя. Хорошо подходит  для имитации иголок ежа, лапок  паука, коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для кукол и т.д. Хвою используют: еловую, сосновую, пихтовую. Собирать можно в любое время года, в работе лучше использовать зеленую хвою. В работе с хвоей следует учитывать её особенность – иголки хвои колючие, хранить её необходимо в коробочке, банке.

         2. Орехи. При изготовлении поделок их орехов можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком – грецкие, лесные, земляные, кедровые, фисташки. Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков, животных.

          Лесные орехи следует собирать зрелые в августе месяце вместе со шляпой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать в работе.

         Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков, лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.

Скорлупа грецких орехов используется для поделок лодочек, тележки, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа. Раскалывать орехи можно только учителю, дети в работе используют готовые половинки.

Земляные орехи очень удобны в работе – легко прокалываются, режутся, скорлупка у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных. хранить орехи нужно в сухом помещении, т. к. их скорлупа не твердеет при высыхании.

3. Желуди. Плоды дуба –  желуди – бывают разной формы  и величины. Желуди созревают  осенью, в сентябре-октябре. Рекомендуется  собирать плоды, когда они созрели  и падают с дерева. Одновременно  с желудями собирают и их  чашечки, на которых они держаться. Плюски – очень хороший материал в дополнении к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления поделок желательно использовать свежие жёлуди, т. к. они дольше хранятся и с ними легче работать. Этот материал, в отличии от каштанов, широко распространен почти по всей территории нашей страны. Сбор и хранение его не представляет трудности. соединение желудей не трудное. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.

4. Семена. Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян  цветов, таких как зырянка, настурция, лазоревые цветы. Из этих семян  можно легко смастерить глаза  животным или человека.

5. Ветки. При изготовлении  игрушек из объемного природного  материала – шишек, желудей, каштанов  – отдельные детали делают  из веток: чаще всего это руки  и ноги различных образов. Ветки  обладают передать поделку практически  в любой позе: бегущей, сидящей, с  поднятыми руками и т.д. и все  эти детали можно сделать из  одной небольшой веточки. Локтевой  и коленной частями служит  место развилки веток, в длина  отрезается пропорционально величине  поделки. В работе можно использовать  ветки сосны, ели, сирени. Их ветки  упруги и при высыхании не  так легко ломаются. Сбор веток  – работа, требующая времени, терпения  и аккуратности. Необходимо постоянно  напоминать детям, что деревья  нужно беречь и для поделок  нужно собирать ветки, лежащие  на земле, со спиленных деревьев, в местах обрезки деревьев.

6. Корки. Корки для поделок  могут использоваться в зависимости  от формы, которые могут напоминать  различные фигуры животных или  части их тела. Здесь особенно  важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать  у детей. [4].

7. Листья. Они являются  интересным и нужным дополнением  при изготовлении поделок, из  них можно выполнить красивые  аппликации. Листья очень разнообразны  по своей форме и расцветки. Листья можно использовать от  разных деревьев, кустарников, цветов.

Из листьев можно сделать крылья бабочки, плавники рыбы, всевозможные узоры. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.

Для сохранения и последующего использования их необходимо правильно заготавливать, засушить. Засушивание листьев производят закладывая их между листами пористой сухой бумаги. На ней аккуратно в расправленном виде раскладывают в один слой растения; каждый слой сверху также закрывают бумагой. Стопку подготовленного таким образом природного растительного материала можно уложить в специальный пресс или просто придавить сверху тяжелым предметом. Можно листья через газету прогладить горячим утюгом.

Чтобы засушиваемые листья не почернели и сохранили цвет, листы газеты следует менять ежедневно. Обычно для полного высыхания листьев требуется от трех до семи дней. Хранить засушенный материал лучше всего в специальной папке, в которой отдельные экземпляры тоже имеет смысл переложить листами бумаги. Сухие листья очень хрупкие, ломкие.

