Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа
Объект исследования - методика преподавания русского языка.
Предмет исследования - методика преподавания имени прилагательного в средней школе.
Целью исследования является изучение методики преподавания имени прилагательного в средней школе, а также сравнительный анализ систем упражнений по изучению прилагательных в стабильном учебнике авторского коллектива во главе с Т.А.Ладыженской и альтернативных УМК В.В.Бабайцевой и М.М.Разумовской.
Здесь каждое из использованных прилагательных качественное, и выбор каждого данного слова определен тем, что именно оно адекватно выражает оценку, которую исследователь дает Лермонтову и его творчеству.
В качественных
прилагательных заложены и большие
возможности придавать
Небо называют- голубым,
Солнце называют- золотым,
Время называют- невозвратным,
Море называют- необъятным,
Называют женщину- любимой,
Называют смерть- необратимой,
Называют истины- святыми,
Называют страсти- роковыми.
Как же мне любовь мою назвать,
Чтобы ничего не повторять?
Каждое из выделенных традиционно-поэтических определений - это качественное прилагательное, обозначающее либо образную характеристику предмета, либо ту оценку, которая выработана и закреплена в художественной речи литературной традицией.
Богатейший в этом отношении материал дает «Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича и Е.П.Хабло14. Например, к существительному береза (а образ березы, являясь чуть ли не национальным поэтическим символом, присутствует, как известно, в произведениях многих русских писателей и поэтов) приводится 54 определения, и только 8 из них - прилагательные относительные (белобокая, белоногая, белоствольная, белотелая, прямоствольная, тонкоствольная, столетняя, зеленокосая). Перечисляя же эпитеты, которые характеризуют впечатление, производимое березой, психологическое восприятие ее, составители словаря указывают такие прилагательные: веселая, грустная, дремлющая, задумчивая, милая, наивная, печальная, понурая, робкая, светлая, унылая, хмурая, целомудренная, каждое из которых является качественным. Преимущественно с помощью качественных же прилагательных, как показывает словарь, писатели и поэты описывают и внешний вид березы: белая, бледная, ветвистая, высокая, кудрявая, нарядная, прозрачная, серебряная и пр.
В конце словарной статьи после знака (*) даются так называемые логические определения (т.е. определения бытового и терминологического характера), и они-то представляют собой в основном прилагательные относительные: бородавчатая, даурская, декоративная, дикорастущая, железная, желтая, каменная, карельская, карликовая, кустарниковая и т.п.
Обращаясь к Большому энциклопедическому словарю, в котором, как известно, описываются в первую очередь объективные, не зависящие от индивидуальной оценки и индивидуального восприятия свойства явлений, в словарной статье на то же самое слово береза находим некоторые из приведенных выше логических определений, а также другие определения, которые, в свою очередь, в основном прилагательные относительные: «Береза- род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков; в СССР около 50 видов. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза бородавчатая и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья- с лечебными целями ( как мочегонное, желчегонное средство)»15.
Притяжательные прилагательные также могут играть роль стилистического средства, повышающего изобразительность речи. Это происходит тогда, когда специфические суффиксы притяжательных прилагательных -ов-, -ев-, -ин-, -ын-, иj присоединяются к производящей основе неодушевленного существительного: «тарелкины края», «речкины берега», «огурцов хвостик», «дверина ручка», «подоконничий край». В результате происходит одушевление, персонификация того предмета, который назван производящей основой: тарелка, речка, огурец, дверь, подоконник воспринимаются как живые существа. Такое образование окказиональных прилагательных помогает осуществить прием олицетворения, т.е. наделения явлений свойствами живых существ.
К этому приему часто прибегал В.Маяковский. У него наряду с другими языковыми средствами (в первую очередь метафорами) широко используются и «олицетворяющие» притяжательные прилагательные. Например: «Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: «Хорошо, хорошо, хорошо!» А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел»; «Но ударить удалось ему по ребру по миноносьему»; «Гром из-за тучи, зверея, вылез, громадные ноздри задорно высморкал, и небье лицо секунду кривилось суровой гримасой Бисмарка».
Прилагательные, созданные аналогично, характерны и для поэзии Б.Кирсанова, который вообще многое унаследовал из поэтики Маяковского. И в стихотворениях Кирсанова находим: «тыквенный облик», «волновья пена», «помидорины щеки», «автомобилья любовь» и т.д.
Таким образом, прилагательное в лексическом аспекте обладает богатейшим набором самых разнообразных денотативных и коннотативных значений, что позволяет ему служить одним из главных средств живописания и изобразительной инструментовки текста.
Для морфологии
прилагательного наиболее существенным
является понимание тех его
Для понимания методических основ изучения имени прилагательного в школе, сравним определение имени прилагательного в анализируемых школьных учебниках и в вузовской грамматике.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?16.
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей?17.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?18.
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и выражающая это значение в грамматических категориях рода, числа и падежа; кроме того, прилагательное обладает грамматической категорией компаратива (сравнительной степени)19.
