Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Актуальность проблемы оценки связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения, благодаря чему расширилась сфера приложения оценки, возросли возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации оценки как составной части этого процесса.
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава 1. Методы педагогических измерений в образовании…………………….6
1.1. Метод тестирования в педагогических измерениях………………………....6
1.2. Метод анкетирования в педагогических измерениях………………………..9
1.3. Другие измерительные методы в системе образования…………………….15
Глава 2. Тест как средство контроля знаний у студентов……………………….19
2.1. Формы тестовых заданий…………………………………………………...22
2.2. Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов………...28
2.3. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста…..….31
Заключения…………………………………………………………………………38
Список использованных источников……………………………………………..40
Академический кредит - мера трудоемкости работы обучающихся и преподавателей для достижения требуемого образовательного результата. То есть в единицах кредитов осуществляется исчисление трудозатрат на реализацию образовательных программ, определение объема содержания изучаемых дисциплин (учебной нагрузки обучающихся), оценка их знаний, расчет академической нагрузки каждого преподавателя, состава преподавательских штатов (в соотношении «число учеников - число преподавателей») и фондов их заработной платы. На основе полученных обучающимся кредитов решаются также вопросы о его переводе на следующую ступень (образовательный уровень), а также об оплате за обучение. [5]
Кредитные технологии измерения в образовании - технологии регламентации и учета объема содержания, а также результатов учебного процесса с помощью кредитов. Эти технологии способствуют расширению академических свобод, интенсификации образовательного процесса, повышения его качества, индивидуализации обучения, предоставляя каждому обучающемуся возможность самостоятельного выбора пути достижения установленного числа кредитов. Благодаря этим технологиям снижаются экономические затраты на образование, так как происходит самооптимизация, упрощаются и ускоряются расчеты фондов заработной платы преподавателей. Помимо этого кредитные измерительные технологии направлены на унификацию различных образовательных систем.[3]
К
новым методам учета в
Портфолио в образовании - это портфель (папка, альбом) с документами, раскрывающими объем и результаты работы участника образовательного процесса за определенное время. Это коллекция образцов работ субъекта и внешних информационных источников (полученных им грамот, сертификатов, удостоверений, отзывов и т. д.), которые свидетельствуют о его компетентности, активности, прогрессе и достижениях в образовании. В образовании существует учебный портфолио, который ведется самим обучающимся, и методический портфолио - способ анализа, обобщения и презентации педагогического опыта учителей, преподавателей, одна из форм рефлексии их педагогической деятельности.[7]
Нетрадиционные методы и технологии оценивания в образовании.
В последние десятилетия у педагогов разных стран повысился интерес к нетрадиционным формам проверки, измерения и оценки учебных достижений, к разработке и использованию интегрированных, взаимодополняющих способов педагогического сопровождения, контроля и испытаний.
Наиболее интересными представляются наработки по использованию в образовательной системе метода рейтинговой оценки. Рейтинг в образовании - метод и технологии оценки качества образования через определение и обозначение в баллах позиции субъекта образовательной деятельности среди ему подобных в соответствии с классификацией его свойств по заданной порядковой шкале. Это осуществляется путем усреднения набранных субъектом баллов (очков), которые выставлялись ему за определенные качества по единым критериям. На основе полученных таким образом данных все сравниваемые ранжируются.
Индивидуализация оценочной практики в образовании выразилась в форме аутентичной оценки поданным портфолио.
Аутентичная
оценка по данным портфолио - это многомерное,
динамичное, конструктивное определение
и выражение адекватного отношения к актуальному
состоянию качества образовательной деятельности
и компетентности индивида на основе самых
разнообразных источников (документов),
собранных в его личном портфолио. Аутентичная
оценка использует новые виды и методы
оценивания, совмещает их с традиционными,
включает самооценку, интегрированное,
разностороннее установление ценности,
значимости результатов выполнения работы,
исходя из целостного характера личности,
наличия у субъекта комплексных умений
в соответствии с определенными требованиями.[5]
Глава 2. Тест как средство контроля знаний учащихся
Неотъемлемой
Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется и измеряется тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается. В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.[11]
Результаты оценивания могут быть выражены в баллах — отметках.
