Методика работы по развитию речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является раскрытие вопроса о развитии речи у дошкольников 5-6 лет и первоклассников.
Задачи: 1) провести анализ методической литературы по данной теме;
2) пополнить и оформить демонстрационный материал, нарабатываемый по заданной теме;
3) разработка, проведение и анализ блока экспериментов и наблюдений в рамках проведения исследования по данной теме.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей…………………………..5
1.1. Механизмы речевой деятельности…………………………………..5
1.2. Общие задачи развития речи и словаря……………………………...7
1.3. Анализ речи с точки зрения психологии и лингвистики…………..10
Глава 2. Методика работы по развитию речи………………………………….19
2.1. Анализ программ по развитию речи дошкольников
и младших школьников…………………………………………………..19
2.2. Экспериментальная работа по развитию речи детей……………...27
Заключение……………………………………………………………………….44
Список литературы………………………………………………………………46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

Приведем некоторые  формулировки заданий для риторического  анализа: 
• восстанови(те) по тексту коммуникативную задачу говорящего;

• каким ты представляешь  себе по тексту задания личность коммуниканта;

• что ты можешь сказать  об авторе этого речевого произведения;

• являются ли условия  риторической задачи достаточными для  ее решения;

• может ли быть несколько  правильных решений этой задачи;

• какие вопросы ты бы задал говорящему, чтобы прояснить  его коммуникативные намерения.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации: 
– кто говорит – пишет (адресант);

– почему (причина, мотив);

– для чего, зачем (задача высказывания);

– что – о чем (содержание высказывания);

– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися,

если это важно);

– когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства (в том числе и в речевую  роль) и создать высказывание, учитывающее  заданные компоненты.

В риторических задачах  обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, журналиста, телеведущего, президента и т.д. В риторических задачах иногда действуют литературные персонажи. От их имени ученики приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п.

Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще  в риторских школах Древней Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные  обстоятельства общения, что чрезвычайно  важно для того, чтобы оно было эффективным. 
Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и т.д. расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит и произнесет более задушевное, теплое похвальное слово и т.д. В отличие от словесных речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

Многие риторические задачи учебников могут быть проведены  в форме риторических игр.

 

2.2. Экспериментальная работа по  развитию речи детей

 

Для подтверждения всех вышеуказанных  теоретических утверждений известных  психологов мною была проведена диагностика  детей по развитию речи в школе  № 2. В исследовании принимало участие 23 ученика первого класса.

Методики исследования.

При проведении исследования были использованы методики из следующих источников Немов  Р.С.  Психология. Книга 3. Исследование проводилось по следующим методикам.

 

Методика определение  понятий.

В этой методике ребенку предлагались следующие наборы слов:

    1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
    2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединяться, бить, тупой.
    3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.
    4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
    5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Перед началом диагностики  ребенку предлагалась следующая инструкция:

«Перед тобой несколько  разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который  не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить  этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно неточном определении – 0 баллов. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится 30 сек. Если в течении этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то мы оставляли его и зачитывали следующее по порядку слово.

Методика выяснение  пассивного словарного запаса.

В этой методике в качестве стимулирующего материала  ребенку предлагались те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом, которые были использованы в только что описанной методике. Процедура проведения данной методики состояла в следующем. Ребенку зачитывалось первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагалось из следующих рядов выбрать слова подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую единым понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывался ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен был указать то слово из ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному.

Например: Если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен был выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен был выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл».

Если с  первого раза, т.е. после первого  прочтения очередного ряда ребенок  не сумел отыскать нужное слово, то этот ряд прочитывался второй раз, но в более быстром темпе.

Если же после  первого прослушивания ребенок  сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, то мы фиксировали ошибку и читали следующий ряд.

Как только для  поиска нужных слов ребенку были прочитаны все четыре ряда, переходили ко второму слову первого ряда и повторяли эту процедуру до тех пор, пока ребенок не примет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда.

Методика определения  активного словарного запаса.

Испытуемым  предлагались рисунки (см. приложение 1, рис. 1, рис. 2), на которых изображены люди и различные предметы. В течении  некоторого времени, примерно        3 – 4 минут, дети как можно подробнее  рассказывали, что изображено и что  происходит на данной ему картинке.

Речь ребенка  фиксировалась в специальном  протоколе  и затем анализировалась.

Методика определения  ригидности словарного запаса.

Для определения  ригидности словарного запаса испытуемых, мы взяли тексты речевых образцов, т.е. сочинения на определенную тему. Нами были взяты сочинения на тему «Что я люблю».

Затем мы подсчитали:

  1. Общее количество слов в речевом образце.
  2. Количество слов, которые были употреблены только один раз.

Результаты исследования по определению понятий.

При проведении исследования определения понятий учениками по вышеописанной методике  получили следующие результаты, занесенные в таблицу №1.

