Методические рекомендации по изучению имени прилагательного в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - методика преподавания русского языка.
Предмет исследования - методика преподавания имени прилагательного в средней школе.
Целью исследования является изучение методики преподавания имени прилагательного в средней школе, а также сравнительный анализ систем упражнений по изучению прилагательных в стабильном учебнике авторского коллектива во главе с Т.А.Ладыженской и альтернативных УМК В.В.Бабайцевой и М.М.Разумовской.

Вложенные файлы: 1 файл

Изучение имени прилагательного в средней школе_диплом.doc

— 693.50 Кб (Скачать файл)

Отсюда выводится  первый грамматический признак качественных прилагательных: качественные прилагательные обычно имеют полную и краткую  формы. Вслед за этим учитель сообщает, что качественные прилагательные имеют  также степени сравнения (тихий – тише - самый тихий), могут сочетаться со словами очень, недостаточно, слишком и подобными (очень тихий, недостаточно тихий, слишком тихий и т.д.), могут иметь уменьшительно-ласкательную форму (берёзы молоденькие, снег беленький)24. В заключение все эти данные обобщаются в виде общей характеристики качественных прилагательных: качественные прилагательные обозначают признак, который может присутствовать у одного предмета в большей мере, чем у другого, или становиться слабее либо сильнее у одного и того же предмета. У качественных прилагательных имеются краткие и полные формы и степени сравнения как их главные грамматические особенности. Кроме того, качественные прилагательные сочетаются со словами типа очень, слишком, недостаточно и подобными, могут иметь уменьшительно-ласкательную форму, а также могут иметь приставку не-.

В дальнейшей работе ученикам можно дать качественное прилагательное и если вписать в каждую строчку антоним, то окажется, что каждое из этих прилагательных имеет свою противоположность, т.е. может сравниться с другим. По величине может быть больше или меньше, по возрасту - моложе или старше, по весу - легче или тяжелее, по виду - красивее или безобразнее, по характеру - умнее или глупее, по цвету - ярче или бледнее. Именно эти признаки предметов, умеющих сравниваться, объединились в 1 группу, или разряд, качественных прилагательных. Уже из названия видно, что это прилагательные, которые обозначают те или иные качества, свойства, способные проявляться в большей или меньше степени.

Таким образом, учащиеся знакомятся с важным семантическим  явлением, которое составляет специфическую  особенность многих качественных прилагательных.

Можно познакомить учащихся с различными случаями употребления качественных прилагательных в переносном значении для образной характеристики предмета. Например, ученики могут составить словосочетания со следующими словами и объяснить случаи прямого и переносного употребления качественных прилагательных: черный, тихий, тёплый.

Относительные прилагательные составляют второй семантико-грамматический разряд имён прилагательных. Их особенности можно объяснить учащимся на основе задания, требующего произвести синонимическую замену определительной части данных словосочетаний, подходящими по смыслу прилагательными, например:

    1. отношение предмета к другому предмету: ваза из хрусталя – хрустальная ваза, столик для журналов - журнальный столик;
    2. отношение предмета к действию: станок, который сверлит – сверлильный станок, машина, которая стирает – стиральная машина;
    3. отношение предмета ко времени или месту: спорт зимой  - зимний спорт, движение на улице – уличное движение25.

На основании  произведенных замен ученики самостоятельно объясняют, что образованные ими прилагательные обозначают признак предмета по его отношению к другому предмету или по его отношению к какому-либо действию, а также ко времени или месту. Такие прилагательные называются относительными прилагательными. В дополнение к самостоятельному выводу учитель может сообщить ученикам, что у относительных прилагательных нет ни кратких форм, ни степеней сравнения, что они не могут сочетаться со словами типа очень, слишком, чрезмерно и подобными.

Усвоив общее  понятие об относительных прилагательных, учащиеся выполняют задания, которые  знакомят их с отдельными семантическими группами относительных прилагательных и раскрывают их стилистическое своеобразие. Учащимся могут быть даны группы существительных, а также глаголы с заданием образовать от них прилагательные, сочетать их с подходящими существительными и объяснить особенности значения относительных прилагательных.

