Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Предмет: методы социальной профилактики, коррекции и реабилитации.
Цель: выявить в теории и на практике значение профилактической работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Гипотеза: важнейшими условиями социальной реабилитации детей с отклоняющимся поведением являются своевременная диагностика и профилактическая работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование социальной профилактики, коррекции и реабилитации……………………………………………………………………...5
1.1.Критерии определения "социальная норма" и "отклоняющееся поведение". Причины девиации…………………………………………………5
1.2.Социальная профилактика, коррекция и реабилитация – основные виды социально-педагогической деятельности. Сущность понятий………………10
1.2.1. Социальная профилактика……………………………………………….10
1.2.2. Коррекция и реабилитация………………………………………………12
Глава 2. Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы……………………………………………………………………………15
2.1. Направления, формы и методы работы социального педагога по профилактике, коррекции и реабилитации……………………………………15
2.2 Диагностика склонности к девиантному поведению учащихся на базе СОШ №11 г. Кургана……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………....25
Список использованных источников…………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

мет проф, реаб, кор.docx

— 115.76 Кб (Скачать файл)

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы профилактики:

- комплексность (организация  воздействия на различных уровнях  социального пространства, семьи  или личности);

- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

- позитивность информации;

- уменьшение негативных  последствий;

- личностная заинтересованность  и ответственность участников;

- максимальная активность  личности;

- устремленность в будущее. [6]

Социальный педагог является ключевой фигурой в коррекционно-реабилитационной деятельности. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет процесс коррекции с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Он устанавливает связи, налаживает контакт между учениками и их родителями. Он подбирает и применяет конкретные методы и приемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков в развитии и поведении детей и подростков.

Однако, как свидетельствуют научные исследования и педагогическая практика школы, не всякий учитель может в полной мере применить необходимый и достаточный арсенал коррекционных педагогических воздействий.

Специфические принципы коррекционной деятельности:

    1. принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач,
    2. принцип единства диагностики и коррекции
    3. принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка
    4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей,
    5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
    6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения.

Основные направления коррекционной работы могут быть обозначены как стратегические:

–  терапия средой – корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными);

– специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);

– целенаправленный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;

–      психогигиена общения и семейного воспитания.

В коррекционной деятельности выделяется группа методов: переубеждения, принуждения, приучения, переучивания, «реконструкции» характера, «взрыва», переключения, поощрения и наказания (А.И. Кочетов).

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы коррекции отклонений в поведении и развитии детей и подростков:

–      суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении;

–      дидактические методики коррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудочно аргументированного воздействия;

–      метод «сократического диалога»;

–      методики обучения саногенному мышлению, направленные на управление собой, на укрепление своего нервно-психического здоровья, саморефлексию;

–      методики групповой коррекции, разыгрывание ролевых ситуаций;

–      методы конгруэнтной коммуникации; метод разрушения конфликтов; метод арттерапии; метод социальной терапии; метод поведенческого тренинга и т.д.

Традиционные направления социально-педагогической реабилитации:

- организация социального  контроля за условиями воспитания и поведением ребенка;

- социальная поддержка  тех, кто испытывает затруднения  из- за неблагоприятной обстановки  в ближайшем окружении;

- помощь в преодолении  внутриличностного конфликта, связанного  с расстройствами средовой адаптации;

- предупреждение и пресечение  разного рода отклонений поведения, когда социальная неприспособленность  несовершеннолетнего требует использования  определенных санкций к нему  самому или к лицам, занятым  его воспитанием;

- координация отношений  ребенка с первичным коллективом;

- оздоровление;

- психопрофилактика.

Применяя разнообразные меры социальной реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что эффективность социальной реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных). Степень ее эффективности определяется уровнем социализации клиента, его способностью адаптироваться в обществе.

Основные принципы осуществления реабилитации:

    • дифференцированность,
    • комплексность,
    • последовательность,
    • преемственность,
    • доступность и преимущественно бесплатность для наиболее нуждающихся (беженцев, безработных, инвалидов и др.). [5]

Основные этапы индивидуальной реабилитационной работы с воспитанником.[15]

1. Определение исходного  реабилитационного потенциала: оценка  возможностей развития социально-бытовых  навыков; первичное медицинское  обследование; выявление острых  психологических проблем, оказание  психологической поддержки при  наличии кризисного состояния, составление  рекомендаций по обучению, выявление  педагогических проблем; выявление  отношений к трудовой деятельности, определение профессиональных интересов.

2. Составление индивидуальной  комплексной программы реабилитации: развитие навыков социально-бытового  самообслуживания; составление комплекса  медицинских реабилитационных мероприятий; подбор комплекса индивидуально-ориентированных  методик психокоррекции, психотерапии; разработка индивидуального плана  обучения.

3. Реализация разработанной  программы и ее периодическая  корректировка: адаптация ребенка  к условиям жизни учреждения, социально-бытовое обучение и  воспитание; периодическое медицинское  обследование, периодическая психологическая  диагностика, психокоррекция и психотерапия выявленных нарушений,

Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование; включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

 Кроме этого необходима  работа с семьей с целью  установления значимых взаимоотношений  между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику  педагогических позиций семьи; индивидуальное  консультирование; включение родителей  в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.[4]

 

2.2. Диагностика  склонности к девиантному поведению  учащихся на базе СОШ №11 г. Кургана.