8. Соломка. Как поделочный  материал солому используют давно. Солома – это стебель злаковых  растений, полый внутри, легко обрабатываемый  материал. Изделия из соломы очень  привлекательны, красивы. Они дают  большой простор для творческого  развития детей. Используют солому  ржи, пшеницы, овса, ячменя, дикорастущих  растений .

Заготовку соломы производят после созревания растения, когда она приобретает золотистый цвет. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами или разрезают на части по узлам – так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы не пригодна, так как стели у нее поломаны или смяты. Лучше использовать свежую ровную, не смятую комбайном, не подгнившую солому. Собирают солому вручную на обочине полей или пришкольном участке.

Для работы солому необходимо подготовить из трубочек сделать плоские ленты. Вначале выбирают круглые, ровные стебли, отрезают узлы и кладут солому на 1,5–2 часа в широкий сосуд с горячей водой для распаривания. Когда солома станет мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают горячим утюгом на сложенной в несколько раз газете. Материал можно заготавливать впрок.

9. Птичьи перья. В работе  можно использовать перья птиц  разных размеров, оттенков и любого  размера. Перед работой перья  промывают, сушат, и расчесывают  для возвращения им естественного  вида.

10. Ракушки. На берегах  рек, морей, озер можно найти ракушки-домики, которые интересны по внешнему  виду, оригинальны по форме. Сбор  ракушек можно производить с  детьми во время экскурсий. Ракушки  после сбора моются, после раскладываются  и сушатся. Из ракушек можно  сделать фигурки животных, или  как дополнительный материал.

Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что на уроках трудового обучения при аппликационных работах используется разнообразные природные материалы, которые всегда можно найти исходя из местных природных условий. Каждый из этих материалов имеет свои свойства, специфику заготовки и хранения. Природный материал следует готовить заранее, рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности. Удачно подобранный материал способствует закреплению положительных эмоций у детей, стимулирует желание трудиться, творить, обогащает знания о природе. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов» в 1 классе

 

Разнообразие тем и видов труда, предусмотренных программой трудового обучения, требует от учителя особого внимания к тематическому и перспективному планированию уроков. Процесс планирования подразделяют на два этапа: – перспективное планирование и составление календарного плана. Перспективное планирование предполагает разработку общей стратегии на весь учебный год или полугодие. Прежде всего, производится так называемые разноска часов по четвертям: из всего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяется, сколько часов отводиться на каждую четверть, на каждый вид труда. Приступая к этой работе, учитель обращается к Программам по трудовому обучению в начальной школе. В настоящее время учитель может использовать при планировании трудового обучения младших школьников разные программы, среди них и авторские, и традиционные. Остановимся на краткой  характеристике одной из них.

Одной из авторских программ по трудовому обучению младших школьников является «Школа мастеров» автор Т.М. Геронимус. Данная программа рассчитана на 4 летнюю начальную школу, учебная трудовая деятельность в ней рассматривается как средство познания окружающего мира, а ребенок в нем как преобразователь этого мира. Цель трудового обучения будет достигнута, если ребенок займет позицию: « Я хочу это сделать сам. Я уже сделал что то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться». [3].

Программа по технологии Конышевой разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровье сберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы. [19].

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Следующей из авторских Программ по трудовому обучению младших школьников является программа, рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ. Это Программа Цирулик Т.Н. «Умные руки». Ее цель: развитие интеллектуальных способностей, повышение интереса к познанию нового, расширение кругозора учащихся . [19].

На основе изучения содержания программ учитель осуществляет перспективное планирование, т.е. производной разноску часов по четвертям: из сего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяет, сколько часов отводится на каждую четверть. После этого определяется последовательность происхождения материала в объеме установленного времени.

В календарном плане отражается тема каждого урока и их последовательность с указанием количества часов и точной даты проведения.

В качестве примера мы проводим разработанный нами перспективно-тематический план работы по работам с природным материалом для учащихся 1 класса. План составлен на основе содержания Программы по трудовому обучению «Умные руки» автора Цирулик Н.А.