Таблица №1

Результаты  исследования определения понятий

№ определения/ испытуемые ученики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

5

1

1

1

1

1

0,5

1

1

1

1

9,5

6

0,5

1

1

0

0,5

0

1

1

1

1

7

7

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

7

8

1

1

1

0,5

0

0

1

0

0,5

1

6

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

15

1

1

1

1

1

0,5

1

1

1

1

9,5

16

0,5

1

1

0

0,5

0

1

1

1

1

7

17

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

7

18

1

1

1

0,5

0

0

1

0

0,5

1

6

19

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

20

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

21

1

1

1

0,5

0

0

1

0

0,5

1

6

22

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

23

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10


 

Далее тестируется результат  в таблице, где отмечается оценка результатов:

10 баллов - В речи ребенка  встречаются не менее десяти приведенных в таблице фрагментов речи;

8-9 баллов - 8-9 фрагментов  речи;

6-7 баллов - 6-7 фрагментов  речи;

4-5 баллов - 4-5 фрагментов  речи;

2-3 баллов - 2-3 фрагмента   речи;

0-1 балла   - не более  одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов  - Очень высокий уровень развития речи; 8-9 баллов - высокий уровень;         4-7 баллов - средний уровень; 2-3 баллов - низкий уровень; 0-1 балла  - очень низкий уровень.

Проанализировав данные протокола оценки исследования активного  словарного запаса испытуемых пришли к следующим выводам:

20% испытуемых (т.е. 2 человека) с очень высоким уровнем развития  речи.

60% – (т.е. 6 человек)  – с высоким уровнем развития  речи.

20% –  (т.е. 2 человека) со  средним уровнем развития речи.

В речи учащихся преобладают  существительные и глаголы (ребята, мальчики, велосипед, лепили, сломался и т.д.), они составляют больше половины всех слов. Кроме того встречаются прилагательные в начальной форме (снежная, большой, маленький и др.), местоимения (он, они, она и т.д.) употребляются учащимися довольно часто. В речи учащихся мы заметили много предлогов (к, у, на, и др.) и союзов, особенно часто употребляется соединительный союз и. Реже встречаются наречия (дружно, весело, хорошо и т.д.), числительные (один, двое, трое) и прилагательные в сравнительной степени (больше, меньше, лучше). В речи учащихся абсолютно нет причастий, деепричастий и прилагательных в превосходной степени. Лишь у трех испытуемых присутствовали сложные предложения и конструкции, а также был упомянут один фразеологический оборот (протянул руку помощи).

Таким образом учащиеся справились с данным заданием, однако здесь мы уже замечаем некоторые  недостатки в развитии речи учащихся 1-го класса.

Таблица 2

 

испытуемые

№ определения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

0,5

1

1

1

1

6

0,5

1

1

0

0,5

0

1

1

1

1

7

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

8

1

1

1

0,5

0

0

1

0

0,5

1

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

14

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

1

1

1

1

1

0,5

1

1

1

1

16

0,5

1

1

0

0,5

0

1

1

1

1

17

0,5

0,5

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

18

1

1

1

0,5

0

0

1

0

0,5

1

19

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

20

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

21

1

1

1

0,5

0

0

1

0

0,5

1

22

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

23

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


 

В итоге эксперимента мы подсчитали сумму баллов полученных испытуемыми за определения всех 10 слов из выбранного набора.

Следует отметить, что результаты  9,5 – 10  баллов свидетельствуют об очень высоком  уровне развития речи, 8 – 9 баллов –  о высоком уровне развития речи и 4 – 7 баллов – о среднем уровне.

Таким образом  по данным таблицы можно сделать  вывод, что у 50% опрошенных (т.е. 5-ти человек) очень высокий уровень развития речи, у 40% – высокий и только у 10% (т.е. 1 человека) – средний.

В ходе данного исследования замечено, что некоторые затруднения вызвали определения таких слов, как герой, качаться, соединяться, вертеться, спотыкаться, некоторые из участников исследование вообще не смогли точно охарактеризовать эти слова.

В общем с  заданием учащиеся справились легко, быстро и правильно, определение данных понятий не вызвало особых затруднений.

  Результаты выяснение  пассивного словарного запаса.

Результаты  исследования пассивного запаса первоклассников занесены в таблицу № 4.

 

Таблица №3

Результаты исследования пассивного словарного запаса

 

№ испытуемого

№ слова

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

3

3

5

3

2

0

5

0

2

0

2

2

4

5

3

0

0

5

3

3

2

3

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

3

3

5

5

5

5

5

4

5

5

2

2

3

4

4

5

5

6

3

3

5

3

3

0

3

3

2

5

7

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

8

5

5

5

5

5

3

5

5

5

5

9

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

10

5

5

5

4

3

0

5

2

5

5

11

3

3

5

3

2

0

5

0

2

0

12

2

4

5

3

0

0

5

3

3

2

13

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

14

5

5

5

5

3

3

5

5

5

5

15

4

5

5

2

2

3

4

4

5

5

16

3

3

5

3

3

0

3

3

2

5

17

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

18

5

5

5

5

5

3

5

5

5

5

19

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

20

5

5

5

4

3

0

5

2

5

5

21

5

5

5

5

5

3

5

5

5

5

22

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

23

5

5

5

4

3

0

5

2

5

5

Информация о работе Методика работы по развитию речи