Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 06:32, курсовая работа
Цель работы: изучить теоретические материалы по данной теме и разработать серию уроков, отражающих методику художественной обработки природных материалов на уроке технологии в начальной школе.
Гипотеза: трудовое обучение младших школьников по художественной обработке природных материалов будет эффективным если:
– учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения младших школьников;
– создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-6
ГЛАВА 1
ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
1.1 Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников……………………………………………………………………….7-8
1.2 Методика обучения технологии в начальной школе………………………9-13
1.3 Методика обучения школьников работе с природными материалами на уроках технологии в начальных классах……………………………………13-15
1.4 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения……………………………………………………………………….15- 20
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов» в 1 классе ………………………………………………………...21-25
2.2 Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом
……………………………………………………………………………………26-46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………47-48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………49-50
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………...51-53
I. Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Этап актуализации знаний.
2. Вводная часть.
а) Отгадывание загадок, отгадка сопровождается иллюстрациями.
Пальма в озеро глядится,
А под пальмой чудо-птица.
Хвост, как веер расписной, –
Синий, красный, золотой,
Желтый цвет, зеленый цвет –
Всех цветов лесных букет.
б) Беседа.
– Кто из вас видел павлина?
– Где мы можем увидеть павлина?
– Что такое зоопарк?
Каких животных можно встретить в зоопарке?
Посмотрите на иллюстрации с изображением павлина. Опишите эту птицу.
3. Дополнительный материал
– Павлины – декоративные птицы семейства фазановых. У обыкновенного павлина длиной 1,2–1,3 м, В Индии этик птиц одомашнивают. Павлины занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов. В Красную книгу заносят редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Сбор информации для Красной книги был начат Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1949 г. В СССР – Красная книга учреждена 1974 г.
4. Постановка целей и задач урока.
– Сегодня на уроке вы сделаете павлина своими рукам, используя природный материал.
II. Изучение нового материала.
1. Анализ образца
– Откройте учебник на страницах 68, 69. Рассмотрите образцы природного материала.
Что вам потребуется для работы?
– Внимательно рассмотрите образец павлина.
– Какие материалы вам потребуются для работы?
– Какие инструменты вам потребуются для выполнения данной работы?
– Откройте учебник на странице 76. Рассмотрите карту поэтапного выполнения работы.
– Какими страницами учебника вы должны воспользоваться и для чего?
2. Правила техники безопасности:
Дети повторяют основные правила безопасной работы с ножницами, клеем и пластилином.
III. Гимнастика для пальчиков
Руки вверх скорей подняли –
Помахали – помахали:
Кулачки сейчас сожмём,
А потом их разожмем.
IV. Ход выполнения работы.
1. План поэтапного выполнения работы
Полянка
1. Нарисовать на картоне основание полянки.
2. Вырезать основание полянки.
3. Нанести на вырезанное
основание клей ПВА и
Туловище павлина
1.Взять две большие ракушки и наполнить их пластилином.
2. Склеить ракушки между собой.
Оформление перьев.
1. Вырезать детали со страницы 79 учебника.
2. Приклеить узоры на перья.
Изготовление хвоста
1. Взять две маленькие
ракушки и наполнить их
2. Склеить ракушки между собой.
3. Вставить перья в пластилин между раковинами.
Изготовление головы павлина
1. Взять плод шиповника
Время для проведения физкультминутки учитель определяет по работоспособности класса.
Вы наверное устали?
Ну, тогда все дружно встали:
Ножками потопали,
Ручками похлопали
Вправо ниже наклоняйся.
Влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
V Гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И работать продолжаем.
Дети выполняют действия согласно содержанию четверостишия:
VI Практическое использование работы.
Использование поделки как сувенира.
VII Итог урока.
1. Беседа
– Какую работу выполняли на уроке?
– Какие – материалы вам потребовались?
-Опишите своего павлина, – какой он у вас получился?
2 Выставка работ.
Урок 6
Раздел программы: Художественная обработка материалов
Тема: «Мозаика из скорлупы»
Класс: 1 класс
Цели урока:
Образовательная: дать необходимые понятия о мозаики, ее видах, технологии выполнения и применении, ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения мозаики из скорлупы.
Развивающая: выработать навыки выполнения мозаики, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.
Воспитательная: сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основной метод проведения урока: словесный
Оборудование: рисунок – образец, скорлупа, гуашь, кисточка для нанесения клея ПВА, клей ПВА, технологическое стекло, приспособление для составления мозаики.
Дидактический материал к учебному занятию: образцы мозаики, инструкционные карты.
Место проведения: класс
Ход урока
I Организационный этап;
Подготовить необходимые инструменты и материалы.
II Мотивационный этап;
«Искусство коим был прославлен Апеллес
и коим ныне Рим главу свою вознёс,
коль пользы от Стекла приобрело велики,
доказывают то Финифти, Мозаики,
которые век хранят геройских бодрость лиц,
приятность нежную и красоту девиц,
чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся….»
Мозаика – распространенный
вид декоративно-прикладного
Мозаика (от лат. "прикладывание")
– создание художественных
Пользуясь приемами мозаики, можно создать тематические композиции на различные сюжеты.
