Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 06:32, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические материалы по данной теме и разработать серию уроков, отражающих методику художественной обработки природных материалов на уроке технологии в начальной школе.
Гипотеза: трудовое обучение младших школьников по художественной обработке природных материалов будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения младших школьников;
– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-6
ГЛАВА 1
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
1.1 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников……………………………………………………………………….7-8
1.2 Методика обучения технологии в начальной школе………………………9-13
1.3 Методика обучения школьников работе с природными материалами на уроках технологии в начальных классах……………………………………13-15
1.4 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения……………………………………………………………………….15- 20
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов» в 1 классе ………………………………………………………...21-25
2.2 Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом
……………………………………………………………………………………26-46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47-48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………49-50
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...51-53
Что нужно сделать, чтобы он стал веселым. Подвигаем детали.
– А сейчас?
– Да
– Что делаем дальше?
– Приклеиваем.
2. Составление плана работы.
1) Отберем нужные листья и семена.
2) Разложим детали на заготовке.
3) Подвигаем их.
4) Приклеим.
– Помните! Гербарий – очень хрупкий материал, и работать с ним, и приклеивать его нужно очень аккуратно и осторожно.
IV. Практическая работа.
(Учитель проходит по классу и индивидуально помогает ребятам.)
V. Итог урока.
– Что вы сегодня выполняли на уроке?
– Из какого материла?
– Как можно еще назвать этот материал?
– Вам понравилась такая работа?
– Молодцы! Все хорошо поработали. Убираем рабочее место. Урок окончен.
Урок 2
Раздел программы: Художественная обработка природных материалов
Тема: Аппликация из листьев. Бабочка
Класс: 1 класс
Цели урока:
Образовательная: учить выполнять аппликацию из листьев деревьев – бабочку и соразмерять при этом ее части;
Развивающая: развивать мелкую мускулатуру рук, мышление, воображение; развивать желание сделать аппликацию красивой.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми красоты родной природы;
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: букет осенних листьев; гербарий осенних листьев разной формы; листья деревьев; ягоды шиповника; веточки; пластилин; клей; ножницы.
Дидактический материал к учебному занятию: репродукция картины И.С. Остроухова «Золотая осень»; карточки со стихотворениями о листьях, об осени, о желуде;
Ход урока
I Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя о
картине «Золотая осень» И.С.
Илья Семенович Остроухов принадлежит к замечательному поколению русских художников второй половины Х1Х века. Он был видным живописцем. Важной стороной его деятельности является многолетнее руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 гг. в постоянной экспозиции Третьяковской галереи находится произведение художника «Золотая осень». Картина по своему характеру представляет лесной или парковый пейзаж. В густой траве справа стоят два больших дерева. Золотая листва, среди которой выделяются широкие оранжевые листья клена, свешивается до земли. Навстречу ей из травы поднимаются многочисленные уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней – группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами. Богатейшая гамма золотисто-оранжевых тонов листвы контрастирует с темной сочной травой. Прозрачное кружево листвы передано без лишней детализации, но за каждым пятном чувствуется точная форма листа и ветки. Пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще деревьев есть дыхание жизни.
2. Беседа о красоте
осенних листьев. Рассматривание
букетов из осенних листьев, гербария.
Проникнуться настроением
3. Чтение стихотворений об осени.
Дети читают стихи, написанные на карточках.
Карточка 1
Кружат листья над. дорожкой,
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной. А. Блонский
Карточка 2
Меж редеющих верхушек И, хвостом мелькая, белка
Показалась синева. Легкий делает прыжок.
Зашумела у опушек Стала ель в лесу заметней,
Ярко-желтая листва. Бережет густую тень.
Птиц не слышно. Треснет мелкий Подосиновик последний
Обломившийся сучок, Сдвинул шапку набекрень.
А. Твардовский
Карточка 3
В картинах российской осени есть немного щемящей грусти. Но это светлая грусть, без которой невозможна большая любовь. Осенью мы лучше видим и глазом, и сердцем. Прозрачные дали. Чиста и прозрачна вода в озерах. Чище и тоньше звучат редкие голоса птиц. Все устоялось и замерло для того, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на свое отражение в синей воде. Таково состояние природы. Таково состояние и души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины. В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли и что тебе принадлежит эта земля.
4. Отгадывание загадок.
Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит.
И сам он в речке не утонет,
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький….
Падают с ветки
Золотые монетки.
III Сообщение темы и цели урока.
-Тема сегодняшнего урока «Аппликация из листьев. Бабочка».
- Цель урока: на учиться выполнять аппликацию из листьев деревьев – бабочку и соразмерять при этом ее части;
- Посмотрите на изделие,
которое мы будем
IV Показ способов работы.
Учитель. Все детали бабочки делают из определенного природного материала: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие и большие листья любого дерева, что даст возможность изготовить бабочки с крыльями различной формы и окраски, но при этом следует соизмерять величину желудя и крыльев. Уложив листья в виде крыльев бабочки, их плотно сжимают у основания и присоединяют к туловищу, для чего на боковые края желудя накладывают тонкий слой пластилина или клея. Голову бабочки делают из ягоды шиповника. В нее вставляют усики из веток и соединяют с туловищем.
Если для крыльев бабочки будут подобраны листья с разных деревьев, бабочки получатся разные, и можно будет все поделки учеников объединить в коллективную работу под названием «Хоровод бабочек»
V Самостоятельное выполнение работы:
– Точками обозначают место детали аппликации.
– Снимают деталь аппликации.