В процессе выполнения задания ученики отмечают также, что относительные прилагательные обычно не могут служить средством образной характеристики предмета и чаще всего используются или в книжном, или в официально-деловом стиле.

В заключение целесообразно  дать обобщающее упражнение: выделить в тексте качественные и относительные  прилагательные, выписать их отдельными группами в форме именительного падежа вместе с определяемыми существительными и объяснить особенности качественного и относительного значений. Для указанной работы можно взять следующие отрывки из произведения А.П. Гайдара «Военная тайна»:

I. В ожидании поезда они расположились на тенистой террасе вокзального буфета. Отсюда были видны железнодорожные пути, яркие семафоры и крутые асфальтовые платформы, по которым спешили люди на дачные поезда.

II. Поезд затормозил перед небольшой станцией. В вагон вошли ещё двое: высокий, сероглазый, с крестообразным шрамом ниже левого виска, а с ним шестилетний белокурый мальчуган, но с глазами темными и весёлыми.

Теперь сравним объем  изучаемого материала в программах по русскому языку для средней школы: авторского коллектива во главе с Т.А.Ладыженской, УМК В.В.Бабайцевой, и УМК М.М.Разумовской.

Программа компенсирующего  обучения по русскому языку М.М.Разумовской  и П.А.Леканта рассчитана на то, что дети, зачисленные в классы компенсирующего обучения, характеризуются ослабленным интеллектуальным и, следовательно, речевым развитием. У них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления (сравнения, обобщения, классификации явлений); они с трудом воспринимают переносное значение слова, нечувствительны к поэтическому слову, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок и т. д.

В силу этих особенностей курс русского языка по программе М.М.Разумовской и П.А.Леканта строится на началах внутренней интеграции между языковым и речевым компонентами.

Система языка  включает как собственно языковые понятия  и факты, так и речеведческие.

Каждая тема двучленна: она включает основные понятия  языка и речи, а также важнейшие  виды речевой деятельности.

Такой подход позволяет  обеспечить планомерное развитие видов речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо, говорение) и на этой основе более успешное овладение теорией языка и речи.

В целом же представленное в программе содержание обучения ориентировано на реализацию государственного стандарта по русскому языку.

Как показал  опыт работы по данной программе, такая  задача в классах компенсирующего  обучения выполнима при условии  пристального внимания к развитию основных видов речевой деятельности, выполнения ежедневных упражнений, в выработке правильной и богатой интонации. На каждом уроке систематическое проведение творческих работ в 30-50 слов. Внимание к устной речи.

В этих классах  чрезвычайно важно выделение  этапов в обучении с четко обозначенной целью и объемом содержания.

Систематический контроль строго соответствует этапности в обучении.

В работах самостоятельного характера упор делается на развитие способности ребенка ответить на вопрос, переложить текст с сохранением  его типологических, стилистических и грамматических особенностей.

Работы же типа сочинения вводятся постепенно и носят характер наблюдения над жизненным материалом.

Что касается имени прилагательного, данная программа рекомендует как  можно скорее непосредственно обратиться к практической работе. Задания к  упражнениям помогут учащимся вспомнить значение имени прилагательного и его роль в предложении, закрепить грамматические умения изменять имена прилагательные по падежам и числам, правильно определять род, падеж и число имени прилагательного. Одновременно повторяется правописание окончаний прилагательных. По мнению М.М.Разумовской и П.А.Леканта, новизну в уроки повторения привносит отработка способа распознавания падежа: 1) найти слово, от которого зависит прилагательное, 2) поставить от этого слова к прилагательному вопрос, 3) по вопросу определить падеж прилагательного.

Систематизации  знаний помогает работа над термином морфологические признаки имен прилагательных. Наглядное оформление записи учит находить окончание у любых имен прилагательных и по нему определять род, число, падеж, т. е. морфологические признаки данной части речи. Такая запись исподволь готовит учащихся к пониманию того, что каждое слово в языке имеет лексическое и грамматическое значение (об этом учащиеся узнают в дальнейшем).

