Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - определить роль познавательной активности школьников, при изучении курса информатики.
Объект исследования - учебный процесс по изучению курса информатики.
Предмет исследования - педагогические условия и принципы, способствующие развитию познавательной активности учащихся в курсе информатики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Развитие познавательной активности как педагогичесая проблема 7
1.1. Проблема равития позновательной активности в научно-педагогической литературе 7
1.2. Сущность и значение понятия «познавательная активность» 11
ГЛАВА II. Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника 17
2.1. Из опыта учителей по активизации мыслительной деятельности ………. школьников 17
2.2. Методика развития мыслительной активности школьника 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 5 курс информтика.docx

— 69.61 Кб (Скачать файл)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Изучение теории  по теме исследования заключалось в уточнении потенциала, активизации и развитии мыслительной активности школьника в курсе информатики. Исходя из анализа данной проблемы, мы можем сделать следующий вывод.

Так как логическое мышление не является врождённым качеством личности, то мы смело можем говорить о всестороннем развитии мышления на протяжении всех лет обучения.

Большое значение в работе по активизации мыслительной деятельности несёт характер взаимоотношений учителя с учащимися. Взаимопонимание и уважение  в отношениях между учителем и детьми будут оказывать положительный результат.

В обучении детей учитель должен учитывать противоречия процесса познания. Учащиеся часто вступают в противоречие между индивидуальным опытом и приобретаемыми знаниями. Данные противоречия учитель использует при создании проблемных ситуаций на уроке, что способствует активизации мыслительной деятельности.

Учитель умеющий выделять ключевые моменты в обучении, оказывает огромное влияние на мотивационную сферу учащихся, что помогает развивать их мыслительную деятельность, а именно формирует устойчивые качества личности школьника, которые отражают внутреннюю потребность и желание в необходимости получения новых знаний, а также способность формулировать задачи и искать их решение.

Педагогические условия, оказывающие положительное влияние на развития мыслительной активности школьника, носят комплексный характер и включают:

    • учебно-методическое обеспечение со стороны образовательной среды;
    • оптимальное сочетание форм и методов обучения, ориентированных на развитие мыслительной активности школьника, а также включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний;
    • ориентацию учебного процесса школьника на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;
    • подготовку педагогических кадров, ориентированных на развитие познавательной активности школьника.

Уроки, проводимые учителем, направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся в курсе информатики.

Представление учебного материала в определённой системе способствует сознательному структурированию учащимися воспринимаемой информации и на этой основе - более глубокому пониманию изучаемого материала и связей между основными понятиями изучаемой темы.

Структурное представление информации должно использоваться как при объяснении учебного материала, так и при организации практической работы на компьютере.

Для активизации мыслительной деятельности в курсе информатике учитель должен учитывать личные особенности каждого учащегося и то, что необходимо использовать различные методы и приёмы проведения занятий, которые способствуют повышению интереса школьников к предмету.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании [Электронный ресурс] / Н. В. Апатова // Режим доступа: // http://chb.ito.edu.ru – 11.11.2014.
  2. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении // М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989.
  3. Бабанский, Ю.К. Педагогический эксперимент / Ю.К. Бабанский // Введение в науч. исследование по педагогике. - М.: 1988. - 285 с.
  4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] - М.: 2005. - 324 с.
  5. Богомолова, Е.В. Программа курса «Теория и методика обучения информатике на начальной ступени» // Информатика и образование. [Текст] 2007. № 1. С. 86–99.
  6. Груздев, П.Н., Ганелин, Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. [Текст] - М.: АПН РСФСР, 1989. -  220 с.
  7. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. [Текст] - М.: 2006. - 21 с.
  8. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. [Текст] - М.: Педагогика, 2006. - С. 10 - 21.
  9. Дуванов, А.А. Азы информатики //Информатика. [Текст] 2002. № 5-8.
  10. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. [Текст] - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.
  11. Информатизация общего среднего образования: Научно‐методическое пособие / Под. ред. Д.Ш. Матроса. [Текст] - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с.
  12. Красновский, Э.А. Активизация учебного познания. / Современная педагогика. [Текст] - 1989. - №5. - С. 10-14.
  13. Ламберг, Р.Г. О самостоятельной работе учащихся. / Современная педагогика - 1962. [Текст] - №2. - с. 16-27.
  14. Лапчик, М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.
  15. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. [Текст] М.: Издательский центр Академия, 2001.
  16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издат. центр «Академия», 2003. - 276 с.
  17. Первин, Ю. А. За мной, компьютер 2-4 классы: Учебное пособие: общеобр. учр. [Текст] - М.: Дрофа, 2007. - 167 с.
  18. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: Мысль, 1998. - 232 с.
  19. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. [Текст] - М.: 2003. -  212 с.
  20. Теория и методика обучения информатике: учебник / [М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина, Н.Н. Самылкина, Л.В. Смолина, С.Р. Удалов]; под ред. М.П. Лапчика. [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 592 с.
  21. Швачко, Н.В. Основные аспекты преподавания темы «Информация» в начальной школе // Информатика и образование. 2006. [Текст] № 9. С. 29
  22. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. [Текст] - М.: Просвещение, 2003. - 240 с.
  23. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогич. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. [Текст] - М.:2000. - 341 с.
  24. Энциклопедический словарь. [Текст] - М.:1994.
  25. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. [Текст] - М.: 2000. - 211 с.

 

 


Информация о работе Методические аспекты развития мыслительной деятельности школьника