Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа

Краткое описание

С учётом вышеуказанного, в курсовой работе ставилась цель: рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;
выявить основы и принципы методики формирования орфографических навыков;
выявить наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы было принято положение о том, что повышению орфографической грамотности детей будет способствовать использование специально разработанной системы упражнений, направленной на формирование орфографических навыков у младших школьников.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования орфографических навыков младшими школьниками 7
1.1 Историко-критический анализ литературы по проблеме исследования 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 16
1.3 Процесс формирования орфографического навыка 23
1.4 Работы над орфографическим правилом 29
Глава II. Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников 34
2.1 Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 34
2.2 Методическое обеспечение технологии формирования орфографических навыков учащихся третьего класса 43
Заключение 63
Список используемых источников 66

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач готов.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Возле (грядок) – две (лопаток)

Возле (кадок) – два ведра.

После утренней (зарядок)

Мы работали на (грядок) –

И (посадок) все в (порядок),

Их теперь полить пора.

(Е.Благинина.)

5. Подберите слова,  которые отличаются звонкими  или глухими согласными.

шар – жар               год – код

пой - …                  том - …

тень - …                 тело - …

пил - …                  полка - …

точка - …               тоска - …                                          

Упражнения четвертой  группы довольно трудны уже по своей  структуре. Ребенок должен обозначить согласный звук, основываясь на сопоставлении проверяемого и проверочного слов. Все те умения, которые формируются в процессе выполнения упражнений первых трёх видов, здесь выступают в совокупности, образуя первую собственно орфографическую задачу. Обычно такие задания составляют основное содержание уроков по русскому языку: различного рода списывания, диктанты, комментированное письмо.

Наблюдения за работой на уроках русского языка в третьем классе показали, что детям интересны предложенные задания, с которыми они успешно справились.

 

Заключение

 

Значение русского языка  как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни  общества: он является важнейшим средством  человеческого общения.

В нашем обществе при  широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним  из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку, усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.

Наше исследование было посвящено теме: «Формирование орфографических навыков младшего школьника в третьем классе». Нами была разработана и описана технология, направленная на повышение орфографических навыков  учащихся третьего класса, а также были разработаны определённые методы и формы работы, позиция учителя на каждом этапе технологии. Проведённая работа доказывает, что  для формирования орфографических навыков  младших школьников необходимо использование системы упражнений, при помощи которых можно добиться высоких результатов в обучении.

В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировали и углубили знания о лингвистических основах орфографических навыков. Этот материал можно рекомендовать для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным учителям.

Во второй главе определили ряд упражнений для формирования орфографических навыков третьеклассников. Считаем это главным, так как навыки, заложенные в начальной школе, являются базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам совершенствовать свои знания, развивать интеллект.

Чтобы достичь поставленной в работе цели – рассмотреть вопрос формирования навыков орфографии и  разработать некоторые методические рекомендации по формированию данных навыков мы решили следующие задачи:

- Проанализировали научно-методическую литературу и выяснили, что такое навык, и как он может формироваться.

- Выявили основы и принципы методики формирования орфографических навыков.

- Выявили наиболее эффективные приёмы работы по выработке орфографических навыков у младших школьников.

На основе анализа  и обобщения нашего опыта и  опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических  навыков у младших школьников и изучения лингвистических и  психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать следующие выводы:

1. В работе над формированием  орфографических навыков у младших  школьников необходимо опираться  на знание основных принципов  орфографии в школе, а так  же учитывать возрастные и  психологические особенности детей,  особенности изучаемой темы и т.д.

2. Приёмы, методы, формы,  используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка  фонематического слуха в результате  проведения звуко-буквенного анализа,  решение орфографических задач  методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.

3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии  усваивается лучше, прочнее детьми  тогда, когда он подается не  в «сухой» форме правила из  учебника, а посредством обыгрывания  ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.