Исследование проводилось на базе школы №11 г. Кургана.

          На внутри школьном учете стоят 20 учеников с 1 - 11 классы.  Причины их постановки на учет различны:

  • Плохое, неадекватное поведение
  • вранье  
  • плохая успеваемость
  • курение
  • прогулы

Социальный педагог данной школы осуществляет ряд профессиональных обязанностей: обеспечивает профилактику негативных явлений в поведении детей, в их общении, принимает меры по оздоровлению окружающей среды, оказывает помощь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации, а так же проводит роботу с родителями.

Задачи:

    • осуществить социально-педагогическую диагностику по выявлению детско-родительских отношений и склонности к делинквентному поведению у учащихся;
    • осуществить информационно-просветительскую работу с учащимися и их родителями;
    • осуществить социально-профилактическую работу с учащимися, склонными к делинквентному поведению.

Именно эти учащиеся стали контингентом для участия в исследовании.

Были проведены диагностические методики, учитывая все требования к диагностическим методикам, а именно: проведенная методика не несет угрозы психическому и физическому здоровью обследуемых; при этом количество и содержание методик соответствовало целям обследования и отражает возможность доказательства или отвержения диагностической гипотезы; методики подбирались с учетом: возраста и психофизиологического состояния обследуемых, места и времени обследуемых, а так же методики являются высоко валидными и надежными.

Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел.

Цель - диагностика эмоциональной и личностной сферы. (Приложение 1)

В результате получили следующие данные: склонность к употреблению химических веществ и наркотиков составила 7%; склонность к преодолению норм и правил составила 70%; склонность к саморазрушению - 25%; склонность к социальной желательности – 40%; склонность к агрессии и насилию – 25%; склонность к делинквентному поведению составила 35% .

После проведения диагностики можно сказать, что у данной группы учащихся наблюдается средний уровень предрасположенности к отклоняющемуся поведению.

Диагностика склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П».

Цель: выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. (Приложение 2)

Данные «Диагностического опросника для выявления склонности к различным формам девиантного поведения» показали, что значительное число подростков предрасположены к употреблению ПАВ  и суициду – 7%.

30% опрошенных имеют высокую склонность к девиантному поведению, 50% - среднюю и 20% - низкую склонность.

На основе данных мы делаем вывод, о необходимости организации профилактической работы, реализовать которую можно в форме консультаций, лекций, тренингов, бесед с родителями и учителями.

 

 

 

 

 

           Заключение

Отклоняющееся поведение подростков составляет серьезную общественную проблему, глубокое изучение которой, скорее не решает, а только высвечивает новые ее грани.

В ходе работы были проанализированы подходы к понятию отклоняющегося поведения и установлено, что под отклоняющимся поведением следует понимать устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющееся в неразвитости, необразованности и невоспитанности учащегося, обусловленных отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.

Реабилитационная работа с детьми и подростками тогда является эффективной, успешной, когда она основывается на нескольких несложных принципах, превращающихся на практике в правила взаимодействия с девиантным подростком. Для повышения эффективности должна строится на данных диагностических исследований.

Профилактическая и реабилитационная помощь девиантному подростку может оказываться в различных формах. Наиболее эффективными можно назвать психологическое консультирование, как индивидуальное, так и групповое, психологическое просвещение, психологический тренинг и вообще групповые формы работы, позволяющие выстроить отношения в группе с учетом обратной связи, корректирующей поведение.

Последовательная реализация всех стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. Социальный эффект использования методов социальной профилактики на практике будет существенно выше при условии их комплексного использования, т.е. при разработке и реализации системы социально- профилактических мероприятий.

Несмотря на сложность работы по социальной профилактике, жизнь постоянно убеждает, что легче и с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении и деятельности социального субъекта, чем потом бороться и преодолевать возникшие негативные и неблагоприятные последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

  1. Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. - М.,1980. - С. 257.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978
  3. Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001. - 160 с.
  4. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
  5. Голоухова Н.Г.  Методика и технология работы социального педагога
  6. Гришко А.Я. О наркомании среди подростков // Социологические исследования. 1990. № 2.
  7. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. – Свердловск, 2007.
  8. Змановская Е.В. Девиалогия. – М.: Издательский центр "Академия", 2003
  9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: Беларусь, 1988.
  10. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения//Социология сегодня. - М., 1965. - С.520.
  11. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово, 1996;
  12. Кудрявцева В. Н. Социальные отклонения. Москва 1989.
  13. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения – СПб.: Речь, 2007;
  14. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику/ А.В. Мудрик – Пенза, 1994.
  15. Никитина Н.И.Методика и технология работы социального педагога : учеб.пособие для студентов пед. училищ и коллеждей, обучающихся по специальности «Соц. педагогика» /Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 399 с.
  16. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учеб.-практ. пособие. — М., 2000. — С. 30—31.
  17. Черкесов Б.А. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ // "Фундаментальные исследования" № 9, 2007
  18. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип.— М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2004. — 272 с.
  19. .Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.

Информация о работе Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы