Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Предмет: методы социальной профилактики, коррекции и реабилитации.
Цель: выявить в теории и на практике значение профилактической работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Гипотеза: важнейшими условиями социальной реабилитации детей с отклоняющимся поведением являются своевременная диагностика и профилактическая работа.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование социальной профилактики, коррекции и реабилитации……………………………………………………………………...5
1.1.Критерии определения "социальная норма" и "отклоняющееся поведение". Причины девиации…………………………………………………5
1.2.Социальная профилактика, коррекция и реабилитация – основные виды социально-педагогической деятельности. Сущность понятий………………10
1.2.1. Социальная профилактика……………………………………………….10
1.2.2. Коррекция и реабилитация………………………………………………12
Глава 2. Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы……………………………………………………………………………15
2.1. Направления, формы и методы работы социального педагога по профилактике, коррекции и реабилитации……………………………………15
2.2 Диагностика склонности к девиантному поведению учащихся на базе СОШ №11 г. Кургана……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………....25
Список использованных источников…………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

мет проф, реаб, кор.docx

— 115.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

           Содержит 7 шкал:

1. Шкала установки на  социальную желательность - 15 пунктов.

2. Шкала склонности на  социальную желательность - 17 пунктов.

3. Шкала склонности к  аддиктивному поведению - 20 пунктов.

4. Шкала склонности к  самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт.

5. Шкала склонности к  агрессии и насилию - 25 пунктов.

6. Шкала волевого контроля  эмоциональных реакций - 15 пунктов.

7. Шкала склонности к  делинквентному поведению - 20 пунктов.

             Опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (ниже приводится вариант для лиц мужского пола).

  1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
  2. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
  3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.
  4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.
  5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
  6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили.
  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.
  9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком – истребителем.
  10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
  11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она опасна для жизни.
  13. Я всегда говорю только правду.
  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества – это вполне нормально.
  15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.
  16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
  17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.
  18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он хочет.
  19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
  21. Иногда я перехожу улицу там, где мне удобнее, а не там, где положено.
  22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
  23. Я иногда не слушаюсь родителей.
  24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
  25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.
  26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.
  29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»
  30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
  31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.
  32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно.
  33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно»
  35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
  36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
  37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.
  38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
  39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
  42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки – это плохое кино.
  46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям – это нормально.
  47. Иногда я скучаю на уроках.
  48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.
  50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
  51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
  52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
  53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
  55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
  56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
  59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  61. Меня раздражает, когда девушки курят.
  62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
  63. Бывало, что у меня возникало сильное желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
  64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает
  65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
  66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
  67. Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
  69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
  71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
  74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
  75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
  77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям – это нормально.
  78. Я часто не могу сдерживать свои чувства.
  79. Бывало, что я опаздывал на уроки.
  80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
  81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  83. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.
  84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
  89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.
  90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
  91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
  94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
  95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
  96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.
  97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
  98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Ключ к методике:

 При каждом совпадении  ответа с ключом присваивается  один балл.

 По каждой шкале  подсчитывается суммарный балл.

 Результаты интерпретируются  путем сравнения с тестовыми  нормами.

 Если результаты по  шкале больше на 1S тестовой нормы, измеряемое свойство можно считать  ярко выраженным, если меньше  на 1S, то измеряемое свойство можно  считать маловыраженным.

Шкала установки на социально-желательные ответы:

Да                                                                       Нет

13,30,32,                                                            2,4,6,21,23,33,38,47,54,79,83,87

Шкала склонности к преодолению норм и правил:

Да                                                                       Нет

11,22,34,41,44,50,53,59,                                   1,10, 55,61,86,93

80,88,91,

Шкала склонности к аддиктивному поведению:

Да                                                                       Нет

14,18,22,26,27,31,34,35,43,                              95

46,59,60,62,63,64,67,74,81,91                         

Шкала склонности самоповреждающему и саморазгружающему поведению:

Да                                                                       Нет

3,6,9,12,16,27,28,37,39,51,                               24,76

52,58,68,73,90,91,92,96,98

Шкала склонности к агрессии и насилию:

Да                                                                       Нет

3,5,16,17,25,37,42,45,48,49,51,                        15,40,75,85

65,66,70,71,72,77,82,89,94,97

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:

Да                                                                       Нет

7,19,20,36,49,56,57,69,70,                                29

71,78,84,89,94

Шкала склонности к делинквентному поведению:

Да                                                                                    Нет

18,26,31,34,35,42,43,44,48,                                          55,61,86

52,62,63,64,67,74,91,94

Тестовые нормы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений.

Опросник «ДАП-П» является модифицированным вариантом опросника «ДАП-В» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ-7, 1999). Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 3-х блоков: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению. Ниже представлен список вопросов для школьников 14-17 лет.

Опросник содержит 47 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно» (3 балла), «верно» (2 балла), «пожалуй, так» (1 балл), «нет, это совсем не так» (0 баллов).