 

Список используемых источников

 

  1. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа. –1988 №4
  2. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. –М.: Русский язык, 1987
  3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. –М.: Педагогика, 1989
  4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. –М., 1966
  5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии// Начальная школа. –1976. – №4
  6. Бондаренко А.А. Парные звонкие и глухие согласные// Начальная школа. –1986. – №9
  7. Бондаренко С.М. Беседы о грамотности. –Изд.»Знание» –М., 1977
  8. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. –1991. – №1
  9. Буркова Т.В.  К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию// Начальная школа.–1991. – №11
  10. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка// Начальная школа. –1988. – №3
  11. Двухжилова Л.В. Обучение правописанию безударных гласных в корне слов//Начальная школа. –1988. – №2
  12. Ерадкина В.В. Работа над непроверяемыми написаниями//Начальная школа. –1989. №6
  13. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Просвещение. 1992
  14. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию// Начальная школа. –1989. №8
  15. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. –1993. – №11
  16. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. –М., 1991
  17. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. –М., 1982
  18. Клопова А.И. Развитие интереса к изучению русского языка//Начальная школа. –1988. – №11
  19. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка//Начальная школа. –1990. – №3
  20. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. –М.: Просвещение, 1982.
  21. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка. –М., 1974.
  22. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. –М.: Просвещение, 1987.
  23. Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах//Начальная школа. –1984. №12
  24. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. –М.: Просвещение, 1990
  25. Мишина Т.И. Упражнения с выборочным ответом при повторении орфографии//Начальная  школа. –1996. №9
  26. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. –М.: Просвещение. 1980.
  27. Никитина Л.А. Правописание непроизносимых согласных в корне слова//Начальная школа. –1987. – №5.
  28. Одегова В.Д. Развитие орфографической зоркости//Начальник школа. –1989. – №6
  29. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка//Начальная школа. –1997. – №1
  30. Разумовская Л.И. Обучение орфографии в восьмилетней школе. –М., 1974.
  31. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя 2-е изд., доп. –М.: Просвещение, 1996.
  32. Раицкая Г. Л. Работа над словами с непроверяемой безударной гласной // Начальная школа. – 1996. – №1. – с. 28-30.
  33. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. –М., 1960.
  34. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. –М., 1978.
  35. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та/Под ред. Л.Ю.Максимова. –М.: Просвещение, 1989.
  36. Рыжикова Г. И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 2005. – №1. – с. 15-16.
  37. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости//Начальная школа. –1996. – №1
  38. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости//Начальная школа. –1997. – №1.
  39. Сергеева Н. Л. Повторим слова с непроверяемым написанием // Начальная школа. – 1987. – №12. – с. 25-27.
  40. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. –М., 1993.
  41. Тарасова Л.Е. Правописание безударных гласных в корне слова//Начальная школа. –1988. – №2
  42. Тутаришева М.К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. _Майкоп, 1996.
  43. Уткина Т.И. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. –1989. – №6
  44. Ушинский К.Д. Собр.соч. М.– Л., 1949 Т.7
  45. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – Москва, 1984.
  46. Фролова Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей//Начальная школа. –1990. – №7
  47. Цейтлинг С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. –М.,1982.
  48. Чернева Л.Г. Работа над предлогами// Начальная школа.  –1994. –№8
  49. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок//Начальная школа. –1997. – №2
  50. Шанский М. Р., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. – Москва, 1971.
  51. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками//Начальная школа. –1991. – №4

 

 

 

 

Приложение 1

Упражнения  используемые на I этапе технологии

 

Упражнение 1.

Списать слова, поставить  ударение:

Нитки, Антон, парта, сосны, кукла, Ната, ноты, рыба, шнурок.

 

Упражнение 2.

 Выпиши слова из трёх слогов с ударением на втором слоге:

Магазин, котик, котёнок, статуя, стрекоза, фиалка, дорожка.

 

Упражнение 3.

Спишите только однокоренные слова, докажите их родственность.

Дорогой, дороже, дорожка. Смех, смешить, смешать. Ползти, ползучий, полезный.

 

Упражнение 4.

Выпишите сначала пары слов, проверяемые одним проверочным  словом, а потом пары слов, проверяемые  разными словами.

Пос…дела  от горя.

Пос…дела  на скамейке.

                   Девочка выгл…нула.

                   Солнце выглянуло.

Сл…зать по лестнице.

Сл…зать сметану.

 

Для осознания способов проверки использовались упражнения, связанные с орфографическими наблюдениями.

 

Упражнения 1.

Измените словосочетание по образцу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните проверочные слова. Как вы подобрали проверочные слова?

Образец: м…ховая шапка – шапка из меха

ст…льные  рельсы - …,

ш…рстяной платок - …,

д…ревянная  постройка - …,

м…сные котлеты - …,

з…лотое кольцо - … .

 

Упражнение 2.

В каждой паре родственных  слов подчеркните проверочные слова  для безударного гласного в корне слова. Назовите способ проверки.

Осенние краски – краски осени,

звериный след – след зверя,

городская улица  – улица города,

лесной житель – житель леса

морской берег  – берег моря.

 

Приём постановки орфографической  цели был направлен  на выработку у детей орфографической зоркости.

Для закрепления орфографического навыка использовались также слова, содержащие в себе сразу несколько  орфограмм, над которыми велась работа одновременно.

 

Упражнение 1.

Найдите в словах несовпадение звучания и написания. Устно докажите правильность написания.

Молодёжь, город, кадушка, головка, полоска, площадка, снежки.

 

Упражнение 2.

Подберите такое слово, чтобы оно было проверочным для  звонких и глухих согласных, для  безударных гласных.

Девчата, девчонки – девочки,

легко - …, поезд - …,

молот - …, голубка - … .

 

Упражнение 3.

Проверьте написание  звонких и глухих согласных. Подчеркните в проверочных словах безударные гласные.

Просьба –  просить, след – следить, пост - , глаз - …, лошадка - … .

 

Приложение 2

Упражнения используемые на II этапе технологии

 

Для формирования устойчивого интереса к словам с непроверяемыми написаниями мы использовали следующие упражнения:

  1. Выпиши те слова, в которых все буквы гласных звуков расположены по алфавиту: колбаса, кефир, килограмм, котлета, апельсин, кастрюля, кипеть, вагон.
  2. Выпиши из ряда слов: лопата, вагон, арбуз, помидор, килограмм, компот, морковь, магазин.

1) слова, в которых есть три орфограммы; 
2) слова, в которых есть две одинаковых орфограммы; 
3) слова, в которых есть одна проверяемая и одна непроверяемая орфограммы:

  1. Найди и выпиши следующие слова из ряда: полотенце, макароны, жираф, корзина, дорога, жаворонок, котлета.

1) слово, в  котором "спряталось" название  животного; 
2) слово, в котором "спряталось" название цветка; 
3) слово, в котором "спряталось" название птицы.

  1. Петя прибежал домой радостный: "Мама! Я смогу теперь все эти слова – сова, мешок, цветок, печенье, коты, трава, помидор – написать безошибочно, потому что в школе меня научили подбирать проверочные слова". Прав ли Петя? Найди слова, для верного написания которых недостаточно уметь подбирать проверочное слово, и выпиши их.
  2. Подумай, по какому признаку эти слова можно разделить на три группы: завтракать, лопата, вагон, деревенский, жужжит, помидор, кастрюля, интересный, апельсиновый, поужинал. Отметь все орфограммы и запиши слова в три столбика.
  3. Мальчик выполнил задание учительницы: записать все известные ему словарные слова на букву к. Он написал: корова, котенок, кефир, касса, колосок, кастрюля, килограмм, крот, кипеть. Не открывая словаря, проверь, правильно ли выполнил задание ученик. Как будешь рассуждать? Спиши только словарные слова.
  4. Выбери из предложенных слов такие, чтобы получилось стихотворение со смыслом и рифмой. Возможно, тебе понадобится изменять слова по команде вопросов.

Ой, как маме тяжело!

Сумка давит  на плечо.

Из ________ мама [килаграм]

Несет четыре ________. [груша ]

Сын ее любимый [магазин]

Любит ____________. [апильсин]

  1. Составь рассыпавшиеся слова. Те, в которых есть непроверяемые орфограммы, выпиши.

де са ня жать

га рев мА

зин бе ли

  1. Стихотворение читается учителем.

 

Слова такие  разные:

Котлета и  пирог,

Вагон и потолок,

Шоссе и чемодан.

Как написать их нам?

– Ребята рассуждали,

И одного не знали

Что способ, как  писать, один,

Его ведь ты подскажешь им?

 

Способ написания обсуждается, после чего словарные слова сначала  записываются с "окошками", а затем  учащиеся обращаются к словарю.

 

С...сиски в  ужасе кричали,

К...тлеты тоже не молчали.

В к...стрюле распластались  м...к...роны,

К...фир прижался к стенке ровной.

Полдня играл  в футбол Сережка,

Проголодался  он немножко.

Вновь собирался  холодильник он открыть

И все, что  там осталось, проглотит.

 

Заполнение "окошек" предполагается либо по памяти (на этапе  проверки), либо по словарю (на этапе  усвоения). А также возможно организовать прочитайте стихотворения на слух, чтобы избежать готового выделения орфограмм в виде "окошек".

  1. Девочка писала рассказ, а словаря<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" sty

Информация о работе Методика работы над формированием орфографических навыков у младших школьников