Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:39, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является раскрытие вопроса о развитии речи у дошкольников 5-6 лет и первоклассников.
Задачи: 1) провести анализ методической литературы по данной теме;
2) пополнить и оформить демонстрационный материал, нарабатываемый по заданной теме;
3) разработка, проведение и анализ блока экспериментов и наблюдений в рамках проведения исследования по данной теме.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей…………………………..5
1.1. Механизмы речевой деятельности…………………………………..5
1.2. Общие задачи развития речи и словаря……………………………...7
1.3. Анализ речи с точки зрения психологии и лингвистики…………..10
Глава 2. Методика работы по развитию речи………………………………….19
2.1. Анализ программ по развитию речи дошкольников
и младших школьников…………………………………………………..19
2.2. Экспериментальная работа по развитию речи детей……………...27
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46
Статическая лингвистика изучает состояния языка, а динамическая — процессы (изменение языка во времени; возрастные изменения в языке индивида). Лингвистика может описывать хронологический срез языка в определенную историческую эпоху, при жизни одного поколения ("синхроническая" = "синхронная" лингвистика или изучать сам процесс изменения языка при его передаче от поколения к поколению ("диахроническая" = "диахронная" = "историческая" лингвистика).
Фундаментальная лингвистика ставит целью познание скрытых законов языка; прикладная лингвистика решает множество социальных задач: политических, экономических, образовательных, религиозных, инженерных, военных, медицинских, культурных.
Глава 2. Методика работы по развитию речи
2.1. Анализ программ по развитию речи дошкольников и младших школьников
Программа «Радуга» –
комплексная программа
Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.
Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.
Основные цели программы:
Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности:
красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;
оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;
желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;
зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;
голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;
синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;
фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.
Комплексной программе
воспитания, образования и развития
детей дошкольного возраста “Радуга”,
созданной авторским
Авторы сумели создать педагогическую систему, которая позволяет воспитателю чувствовать себя свободным и творческим человеком и настраивает на внимательное отношение к каждому растущему малышу. В “Радуге” впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода дошкольного детства, впервые была предложена система личностно ориентированного воспитания и развития детей.
Программа, ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. В первую очередь это касается физического развития, здоровья дошкольников, а также их приобщения к национальной культуре.
Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:
Задача подготовки детей к обучению в школе решается в программе комплексно.
Она включает в себя :
Процесс работы не сведен к занятиям и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога – обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.
Все вышесказанное позволило программе “Радуга” получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.
По программе издан комплект пособий, включающий в себя 5 руководств по воспитанию, образованию и развитию детей в каждой возрастной группе, 4 пособия с методическими рекомендациями по проведению различных занятий, а также 14 пособий для детей по всем основным направлениям развития: познавательное развитие, формирование элементарных математических представлений, речевое развитие, знакомство с изобразительным искусством, конструирование, художественный труд. Все пособия рекомендованы Министерством образования РФ.
Предлагаемый курс школьной риторики в программе «Школа 2100» направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ – учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который мы назвали «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Может возникнуть вопрос: что же понимается под эффективным общением (какое общение можно считать эффективным). Безусловно, эффективное общение предполагает следование нормам литературного языка. Однако этого недостаточно. Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д.
В разработанной нами
программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение», – соотносящийся
в определенной мере с тем, что в классической
риторике называлось общей риторикой.
Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.
Блок «Общение» дает представление о сути
того взаимодействия между людьми, которое
называется общением; о видах общения
(по различным основаниям); о коммуникативных
качествах речи (правильность, богатство,
точность, выразительность и т.д.), речевой
(коммуникативной) ситуации, ее компонентах
(кто, кому, почему, зачем, где, когда, как),
на основе чего у детей постепенно формируется
привычка и умение ориентироваться в ситуации
общения, определять коммуникативное
намерение (свое и партнера), оценивать
степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого
блока: общение, речевая (коммуникативная)
ситуация, виды общения; речевой этикет,
риторические этапы подготовки текста;
риторические фигуры, качества речи и
т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает
представление о тексте как продукте речевой
(коммуникативной) деятельности; о типологии
текстов и о речевых жанрах как разновидностях
текста. В этом блоке центральное понятие
– речевой жанр, т.е. текст определенной
коммуникативной направленности. Мы имеем
в виду не жанры художественной литературы,
а те жанры, которые существуют в реальной
речевой практике: жанр приказа, просьбы,
заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра
конкретизирует содержание работы по
риторике, т.к. называет тот вид высказывания,
которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица,
которая во многом определяет методику
обучения: знакомство с образцами конкретного
жанра, осмысление его особенностей с
точки зрения сферы употребления, адресата,
коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных
недочетов в структуре и речевом оформлении
данного жанра; создание его отдельных
фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное
создание жанра на предложенную тему.
Нельзя не видеть того, что в каждой сфере
общения (в том числе в сфере профессионального
общения) бытуют «свои» речевые жанры.
Мы стремились отобрать и сделать предметом
обучения в школе наиболее употребительные
в современной жизни речевые жанры. В процессе
обучения раскрывается своеобразие жанров,
их разнообразие, а также синтез жанров
(например, репортаж с элементами интервью,
просьба с элементами комплимента). Нам
важно, чтобы ученики использовали этот
жанровый потенциал при создании своих
текстов. Так мы учим подходам к творчеству.
Итак, основные понятийные компоненты
второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые
и стилевые особенности.
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.).
Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий (пишущий);
• что хотел сказать (написать);
• что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только
то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой
мере ему удалось решить свою коммуникативную
задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать
не только чужую речь, речь другого человека,
но и свою собственную.