Инструкция.

Сейчас вам будет предъявлено 47 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. Отвечая на них, вам нужно выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно» (3 балла), «верно» (2 балла), «пожалуй, так» (1 балл), «нет, это совсем не так» (0 баллов). На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.

1. Люди, с которыми я  пытаюсь находиться в дружеских  отношениях, очень часто причиняют  мне боль.

2. «За компанию» с товарищами  я могу принять большое количество  алкоголя.

3. Я считаю, что в некоторых  ситуациях жизнь может потерять  ценность для человека.

4. Я бываю излишне груб  с окружающими.

5. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях  они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные  видения, слышали странные звуки  и др.

6. Среди моих друзей  были такие, которые вели такой  образ жизни, что мне приходилось  скрывать свою дружбу от родителей.

7. Мне кажется, окружающие  плохо понимают меня, не ценят  и недолюбливают.

8. В последнее время  я замечаю, что стал много курить. Это помогает мне отвлечься  от проблем и хлопот.

9. Бывало, что по утрам  у меня дрожали руки и голова  просто «раскалывалась».

10. Я всегда стремился  к дружбе с ребятами, которые  были старше меня по возрасту.

11. Не могу заставить  себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.

12. В состоянии агрессии  я способен на многое.

13. Среди моих близких  родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.

14. Часто я испытывал  чувство невесомости тела, отрешенности  от окружающего мира, нереальности  происходящего.

15. На подрастающее поколение  влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов  по их воспитанию оказываются  бесполезными.

16. Если кто-нибудь виноват  в моих неприятностях, я найду  способ отплатить ему тем же.

17. Приятели, с которыми  я дружу, не нравятся моим родителям.

18. Я считаю, что можно  оправдать людей, выбравших добровольную  смерть.

19. Я привык считать, что  «око за око, зуб за зуб».

20. Я всегда раз в  неделю выпиваю.

21. Если кто-то причинил  мне зло, я отплачу ему тем  же.

22. Бывало, что я слышал  голоса внутри моей головы, звучание  собственных мыслей.

23. Смысл жизни не всегда  бывает ясен, иногда его можно потерять.

24. У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики»  после приема разных веществ.

25. В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.

26. В последнее время, чтобы  не сорваться, я вынужден принимать  успокоительные средства.

27. Я пыталась освободиться  от некоторых пагубных привычек.

28. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти  из жизни.

29. Употребляя алкоголь, я  часто превышал свою норму.

30. Мои родители и родственники  высказывали опасения в связи  с моими выпивками.

31.Употребляя алкоголь, я  часто превышал свою норму.

32. Выбор добровольной  смерти человеком в обычной  жизни, безусловно, может быть оправдан.

33. В нашей школе был  принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.

34. В последнее время  у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.

35. У меня были неприятности  во время учебы в связи с  употреблением алкоголя.

36. Мне неприятно вспоминать  и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением  алкоголя.

37. Мои друзья умеют  хорошо «расслабиться» и получить  удовольствие.

38. Можно согласиться, с  тем, что я не очень-то склонен  выполнять многие законы, считаю  их неразумными.

39. Среди моих близких  друзей были такие, которые часто  уходили из дома, бродяжничали  и т.д.

40. Я считаю, что мой  отец злоупотреблял (злоупотребляет) алкоголем.

41. Я люблю играть в  азартные игры. Они дают возможность  «встряхнуться», «поймать свой шанс».

42. Я понимаю людей, которые  не хотят жить дальше, если  их предают родные и близкие.

43. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».

44. Нет ничего предосудительного  в том, что люди пытаются испытать  на себе некоторые необычные  состояния.

45. Мои близкие друзья  частенько уклонялись от учебных  занятий (воспитательных мероприятий), считаю их скучными, неинтересными.

46. В нашей семье были  случаи добровольного ухода из  жизни (или попытки ухода).

47.С некоторыми своими  привычками я уже не смогу  справиться.

После проведения тестирования все данные заносятся в протокол № 1. Сырые баллы переводятся в стены, получаем: 1 балл – низкая склонность (или отсутствие) к девиантному поведению. 2-4 балла – средняя (значительная предрасположенность). 5 баллов – высокая склонность к девиантному поведению.

Использованная литература:

1. Федосенко Е.В. Психологическое  сопровождение подростков: система  работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся поведением:

1.  Социальному педагогу  необходимо использовать разнообразные  формы психопрофилактической работы: организация социальной среды;

2.  информирование; активное  социальное обучение социально  – важным.

3.  навыкам; организация  деятельности; организация здорового  образа жизни;

4.  активизация личностных  ресурсов; минимизация негативных  последствий девиантного поведения.

5.  Следовать принципам поведенческой коррекции: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество.

           6.Соблюдать условия профилактической работы: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы