Методические рекомендации по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 21:20, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования были определены и использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования;
тестирование;
изучение и анализ документации;
Гипотеза исследования - подбор специальных методик способствующих максимальной коррекции и предупреждению дисграфии будет эффективным если:
-использовать в работе с детьми дошкольного возраста специально подобраный комплекс упражнений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. Психолого-педагогическое обоснование
методических рекомендаций по предупреждению нарушений письма
у детей с ОНР дошкольного возраста …………………………………………..7
Понятие и структура письма как вида письменной речи………….7
Факторы риска по нарушениям письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ………………………………………13
Современные представления о дисграфии………………………...20
Систематизация логопедических методик по предупреждению нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы………………..……………...31
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………....37
Глава 2. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР………………………………………………………………………….38
2.1. Организация и методы выявления предпосылок нарушения письма у детей с ОНР дошкольного возраста …………………................................38
2.2. Анализ результатов исследования …………………………………...46
2.3. Методические рекомендации по предупреждению
нарушений письма у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы ………………………. ………………………49
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………57
Заключение ……………………………………………………………………...58
Список литературы ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Выпускная работа.docx

— 2.57 Мб (Скачать файл)

 – классификация (понятийная  –овощи, фрукты, посуда и т.д.),

 – «4-й лишний»,

 – «Что  сначала,  что  потом?» (времена  года,  время  суток, последовательность событий),

 – установление причинно-следственных  связей.

 

Развитие   формообразующих   движений

 – «догадайся, какое  животное» (имитация движений),

 – «Покажи, какая шея (лапы, хвост)» (например у лисы),

 – «Изобрази букву» (телом, пальцами),

 – «Расскажи стихи (сказку) пальцами»,

 – «Разговор через  стекло»,

 – жестовые  игры (например, «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»).

 

Развитие  мелкой  моторики  кисти  рук,  графомоторных  навыков

Работа по данному направлению проводится во всех видах детской деятельности: конструировании, лепке, рисовании, аппликации, и т.д., а также в процессе повседневной жизни при самообслуживании, в бытовом труде.  Кроме этого целесообразно использовать специальные пальчиковые игры (приложение 4).

 

 Развитие   речевых  навыков  и  функций

Работа по совершенствованию звуковой стороны речи включает:

 – артикуляционную  гимнастику (приложение 5),

 – упражнения для  развития речевого дыхания (приложение 6).

Развитие речевых навыков и функций проходит поэтапно:

 I этап    Стимуляция слухового внимания.  

Задача этого этапа –научить:  

             – различать  неречевые и речевые  звуки,

             – понимать смысловые значения  интонации.

На этом этапе целесообразно проводить следующие игры: «Кто позвал?», «Эхо», «Угадай, что звучит?» и др.

II этап   Стимуляция осознания звуковой стороны речи. 

Задача – подвести детей:    

                        – к самостоятельному осознанию  того, что непрерывный

       речевой  поток можно членить не только  на смысловые  фрагменты,

       но и  на отдельные звуковые комплексы (слова, слоги, звуки),

                         – к усвоению смыслоразличительной  роли звуков.

III этап   Развитие фонематического восприятия и формирование правильных фонематических представлений.    

Задача на данном этапе:   одновременно с постановкой правильного звукопроизношения учить дифференцировать изолированно и в слове близкие по акустико-артикуляторным признакам звуки.

IV  этап  Формирование навыков фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза.

Задача:  сформировать и развивать способность анализировать временную последовательность речевых единиц и удерживать их в памяти.

Основным источником развития лексико-грамматической стороны речи детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.  Воспитателю следует отводить для этого время в режиме дня.  Это всевозможные рассматривания – предметов, игрушек, иллюстраций, картинок. Знакомство с материалами и предметами из них, подготовка реквизита к дидактическим и театрализованным играм, наблюдение живых объектов в уголке природы – все это должно стать источником для развития диалогической речи и формирования структуры простых предложений. Полезно использовать сюжетно-дидактические игры: «Киоск открыток», «Магазин игрушек» и др.

 Помимо работы по  освоению правильных грамматических  форм в повседневном общении  и при обучении связной речи  с детьми полезно регулярно  организовывать игры и упражнения  с грамматическим содержанием.

Используя сюжетно-дидактические игры, игры-драматизации, литературные викторины, загадки мы решаем  задачи формирования связной речи и задачи словарной и грамматической работы.

Данные рекомендации могут быть использованы логопедом и воспитателем.

Воспитатель может использовать эти рекомендации на занятиях, вне занятий, во время утреннего приема, индивидуальной работы с ребенком, на прогулке, во время экскурсий, наблюдений и т.д.

Логопед может использовать данные рекомендации на индивидуальных   занятиях с ребенком.

Нами разработан примерный перспективный план работы на месяц для логопеда и воспитателя (приложение 7).

Таким образом, разработанный нами комплекс заданий, упражнений и игр поможет в работе логопедов, воспитателей и родителей предупредить нарушения письма у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

Таким образом, предупреждение нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии.