III Сообщение темы и цели урока;
- И сегодня на уроке мы будем изготавливать мозаику из яичной скорлупы.
IV Этап актуализации знаний;
В зависимости от используемого материала мозаику можно разделить на следующие виды:
Мозаика из скорлупы по способу выполнения подразделяется на два вида:
На этом уроке мы с вами приобретем первые навыки выполнения мозаики из скорлупы Образцы перед вами.(демонстрация образцов на слайдовой презентации)
V Изучение нового материала;
Скорлупа – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии. Её белая поверхность даёт нам огромную возможность для выбора цветовой гаммы при растушовывании.
История изготовления мозаики уходит далеко вглубь веков. Вот послушай как Виктор ГЮГО рассказывал о мозаике: «...Собор Парижской богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника – это не только страница истории Франции, но и истории искусства…. Внутри собора было темно и сумрачно. Боковые продолы заволокло тьмой, лампады мерцали, как звёзды. Так глубок был мрак, окутавший своды, лишь большая розетка фасада. Разноцветные стекла которой купались в закатном луче. Переливалась во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба…»
Каждый народ ищет свой материал, свои способы работы. Например, в городах Средней Азии очень распространена мозаика из кирпичей, покрытых серо – желтой, голубой, белой, синей глазурью. Они богато украшают старинные мечети, мавзолеи, дворцы.
Лаосские художники делают красочные мозаики из кусочков цветного зеркала. Мозаика эта, сверкая и переливаясь на солнце, создаёт радостное , торжествующее настроение.
Для работы используют осколки различных материалов: стекла, керамики, камня, полимера, бумагу и другие.
Декоративные свойства мозаики: разнообразие материалов, цвета.
При проведении работ невыполнимо соблюдать правила техники безопасности: при работе с инструментом для укладывания мозаики, технологическим стеклом.
VI Этап применения нового материала;
Последовательность создания мозаики:
1. Выбор рисунка
2.Заготовка материала – картон, копировальная бумага, скорлупа, кисточка. Клей ПВА, приспособление для составления мозаики, гуашь, стакан с водой.
3.Перевод рисунка на картон
4.Растушёвывание скорлупы, в зависимости от цвета на рисунке
5.Составление мозаики, начинают с мелких фрагментов рисунка
6.Предварительно покрыть небольшой участок картона клеем ПВА, при помощи кисточки
7.При составлении мозаики, необходимо точно придерживаться цветовой гаммы изображенной на рисунке
8.Величина осколков скорлупы, зависит от размера рисунка, в пределах одной работы, можно использовать несколько величин осколков
9.При завершении работы
можно ещё раз гуашью
10.Работу установить в рамку.
Кроме красоты и разнообразия, есть еще одно важное качество мозаики: неразрывная связь её с местом, для которого она предназначена. Народ никогда не будет делать её там, где её будет плохо видно или она будет мешать. Это очень важно. « Не обмолачивайте хлеб резными цепями, не украшайте мельничные ж Практическая работа учащихся
(Выполнение мозаики из скорлупы детьми)
Текущий инструктаж. Проверка правильной организации рабочего места, выполнении работы согласно инструкционной карте.
VII Подведение итогов урока;
- Какие виды мозаики вы узнали?
- Назовите разновидности мозаики по способу выполнения.
- Какой материал можно использовать при составлении мозаики?
VIII. Домашнее задание. Уборка рабочих мест.
-Доделать фрагмент рисунка. На следующее занятие принести те же инструменты и материалы для выполнения мозаики.
Урок 7
Раздел программы: Художественная обработка материалов
Тема: Мозаика из речной гальки
Класс: 1 класс
Цели урока:
Образовательная: познакомить с новым видом мозаики с использованием речной гальки; расширить и углубить знания, а так же освоить приемы при изготовлении декоративного панно; сформировать умение работать в коллективе.
Развивающая: Развить умения и навыки работы с различными декоративными материалами; развитие фантазии и творческого подхода к выполнению работы.
Воспитательная: Воспитать аккуратность, точность.
Тип урока: комбинированный
Основной метод проведения урока: словесный, наглядный
Оборудование: простой карандаш, маркер, кисти, щетка и губка, молоток, ножницы; бумага для эскизов, оргалит для основы, речная галька, гуашь, бронзовая краска, клей ПВА, лак, гвозди, емкости, стакан для воды, крупное сито.
Дидактический материал к учебному занятию: технологическая карта, декоративные панно из речной гальки
Место проведения: класс
Ход урока
I Организационный этап;
Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.
II Сообщение темы и цели урока;
- Что такое мозайка?
- Тема сегодняшнего урока «Мозайка из речной гальки»
- И сегодня мы будем
изготавливать коллективное
III Опрос учащихся по изученному материалу.
-Что такое речная галька?
-Где ее можно собрать?
-Как вы представляете себе нашу будущую поделку?
IV Изложение нового материала;
Мозаика (фр. mosaique, ит. mosaico, от лат. musivum – букв. посвященное музам) – один из видов монументального искусства. В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и др. материалов.