Методы измерения как средство контроля знаний учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа

Краткое описание

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Методы педагогических измерений в образовании…………………….6
1.1. Метод тестирования в педагогических измерениях………………………....6
1.2. Метод анкетирования в педагогических измерениях………………………..9
1.3. Другие измерительные методы в системе образования…………………….15
Глава 2. Тест как средство контроля знаний у студентов……………………….19
2.1. Формы тестовых заданий…………………………………………………...22
2.2. Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов………...28
2.3. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста…..….31
Заключения…………………………………………………………………………38
Список использованных источников……………………………………………..40

Вложенные файлы: 1 файл

Методы измерения как средство контроля знаний учащихся..doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

Государственное учреждение образования

«Республиканский  институт высшей школы» 

Кафедра естествознания 
 

                                                                                                  Допущена к защите:

                                                                                        Зав. кафедрой

                                _________________

                                                                                                       (подпись)

«____»________2011

Оценка

Курсовой работы_______________ 

Курсовая  работа

Методы  измерения как средство контроля знаний учащихся. 
 

                          Исполнитель:

                                                           Пороховская Марина Викторовна

                          Руководитель:

                          Сиренко С.Н.

                    Рецензент:

                                                       __________________________ 
 
 
 
 

Минск, 2011

АННОТАЦИЯ 

      Курсовая  работа состоит из 41 страниц, включает 4 рисунка, 1 таблицу. В работе использовано 29 литературных источников.

     Цель  работы – раскрыть  комплексный подход  к системе контроля  в обучении  и выделить  основные  средства  его реализации.

     Объект  исследования: процесс обучение в Витебском

государственном университете.

     Предмет исследования:    различные   формы    контроля   знаний   учащихся 

по  дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта»

      Задачами  работы являются:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме

контроля  знаний учащихся.

  1. Систематизировать   накопленные   сведения   по проблеме контроля знаний

     учащихся.

     В первой главе работы рассмотрены  и проанализированы методы измерений  в образовании: анкетирование, тестирование, а также метод учета, группа методов сбора и изучения информации, метод рейтинговой и аутентичной оценки. Для каждого из методов представлена краткая  характеристика и особенности применения

     В этой главе выявлены функции контроля, приводятся требования к тестовым заданиям и специфика их использования, обосновывается необходимость научного проектирования содержания теста и математической обработки его результатов. 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….4

Глава 1. Методы педагогических измерений в образовании…………………….6

1.1. Метод тестирования в педагогических измерениях………………………....6

1.2. Метод анкетирования в педагогических измерениях………………………..9

1.3. Другие измерительные методы в системе образования…………………….15

Глава 2. Тест как  средство контроля знаний у студентов……………………….19

    1. Формы тестовых заданий…………………………………………………...22

2.2. Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов………...28

2.3. Принципы  отбора содержания. Критерии оценки  содержания теста…..….31

Заключения…………………………………………………………………………38

Список использованных источников……………………………………………..40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Проверка  и оценка знаний, умений и навыков  учащихся является важным структурным  компонентом процесса обучения и  в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности  обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.

     Актуальность  проблемы оценки связана с достижением  в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась  сфера  приложения оценки, возросли  возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли  условия  для  рационализации оценки как составной  части  этого  процесса.

     Оценка  знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:

     -диагностирование  и корректирование знаний и  умений учащихся;

     -учет  результативности отдельного этапа  процесса обучения;

     -определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

     Цель  данной  работы – раскрыть  комплексный подход  к системе контроля  в обучении  и выделить  основные  средства  его реализации.

     Преподавателю при подготовке к занятию необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача  педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё  это должно  быть  продумано  преподавателем при подготовке  к занятию. Наряду  с этим  следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого  учителя  должна  быть  своя  система  оценки, она  должна включать  разнообразные  средства и приёмы работы, чтобы учащиеся  понимали,  что преподаватель постоянно контролирует их успехи,  уровень и качество  овладения знаниями.

     Объект  исследования: процесс обучение в Витебском

государственном университете.

     Предмет исследования:    различные   формы    контроля   знаний   учащихся 

по  дисциплине «Теория и методика избранного вида спорта»

     Без хорошо  налаженной проверки  и  своевременной  оценки результатов

нельзя  говорить об эффективности обучения.