Профилактика дисграфии у детей заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее  поступления ребенка в подготовительную группу.  И если  у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста. Анализ исследования готовности к овладению письмом поможет подобрать комплекс игр, заданий, упражнений для предупреждения нарушений письма у ребенка дошкольного возраста. Разработанный комплекс поможет предупредить нарушения письма у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Предупреждение нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной логопедии. Письмо – сложный вид психической деятельности, требующий полноценного формирования и взаимодействия сенсомоторных, высших психических функций, мыслительных операций и речи.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Дисграфия является не только педагогической, но и в равной мере медицинской проблемой.

Предупреждение нарушений письма у детей заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности к нарушениям письменной речи.

Предрасположенность к дисграфии, как правило, формируется в период раннего развития ребенка.  Действие каких-либо неблагоприятных факторов в этот период обуславливают нарушенное и ли замедленное созревание центральной нервной системы, тех отделов мозга, которые ответственны за формирование предпосылок письменной речи, а в дальнейшем будут задействованы в обеспечении сложной функциональной системы процесса письма. Вследствие действия неблагоприятных факторов у ребенка возникает нарушение или отставание в формировании как элементарных психических процессов (моторики, графомоторных координаций, звукового анализа и синтеза), так и высших психических функций – внимания, абстрактных форм мышления, общего поведения и др. поэтому особенно важно выявить появление первых симптомов задержки развития ребенка.

Диагностика должна осуществляться не позднее поступления ребенка в подготовительную группу детского сада. Если у ребенка выявляются какие-либо слабые звенья в совокупности предпосылок формирования письма, он должен получить коррекционно-развивающую помощь.

Используя данные теоретического анализа и исследования, нами были разработаны  методические рекомендации по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Айзман Р., Жарова Г., Вартапетова Г., Петрова Е. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.
  2. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом.//Известия АПН РСФСР,1955. –Вып.70.
  3. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика// Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции – М .,2001.
  4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М., 1999.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избранные психологические исследования. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959.
    1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М., 1961.
  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М., 1987.
  2. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. - М. Лабиринт, 1998.
  3. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи
  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников –Екатеринбург, 1998.
  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение,1985.
  6. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.
  7. Корнев А.Н.  Нарушение чтения и письма у детей – СПб., 1997.
  8. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников – СПб.,1997.
  9. Левина Р.В. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.,1983.
  10. Левина Р.В. Недостатки чтения и письма у детей. – М.,1940.
  11. Логинова Е.А. Особенности письма у младших школьников с ЗПР//Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление.– СПб.,1992.
  12. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. –СПб.,2003.
  13. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма – М., – 1950.
  14. Ляудус В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – Кишинев, 1994.
  15. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – СПб., 1995.
  16. Нарушение письменной речи. Дислексия. Дисграфия //Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой. Книга IV. – М.,2003.
  17. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.,2001.
  18. Репина З.А. «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Уч.пособие. – Екатеринбург: 2004.
  19. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. Глава 11 Речь.- СП., 1999
  20. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.- 1995. С 34-151
  21. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. –М.,2001.
  22. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - М., 2003.
  23. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройство речи у детей и подростков. Под ред. С.С.Ляпидевского. – М.,1991.
  24. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.,1959.
  25. Хрестоматия по логопедии / Под ред. С.С.Волковой и В.И.Селиверстова. Т.2 –М.,1997.
  26. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.,1997.
  27. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письмо и чтение: нарушение и восстановление.- М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Приложение 1

 

Приложение 2

 

                    

Рис.1 Образцы фигур для                               Рис.2 Обведи рисунок по точкам

          дорисовывания

 

 

 

               

 

    Рис. 3,4  Обведи  рисунки точно по линиям, старайся  не отрывать 

карандаш

 

 

                

Рис.5 Штриховка. Заштрихуй                          Рис. 6 Проведи прямые линии

 фигурки, не выходя  за контуры                                по середине дорожки,

                                                                                    не отрывая  карандаш  и 

                                                                                      не съезжая с дорожки

 

 

          

 

Рис.7   Куда едет мальчик на                     Рис. 8  Какие предметы изображены

             своем автомобиле                                       на рисунке. Назови их.

 

Приложение 3

 

Пальчиковые упражнения для детей старшего дошкольного возраста

 

 

«Колечки»

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д.

 

 

Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке: вначале – каждой рукой отдельно, затем – вместе.

 

«Колечки с усложнением»

Дети, собравшись в кружок, выбирают водящего, под счет которого собирают колечки из пальчиков. Внезапно водящий командует: «Без среднего!» и все игроки продолжают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д.

Темп счета ускоряется. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

 

«Обратные  колечки»

В такт счету совершать одновременные разнонаправленные движения левой и правой руками: левой рукой смыкать большой палец поочередно с указательным, средним, безымянным и мизинцем, а правой, соответственно, - с мизинцем, безымянным, средним и указательным пальцами.

Информация о работе Методические рекомендации по предупреждению нарушений письма у детей дошкольного возраста с ОНР