Обобщая материал, дети учатся строить аргументированное рассуждение «Почему данное слово является именем прилагательным?». Желательно, чтобы в рассуждении использовались для связи аргументов слова во-первых, во-вторых и т. п.

Программа Т.А.Ладыженской представляет собой практический курс русского языка для учащихся 5-9 классов.

Конечной целью  обучения в школе является владение литературным русским языком в устной и письменной форме для общения  в различных ситуациях и развития личности человека.

По сравнению  с действующей в предлагаемой программе существенно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы.

Каждый раздел программы имеет единую структуру. В нем прежде всего выделены основные теоретические сведения, которые  являются базой для формирования грамматических, орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков учащихся. Основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам (к ним в программе дана пометка «ознакомление») учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. В программе такой материал снабжен примечанием «практически».

Такой дифференцированный подход к изучению теории, с одной стороны, облегчает ее изучение и сокращает учебное время на ее усвоение, а с другой — создает условия, чтобы учащиеся овладевали знаниями о языке не на уровне разрозненных фактов, а получали их в определенной системе.

Кроме того, в  разделах выделены вопросы, знакомые учащимся по предшествующим годам обучения. Это вводное повторение помогает создать необходимую базу для  усвоения нового материала.

В разделе «Имя прилагательное» главное внимание уделяется обобщению и систематизации ранее изученного, и только частично материал изучается как новый.

В соответствии с практической направленностью  обучения во всех классах в разделе  прилагательных представлены вопросы  орфографии и пунктуации. В одних  случаях этот материал изучается как новый, в других — дается в порядке повторения и обобщения. Учитель организует эту работу параллельно с изучением нового материала или выделяет для этой цели специальные уроки.

Программа В.В.Бабайцевой представляет собой практический курс русского языка для учащихся 5-9 классов.

Конечной целью  обучения в школе является владение литературным русским языком в устной и письменной форме для общения  в различных ситуациях и развития личности человека.

По сравнению  с действующей в предлагаемой программе существенно сокращен объем теоретических сведений и по-иному организованы ее разделы.

Каждый раздел программы имеет единую структуру. В нем прежде всего выделены основные теоретические сведения, которые  являются базой для формирования грамматических, орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков учащихся. Основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам (к ним в программе дана пометка «ознакомление») учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности. В программе такой материал снабжен примечанием «практически».

Такой дифференцированный подход к изучению теории, с одной стороны, облегчает ее изучение и сокращает учебное время на ее усвоение, а с другой — создает условия, чтобы учащиеся овладевали знаниями о языке не на уровне разрозненных фактов, а получали их в определенной системе.

Кроме того, в  разделах выделены вопросы, знакомые учащимся по предшествующим годам обучения. Это вводное повторение помогает создать необходимую базу для  усвоения нового материала.

В разделе «Имя прилагательное» главное внимание уделяется обобщению и систематизации ранее изученного, и только частично материал изучается как новый.

В соответствии с практической направленностью  обучения во всех классах в разделе  прилагательных представлены вопросы  орфографии и пунктуации. В одних  случаях этот материал изучается как новый, в других — дается в порядке повторения и обобщения. Учитель организует эту работу параллельно с изучением нового материала или выделяет для этой цели специальные уроки.

Выводы по 1 главе

 

К именам прилагательным относят разряд слов, которые обозначают признаки предмета и имеют зависящие от существительного формы рода, числа, падежа. В предложении имена прилагательные являются либо определениями, либо именной частью составного именного сказуемого.

В зависимости  от значения и грамматических свойств прилагательные делят обычно на три разряда: относительные; притяжательные; качественные. Качественные прилагательные обладают двумя степенями сравнения: сравнительной, превосходной.

Употребление  качественных прилагательных более  характерно для текстов, которые имеют субъективированный, личностный характер. А использование относительных прилагательных связано с сообщением объективной, внеличностной информации. Притяжательные прилагательные также могут играть роль стилистического средства, повышающего изобразительность речи.

Информация о работе Методические рекомендации по изучению имени прилагательного в школе