     В ходе исследования выдвинута гипотеза:  если     преподаватель     будет     систематически,    всесторонне    использовать различные    формы    контроля    знаний    и    умений,    то    будет    повышаться заинтересованность   учащихся   в    изучении предмета, а,   следовательно,   будет повышаться и качество обучения.

Задачами  данной работы являются:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме

контроля  знаний учащихся.

  1. Систематизировать   накопленные   сведения   по проблеме контроля знаний

     учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Методы педагогических измерений в образовании

     1.1. Метод тестирования в педагогических измерениях.

     Существуют два основных вида тестов: традиционные и нетрадиционные.

     Тест обладает составом, целостностью и структурой. Он состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов. Целостность теста означает взаимосвязь заданий, их принадлежность общему измеряемому фактору. Каждое задание теста выполняет отведенную ему роль и потому ни одно из них не может быть изъято из теста без потери качества измерения. Структуру теста образует способ связи заданий между собой. В основном, это так называемая факторная структура, в которой каждое задание связано с другими через общее содержание и общую вариацию тестовых результатов.

     Традиционный тест представляет собой единство, по меньшей мере, трех систем:

     - содержательной системы знаний, описываемой языком проверяемой учебной дисциплины;

     - формальной системы заданий возрастающей трудности;

     - статистических характеристик заданий и результатов испытуемых.

       Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий [2].

     Классификация видов педагогических тестов.

     По  мере использования тестов была сформирована их классификация по цели и содержанию:

     • тесты личности — для оценки эмоционально-волевых  качеств индивидуума;

     • тесты интеллекта — для анализа  уровня развития познавательных процессов  и функций мышления;

     • тесты способностей — для оценки возможности в овладе нии различной деятельностью;

     • тесты достижений, с помощью которых  оценивают разви тие знаний, умений, навыков после обучения.

     Из  всего многообразия типов стандартизованных  тестов в образовании используют тесты достижений. Они создавались для проверки результатов обучения на разных ступенях получения образования, измерения эффективности программ и процесса обучения. Тесты достижений принято противопоставлять тестам способностей, состоящим из тестов общего интеллекта, комплексных батарей способностей и тестов специальных спосо бностей. Можно сказать, что тесты способностей измеряют эффективность обучения в относительно неконтролируемых и неизвестных условиях, в то время как тесты достижений измеряют эффективность обучения при частично известных и контролируемых условиях [1].

     • По процедуре создания могут быть выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты.

     Стандартизация  — последовательный ряд процедур по планированию, проведению оценивания и выставлению баллов. Цель стандартизации состоит в том, чтобы обеспечить всем учащимся возможность проходить оценивание в равных условиях, чтобы их оценки имели одинаковое значение и не подвергались влиянию различных условий. Это важная процедура, когда оценки планируется использовать для сравнения отдельных людей или групп. [1]

     В образовании можно выделить и ряд задач, которые могут быть решены не стандартизированными тестами, — в том числе текущий контроль знаний на этапе обучения. Однако для итоговой аттестации учащихся используются только стандартизованные тесты.

  • По способу предъявления различают тесты:
  • бланковые (машиночитаемые бланки, тестовые тетради);
  • предметные (манипуляция материальными объектами рассчитана на быстроту реакции и четкость действий);
  • аппаратурные (с использованием специальной аппаратуры — датчиков для фиксации сигналов);
  • практические (аналоги лабораторных работ, но с тестовыми условиями заданий);
  • компьютерные (как частный случай — адаптивные).
  • По характеру действий тесты делят на:
  • вербальные;
  • невербальные.
  • По ведущей ориентации выделяют:
  • тесты на скорость;
  • тесты на результативность (мощность);
  • смешанные тесты.
  • По степени однородности задач тесты делят на:
  • гомогенные, позволяющие измерить одно качество (уровень подготовки по одному предмету) однородными по составу заданиями;
  • гетерогенные (многомерные) — для измерения уровня подготовленности учащихся по нескольким учебным предметам и (или) свойствам личности.[5]

Информация о работе Методы измерения как средство контроля знаний учащихся