– Смазывают деталь ровным тонким слоем клея.
– Прикладывают деталь к обозначенным точкам.
– Закрывают чистым листом бумаги.
– Аккуратно протирают тряпочкой. Снимают лист бумаги.
Оценка работы проводится в соответствии с поставленными задачами. Особое внимание обращается на оригинальность их конструкции.
VI Итог урока.
Чтение пословицы и объяснение ее смысла:
«Умелые руки работы не боятся».
– Чему вы научились?
– Что узнали нового?
Урок 3
Раздел программы: Художественная обработка материалов
Тема: Изделие «Осенний букет»
Класс: 1 класс
Цели урока:
Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; закрепить знания учащихся о цветах;
Развивающая: развивать эстетические чувства; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.
Воспитательная: воспитывать ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручку.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: ПК, слайды «Цветы», образцы, фон, цветная бумага, ткань с разметкой стола, наклеенная на бумагу ( не заклеена полоска, шириной 1 см. для бахромы), сухие листья, лоскут ткани для опыта, писчая бумага для упражнений, клей, ножницы .
Дидактический материал к учебному занятию: образцы, выполненные из природного материала, иллюстрации цветов.
Место проведения: класс
Ход урока
1. Организационный этап:
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока:
- Сегодня мы будем
3. Опрос учащихся по изученному материалу.
Какое сейчас время года?
В осеннем парке мы гуляли,
С деревьев листья облегали.
Мы собрали их, сушили,
И в картину превратили.
А картина – загляденье,
Всем друзьям на удивление.
( показ образца)
-С каких деревьев собирали
листья? Какого цвета? Что с ними сделали
? (часть засушили , а часть листьев поставили
в вазу с водой)
IV Вводный инструктаж;
-Сегодня будем делать
листочки для букета, для этого
надо выбрать сухой лист, разрезать
его пополам и наклеить на
цветную бумагу Можно наклеить
и целый лист, но, срезая цветную
бумагу вокруг листа надо
Выполнение нескольких листьев
-А сейчас, вырежем вазу из бумаги по разметке.
- После чего нужно приклеить букет так, чтобы казалось, что цветы стоят в вазе.
V Самостоятельная практическая работа учащихся;
VI Подведение итогов урока;
-Что вы сегодня изготовили?
- Были ли у вас сложности в работе? Какие?
Урок 4
Раздел программы: Художественная обработка природных материалов
Тема: Аппликация из листьев «В лес за грибами»
Класс: 1 класс
Цели урока:
Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом – листья; дать первоначальные сведения о грибах, учить различать грибы;
Развивающая: развивать умение изготовлять аппликацию из природного материала; развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие.
Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений и навыков и способов действий.
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: картон, природный материал, клей, ножницы, лист для черновой работы, тряпочка для рук.
Дидактический материал к учебному занятию: иллюстрации грибов, карточки с напечатанными названиями грибов.
Ход урока
I.Организационный этап;
II Мотивационный этап;
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, мы отправимся в интересное путешествие. Чтобы узнать, куда мы направляемся, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём!
- Дети, что это за зелёный дом? (Это лес)
- Итак, ребята, мы отправляемся в лес!
III Сообщение темы и цели урока;
- Тема нашего урока
звучит так «В лес за грибами».
Мы отправимся в лес и
IV Подготовка к выполнению задания;
Отгадайте-ка, ребятки,
Вы весёлую загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть, нет головы. (Гриб)
Учитель: Плетёмся по грибы
Шоссе. Леса. Канавы.
Дорожные столбы
Налево и направо.
С широкого шоссе
Идём во тьму лесную.
По щиколотку в росе
Плутаем врассыпную.
- Вот мы с вами оказались на лесной полянке.
(Подготовленные дети загадывают загадки, класс отгадывает, на доску вывешивается рисунок с изображением гриба)
1. На толстой бледной ножке
Коричневая шляпка.
Наверняка, любой грибник
Найти мечтает ... (Боровик)
2. Не спорю, не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно,
В берёзовой роще. (Подберёзовик)
3.Ходят в рыженьких беретах
Очень дружные сестрички.
Осень в лес приносят летом,
Золотистые ... (Лисички)
4.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ... (Подосиновик)
5.Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
6.Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый ... (Мухомор)
V Проверка готовности рабочих мест;
VI Самостоятельное выполнение учащимися задания;
Учащиеся разделены на группы. Каждая группа изготавливает аппликацию из сухих листьев по предложенным им шаблонам: боровик, мухомор, подберёзовик, подосиновик, опята, лисички)
VII. Подведение итогов урока;
Урок 5
Раздел программы: Художественная обработка природных материалов
Тема: Изделие «Павлин»
Класс: 1 класс
Цели урока:
Образовательная: учить пользоваться учебным пособием – учебником; учить детей работать с природным материалом, выполнять работу аккуратно, соблюдая правила безопасной работы с ножницами, клеем, пластилином; учить отгадывать загадки; учить видеть прекрасное, познакомить с птицей, занесенным в Красную книгу павлином,
Развивающая: развивать мелкую мускулатуру рук, воображение, мышление.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; расширить кругозор;
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный
Оборудование: природный материал: ракушки маленькие, ракушки большие, перья птиц, плод шиповника, мох, сухая веточка дерева, пластилин, картон, клей ПВА, кисточка для клея, цветная бумага, ножницы, тряпочка для рук
Дидактический материал к учебному занятию: образец павлина, выполненного из природного материала; иллюстрации с изображением павлина.
Ход урока