Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей первой деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
Должны ли в воспитании и обучении учитываются индивидуальные особенности?

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников
1.1. Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия.
1.2. Психологические особенности в реализации индивидуального воспитания.
1.3. Возрастные особенности в использовании индивидуального подхода.

Глава II. Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших школьников
2.1. Критерии индивидуального подхода к ученикам
2.2. Организация индивидуальной работы учителя с детьми.
2.3. Индивидуализация в обучении математике младших школьников.

Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Индивидуальное обучение детей младшего школьного возраста.docx

— 72.05 Кб (Скачать файл)



 

 

 
 
 
 

3кг       3кг           3кг          3кг      ? кг

(по 3 кг х 4 раза)

?


 

К задаче №3:

 

 

ШЕЛК       3 м      по 4 руб.

ШЕРСТЬ          м  по 7 руб.

Вставь в окошко нужное число и реши задачу.

IV. С выбором решения.

К задаче №1:

Выбери решение для данной задачи:

1) 12х3=36 (коп.)

2) 36+28=64 (коп.)

1) 12:3=4 (коп.)

2) 4+28=32 (коп.)

1) 12х3=36 (коп.)

2) 36-28=8 (коп.)

V. С выполнением некоторой  части задания.

К задаче №1:

Закончи  решение задачи

12:3= 4 (коп.)

…Запиши первое действие и ответ

…4+28=… (коп.)

С вспомогательными упражнениями.

К задаче №1:

Сначала реши задачу:

а) Коробка цветных карандашей стоит 12 копеек, кисточка в 3 раза дешевле. Сколько стоит кисточка?

б)  Кисточка стоит 4 копейки, а книга на 28 копеек дороже. Сколько стоит книга?

в)   А теперь реши задачу №1.  

 Работа над текстовой  задачей на уроке с помощью  карточек-заданий ,и дифференцированных заданий при работе над ошибками, допущенными при их решении, позволяет организовать разноуровневую работу на уроке и органично вписывается в ход урока, удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся и позволяет формировать у них умение решать текстовые задачи на доступном им уровне сложности – это совершенствует обучение решению задач учащихся начальных классов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Заключение.

 

Итак, подведём итоги рассмотрения данного вопроса. Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого школьника. Также в индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников. 

В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможность , ближайшие перспективы развития воспитуемого.

Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных принципов.

В качестве основного разрешающего аспека трудностей индивидуального обучения, связанных с ослаблением непосредственной руководящей роли преподавателя, переходом обучения на воспроизводящее содержание материала, отсутствием критериев работы учащихся и большой сложности организации обучения был предложен бригадно-лабораторный метод, при котором  учащиеся  под руководством преподавателя самостоятельно ставят различные опыты и путем непосредственных восприятий усваивают определенные знания и навыки.       В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Доминирующим качеством педагога, работающего в области индивидуального обучения и воспитания на мой взгляд (помимо высокого квалификационного уровня)  является отличное знание как возрастной, так и индивидуальной психологии.

 
 
 
 
 
 
 

Список литературы :

 

1. Бескина Р.М.,Виноградова М.Д.Идеи А.С.Макаренко сегодня.-М.: Знание, 1988 – 80с. Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . – М.: Просвещение, 1991.-207с.

2. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.- . М.: Издательский центр «Академия», 1997г. – 240с.

3. Возрастная и педагогическая  психология : Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984 – 256с.

4. Воспитателю о работе  с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М.: Просвещение, 1989г.

5. Давыдов В.В. Российская  педагогическая энциклопедия. т.1.- М.: Просвещение,1993 г.

6. Ермолаева М.В., Захарова  А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая  практика в системе образования - . М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.

7. Ковальчук Л.И. Индивидуальный  подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985 г. – 112с.

8. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика : Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. М: Издательский центр «Академия», 1998г. – 432с.

9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992г. – 528 с.

10. Макаров С.П Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.

11. Непомнящая Н. Формирование воли // Дошкольное воспитание.-1993.-№9.с.36-41.

12. Подласый И.П. Педагогика : Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М: «Просвещение» : Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. – 432с.

13. Психологический словарь/ под ред. В.В.Давыдова и др. –  М.,1983Г.

14. Психология : Словарь/Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.. 1990г.

15. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г.

16. Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. – 1999.-№2.-с 62.

17. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.; 1990-576с.

18. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.

19. Юркевич В.С. Об индивидуальном  подходе в воспитании волевых  привычек.- М.: Знание, 1986.-80.с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11) .

 

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5489

 


Информация о работе Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших школьников