Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 12:35, курсовая работа
Предмет: методы социальной профилактики, коррекции и реабилитации.
Цель: выявить в теории и на практике значение профилактической работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Гипотеза: важнейшими условиями социальной реабилитации детей с отклоняющимся поведением являются своевременная диагностика и профилактическая работа.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование социальной профилактики, коррекции и реабилитации……………………………………………………………………...5
1.1.Критерии определения "социальная норма" и "отклоняющееся поведение". Причины девиации…………………………………………………5
1.2.Социальная профилактика, коррекция и реабилитация – основные виды социально-педагогической деятельности. Сущность понятий………………10
1.2.1. Социальная профилактика……………………………………………….10
1.2.2. Коррекция и реабилитация………………………………………………12
Глава 2. Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы……………………………………………………………………………15
2.1. Направления, формы и методы работы социального педагога по профилактике, коррекции и реабилитации……………………………………15
2.2 Диагностика склонности к девиантному поведению учащихся на базе СОШ №11 г. Кургана……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………....25
Список использованных источников…………………………………………..27
Приложение 1.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
Содержит 7 шкал:
1. Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов.
2. Шкала склонности на социальную желательность - 17 пунктов.
3. Шкала склонности к аддиктивному поведению - 20 пунктов.
4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт.
5. Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов.
6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов.
7. Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.
Опросник включает 98 неповторяющихся пунктов-утверждений (ниже приводится вариант для лиц мужского пола).
Ключ к методике:
При каждом совпадении ответа с ключом присваивается один балл.
По каждой шкале подсчитывается суммарный балл.
Результаты интерпретируются путем сравнения с тестовыми нормами.
Если результаты по
шкале больше на 1S тестовой нормы,
измеряемое свойство можно
Шкала установки на социально-желательные ответы:
Да
13,30,32,
Шкала склонности к преодолению норм и правил:
Да
11,22,34,41,44,50,53,59,
80,88,91,
Шкала склонности к аддиктивному поведению:
Да
14,18,22,26,27,31,34,35,43,
46,59,60,62,63,64,67,74,81,91
Шкала склонности самоповреждающему и саморазгружающему поведению:
Да
3,6,9,12,16,27,28,37,39,51,
52,58,68,73,90,91,92,96,98
Шкала склонности к агрессии и насилию:
Да
3,5,16,17,25,37,42,45,48,49,
65,66,70,71,72,77,82,89,94,97
Шкала волевого контроля эмоциональных реакций:
Да
7,19,20,36,49,56,57,69,70,
71,78,84,89,94
Шкала склонности к делинквентному поведению:
Да
18,26,31,34,35,42,43,44,48,
52,62,63,64,67,74,91,94
Тестовые нормы:
Приложение 2.
Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП-П» для учащихся общеобразовательных учреждений.
Опросник «ДАП-П» является модифицированным вариантом опросника «ДАП-В» (СПб., ВМедА, кафедра психиатрии, НИЛ-7, 1999). Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 3-х блоков: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду. Суммирование показателей по всем блокам определяет интегральную оценку склонности к девиантному поведению. Ниже представлен список вопросов для школьников 14-17 лет.
Опросник содержит 47 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно» (3 балла), «верно» (2 балла), «пожалуй, так» (1 балл), «нет, это совсем не так» (0 баллов).
Инструкция.
Сейчас вам будет предъявлено 47 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. Отвечая на них, вам нужно выбрать один из 4 вариантов ответа: «совершенно верно» (3 балла), «верно» (2 балла), «пожалуй, так» (1 балл), «нет, это совсем не так» (0 баллов). На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.
1. Люди, с которыми я
пытаюсь находиться в
2. «За компанию» с товарищами
я могу принять большое
3. Я считаю, что в некоторых
ситуациях жизнь может
4. Я бываю излишне груб с окружающими.
5. Мои друзья рассказывали,
что в некоторых ситуациях
они испытывали необычные
6. Среди моих друзей
были такие, которые вели такой
образ жизни, что мне приходилось
скрывать свою дружбу от
7. Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.
8. В последнее время я замечаю, что стал много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.
9. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».
10. Я всегда стремился к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.
11. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
12. В состоянии агрессии я способен на многое.
13. Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.
14. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
15. На подрастающее поколение
влияет так много
16. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.
17. Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.
18. Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.
19. Я привык считать, что «око за око, зуб за зуб».
20. Я всегда раз в неделю выпиваю.
21. Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.
22. Бывало, что я слышал голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.
23. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.
24. У меня есть друзья,
которые любят смотреть «
25. В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.
26. В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден принимать успокоительные средства.
27. Я пыталась освободиться
от некоторых пагубных
28. Я не осуждаю людей,
которые совершают попытки
29. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
30. Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.
31.Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
32. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.
33. В нашей школе был
принят «ритуал прописки»
34. В последнее время
у меня подавленное состояние,
будущее кажется мне
35. У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.
36. Мне неприятно вспоминать
и говорить о некоторых
37. Мои друзья умеют
хорошо «расслабиться» и
38. Можно согласиться, с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считаю их неразумными.
39. Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т.д.
40. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) алкоголем.
41. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».
42. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
43. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».
44. Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.
45. Мои близкие друзья
частенько уклонялись от
46. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).
47.С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться.
После проведения тестирования все данные заносятся в протокол № 1. Сырые баллы переводятся в стены, получаем: 1 балл – низкая склонность (или отсутствие) к девиантному поведению. 2-4 балла – средняя (значительная предрасположенность). 5 баллов – высокая склонность к девиантному поведению.
Использованная литература:
1. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика. Тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006.
Приложение 3.
Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся поведением:
1. Социальному педагогу
необходимо использовать
2. информирование; активное социальное обучение социально – важным.
3. навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни;
4. активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий девиантного поведения.
5. Следовать принципам поведенческой коррекции: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество.
6.Соблюдать условия профилактической работы: комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.
Информация о работе Методика профилактической, коррекционной и реабилитационной работы