 

Тема и краткое

содержание урока

Образовательная

цель урока

Развивающая

цель урока

Воспитательная

цель урока

Тип урока

Методы

обучения

Инструменты и

приспособления

Наглядность,

ТСО

Приемы приклеивания деталей без разметки.

Вступительная беседа. Анализ изделия. Правила техники безопасности.

Выполнение аппликации.

Итоговая беседа.

Научить детей аппликационным работам с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную

основу.

Развивать ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета.

Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус.

урок изучения нового материала

словесный, наглядный, практический

природный материал, картон, клей ПВА, клеенка, фартук, тряпочка для рук.

образец изделия, природный материал, заготовка для основы;

Аппликация из листьев. Бабочка.

Рассказ учителя о картине «Золотая осень» И.С. Остроухова. Беседа об осени. Отгадывание загадок. Разгадывание ребуса. Выполнение аппликационных работ. Итоговая беседа.

учить выполнять аппликацию из листьев деревьев – бабочку и соразмерять при этом ее части;

развивать мелкую мускулатуру рук, мышление, воображение;развивать желание сделать аппликацию красивой.

воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми красоты родной природы;

комбинированный

словесный, наглядный, практический

букет осенних листьев; гербарий осенних листьев разной формы; листья деревьев; ягоды шиповника; веточки; пластилин; клей; ножницы.

репродукция картины И.С. Остроухова «Золотая осень»; карточки со стихотворениями о листьях, об осени, о желуде;

Изделие «Осенний букет».

Просмотр слайдов «Цветы». Беседа о цветах. Работа по учебнику стр. 71. повтор правил безопасности работы с ножницами. Гимнастика для пальцев. Выполнение аппликационных цветов из природного материала. Итоговая беседа.

прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; закрепить знания учащихся о цветах;

развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручку.

комбинированный

словесный, наглядный,

ПК, слайды «Цветы», магнитофон, аудиозапись песни «Городские цветы», природные материалы: семена клена, плоды рябины, плоды шиповника, еловые шишки, сухие веточки, ножницы, гуашевые краски, кисточка для красок, баночка для воды.

образцы, выполненные из природного материала, иллюстрации цветов.

Аппликация из листьев «Овощи».

Отгадывание загадок про овощи. Беседа о овощах. Гимнастика для глаз. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для пальчиков. Выполнение аппликационных работ.

Физкультминутка. Итоговая беседа.

прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом – листьями; познакомить с понятием «овощи»; учить выбирать нужный материал для изготовления определенной поделки.

развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, расширять кругозор.

воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в работе.

урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.

словесный, наглядный, практический

цветной картон, клей ПВА, листья различных пород деревьев, травянистых растений, лист для черновой работы, тряпочка для рук.

образцы аппликаций из листьев, иллюстрации моркови, лука, капусты.

Аппликация из листьев «В лес за грибами».

Беседа о грибах. Работа по учебнику.

анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика для глаз и пальчиков. Выполнение аппликации по образцу. Итоговая беседа.

прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом – листья; дать первоначальные сведения о грибах, учить различать грибы;

развивать умение изготовлять аппликацию из природного материала; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.

урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.

 

словесный, наглядный, практический

 

картон, природный материал, клей, ножницы, лист для черновой работы, тряпочка для рук.

иллюстрации грибов, карточки с напечатанными названиями грибов.

Аппликация из листьев «Чудо-животные».

Прослушивание аудиозаписи «Звуки леса». Повторение ранее изученного об аппликации. Анализ образца. Правила техники безопасности. Выполнение аппликации. Итоговая беседа.

прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; учить работать по намеченному плану, с природным материалом.

развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.

воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.

словесный, наглядный, практический

магнитофон, аудиозапись «Звуки леса», цветной картон, лист для черновой работы, природный материал, клей ПВА, ножницы, тряпочка для рук.

рисунок «Разнообразие форм листа», карта поэтапного выполнения работ.

Мозаика «Цветок».

Беседа о мозаике. Анализ образца. Правила техники безопасности. Гимнастика. Выполнение мозаики. Итоговая беседа.

познакомить с новым видом мозаики с использованием природного материала; учить выполнять мозаику;

развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление, память.

воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе.

комбинированный

словесный, наглядный, практический

семена фруктов, природные материалы – листья, крышка от пластиковой круглой банки, картон, тряпочка для рук.

образец мозаики «Цветок», наброски различных рисунков для выполнения мозаики.

Мозаика из скорлупы. Беседа о мозаике. Технология выполнения мозаики. Выполнение мозаики из скорлупы. Итоговая беседа.

дать необходимые понятия о мозаике, ее видах, технологии выполнения и применении, ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения мозаики из скорлупы.

выработать навыки выполнения мозаики, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.

сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

урок изучения нового материала

словесный

рисунок – образец, скорлупа, гуашь, кисточка для нанесения клея ПВА, клей ПВА, технологическое стекло, приспособление для мозаики.

образцы мозаики, инструкционные карты.

Мозаика из речной гальки.

Работа по учебнику. Беседа о мозаике. Анализ образца. Правила техники безопасности Гимнастика для пальцев, глаз. Выполнение мозаики. Физкультминутка. Итоговая беседа.

познакомить с новым видом мозаики с использованием речной гальки; расширить и углубить знания, а так же освоить приемы при изготовлении декоративного панно; сформировать умение работать в коллективе.

Развить умения и навыки работы с различными декоративными материалами; развитие фантазии и творческого подхода к выполнению работы.

Воспитать аккуратность, точность.

комбинированный

словесный, наглядный

простой карандаш, маркер, кисти, щетка и губка, молоток, ножницы; бумага для эскизов, оргалит для основы, речная галька, гуашь, бронзовая краска, клей ПВА, лак

технологическая карта, декоративные панно из речной гальки


 

 

 

 

 

2.2 Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом

 

Урок 1

Раздел программы: Художественная обработка природных материалов

Тема: Приемы приклеивания деталей без разметки

Класс: 1 класс

Цели урока:

Образовательная: Научить детей работать с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную основу.

Развивающая: Развивать ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета.

Воспитательная: Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Оборудование: природный материал, картон, клей ПВА, клеенка, фартук, тряпочка для рук.

Дидактический материал к учебному занятию: образец изделия, природный материал, заготовка для основы;

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Мотивационный этап.

– Ребята! У меня на столе клей, картон, клеенка. А у вас?

– Тоже.

– А еще какая-то папка с чем-то!

– Что это за папка?

– Для природного материала.

– С чем она?

– С засушенными листьями.

– А у вас она есть?

– Да.

Вступительная беседа.

– Ребята! А как вы думаете, для чего нам засушенные листья?

– Чтобы изготовить поделку.

– Правильно.

– А какую, вы знаете? Чтобы это узнать отгадайте загадку!

Серый зверек

Через полку скок,

Длинные ноги,

А хвост короток.

– Заяц

– Молодцы!

(Учитель вывешивает образец изделия.)

– Сегодня мы будем делать аппликацию «Веселый зайка».

III. Подготовка к практической  работе.

1. Анализ изделия.

– Ребята! Посмотрите на зайку. Из каких частей он состоит?

– Ушки, туловище, голова, лапки, щечки, глаза, нос.

– Правильно.

– У меня на столе лежит гербарий, из него нужно составить рисунок.

К доске выходит один ученик, подбирает детали для заготовки.

– Как вы думаете, что необходимо взять для глаз, носа и для лапок?

– Семена.

– Правильно.

– Ребята! А у нас получился веселый зайчик?

– Нет.

Информация о работе Методика проведения занятий по художественной обработке природных материалов на уроках труда в начальной школе