Как видно из
приведенных определений
В школьной практике семантика этой части речи определяется через термин «признак предмета» и в качестве дополнительного признака предлагаются вопросы какой? и чей?
Однако, исходя из научной грамматики, общекатегориальное значение признаковости, присущее имени прилагательному как части речи, гораздо более сложное. Это свойство словоформ тесно связано с их синтаксической характеристикой: к прилагательным относятся лишь те лексемы, которые обозначают признаки предметов, а потому способны определять существительные и не способны определять глаголы20. К прилагательным не причисляются также словоформы, которые, обозначая признак и относя его к предмету, выражают одновременно значение действия и иные связанные с ним характеристики: время, указание на связь с субъектом или объектом (борющийся, заплаканный, эксплуатируемый).
Таким образом, семантическая характеристика имени прилагательного в школьной грамматике сводится, по сути, к лексико-грамматической характеристике, и не затрагивает семантику.
Семантику прилагательного и его грамматические особенности следует объяснять учащимся на синтаксической основе, при помощи анализа смысловых и грамматических связей между прилагательным и тем существительным, к которому оно относится в составе словосочетания.
Е. И. Литневская в своих разработках к уроку предлагает раскрытие понятие «имя прилагательное» как части речи с помощью отрывка из художественного текста, насыщенного нужными формами, с постановкой несложного эксперимента21. Сущность этого эксперимента сводится к тому, что учащиеся выделяют в данном тексте все прилагательные, устанавливают по вопросам их зависимость от соответствующих существительных, оценивают их смысловую роль в данном тексте, а затем опускают эти прилагательные и сопоставляют измененный текст с исходным. Для проведения такого эксперимента можно взять следующие отрывки:
1. Река – особенный мир, с таинственной тенью под кустами, нависшими над водой, с веселым журчанием воды по камушкам, с луговыми цветами, смотрящимися в нее. Он виделся мне прекрасным до сладкого замирания в груди. (В.А. Солоухин)
2. Крупный мокрый снег тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. (А.П.Чехов)
Эти небольшие
отрывки дают возможность увидеть
определительную функцию
Предметы: река, мир, тень, кусты, вода, журчание, камушки, цветы – составляют мир реки о обозначаются в языке с помощью имён существительных. Но охарактеризовать эти предметы помогают имена прилагательные. Так, мир может быть волшебным, необыкновенным, печальным, мрачным и пр. – писатель выбирает имя прилагательное особенные; журчание – знакомое, мелодичное… - в тексте весёлое; цветы – лесные, яркие, садовые…. – здесь луговые. Выбор автором именно этих прилагательных создаёт его, авторскую, своеобразную картину, его видение «мира реки» - прекрасного до сладкого замирания в груди.
Все эти имена прилагательные имеют нечто общее, объединяющее их в одну часть речи, - значение «признак предмета», в отличие от значений «предмет» и «действие».
В тексте есть ещё два слова, обозначающих признак предмета: нависшими кустами, смотрящимися (в нее) кустами. Следует объяснить ученикам, что это причастия.
Для точного обозначения предмета, выделения его из ряда похожих служит только одно прилагательное: луговые цветы (а не полевые, не лесные, не садовые, не комнатные). Все остальные прилагательные создают яркую картину и передают авторское отношение к ней.
Исходя из всех
этих данных, учащиеся, отвечая на вопросы
учителя, сами дают развернутое определение
имени прилагательному как
При изучении качественных прилагательных учителю следует исходить из того, что эти прилагательные служат основным лингвистическим средством для выражения образно-эмоциональных оценок и подчёркивания художественных деталей и что учащимся необходимо как можно полнее раскрыть эту их функцию22. Данная цель будет достигнута в результате наблюдения за употреблением в речи качественных имён прилагательных, для чего используется художественный текст-описание. Приведём один из возможных образцов такого текста:
“Зимой и летом, осенью и весной очень хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей”. (И.С.Соколов-Микитов)
После выразительного
чтения приведенного отрывка учитель
просит указать слова и
Далее учитель поясняет, что эти прилагательные называются качественными. Затем среди приведенных примеров выделяется словосочетание очень хорош и производится экспериментальная подстановка слова очень ко всем другим прилагательным (очень тихий, очень глубокие и т.д.). Этот эксперимент показывает, что в большинстве случаев слово очень свободно сочетается с прилагательными. Подстановка слова очень помогает ученикам понять главную смысловую особенность качественных прилагательных: они обозначают признак, который может быть или сильнее, или слабее.
Далее учитель предлагает ученикам отграничить друг от друга прилагательные, отвечающие на вопрос какой? и каков? Таким образом, ученики снова сталкиваются со словом хорош, которое отвечает на вопрос каков? После этого по заданию учителя изменяются формы всех других прилагательных так, чтобы они отвечали на вопрос каков? (сугробы глубже, сугробы чище и т.д.).
Информация о работе Методические рекомендации по изучению имени прилагательного в школе