Наглядно
структурные компоненты контроля можно
представить схематически (рис. 2.1.)
Рис. 2.1. Структурные компоненты контроля в учебном процессе.
Как
элемент ориентировочной
Рис. 2.2. Основные функции контроля успешности обучения и развития учащихся.
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают.
Виды контроля: различаются по функциям в учебном процессе.
Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.
Функциональное назначение предварительного контроля заключается в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала.
Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся.
Тематический
контроль проводится по завершении изучения
большой темы. Назначение
(функция) тематического контроля: систематизировать
и обобщить
материал всей темы; путем повторения
и проверки знаний предупредить
забывание, закрепить его как базу, необходимую
для изучения последующих разделов учебного
предмета.
Итоговый
контроль проводится как оценка результатов
обучения за определенный, достаточно
большой промежуток учебного времени
- четверть, полугодие, год.
2.1. Формы тестовых заданий.
В современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) различают 4 типа заданий в тестовой форме: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме или на дополнение, задания на установление правильной последовательности и задания на установление соответствий. Наиболее распространенной является первая форма.[14]
Рассмотрим подробно каждую форму заданий по классификации В.С. Аванесова.
Задания на выбор одного или нескольких правильных ответов для компьютерного контроля знаний подходят больше всего. Такие задания удобно разделить на следующие виды: задания с двумя, тремя, четырьмя пятью и большим числом ответов. Инструкцией для этой формы заданий служит предложение: «Обведите (отметьте, укажите) номер правильного ответа».
Пример 1. Отметьте номер правильного ответа.
Место, которое занимает цифра в записи числа, называют
Содержание задания формулируется как можно яснее и как можно короче. Краткость обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смысла задания. Необходимо полностью исключить повторы слов, использование малопонятных, редко употребляемых, а также неизвестных учащимся символов, иностранных слов, затрудняющих восприятие смысла. Хорошо, когда задание содержит не более одного придаточного предложения.
Для достижения краткости в каждом задании лучше спросить о чем-нибудь одном. Утяжеление заданий требованиями что-то найти, решить и затем еще и объяснить отрицательно сказываются на качестве задания, хотя с педагогической точки зрения легко понять причину такой формулировки.
Еще лучше, когда короткими являются и задание и ответ. Неправильный, но правдоподобный ответ в американской тестовой литературе называется словом дистрактор (от английского глагола tо distract – отвлекать). В общем случае, чем лучше подобраны дистракторы, тем лучше бывает и задание. Талант разработчика проявляется в первую очередь в разработке эффективных дистракторов. Обычно считают, что чем выше доля выбора неправильного ответа, тем он лучше сформулирован. Следует отметить, что это верно только до известного предела; в погоне за привлекательностью дистракторов нередко теряется чувство меры. Привлекательность каждого ответа проверяется эмпирически.[22]
Задания с выбором одного или нескольких ответов являются самой критикуемой формой. Сторонники привычных подходов утверждают, что по-настоящему проверить знания можно только в процессе непосредственного общения с учеником, задавая ему уточняющие вопросы, что помогает лучше прояснить подлинную глубину, прочность и обоснованность знаний. С подобными утверждениями надо согласиться. Однако есть еще вопросы экономии живого труда учителей и учащихся, экономии временных затрат и проблемы повышения эффективности образовательного процесса.
Нередко считается, что найти правильный ответ гораздо легче, чем формулировать его самому. Однако в хорошо сделанных заданиях незнающему ученику неправильные ответы часто кажутся более правдоподобными, чем правильные. Талант разработчика теста раскрывается в процессе создания именно неправильных, но очень правдоподобных ответов. Другое возражение – что тестовое задание с выбором одного или нескольких правильных ответов годится только для оценки знаний так называемого низшего уровня. [17]
Выделяется вариант заданий с выбором одного, наиболее правильного ответа из числа предложенных. Соответственно пишется и инструкция к таким заданиям: «Обвести номер наиболее правильного ответа». Естественно предполагается, что все остальные ответы к заданиям правильные, но в различной мере.
Существует три основания для введения таких заданий в практику.
Первое – это старая идея исключения из заданий неправильных ответов, которые слабые учащиеся могут, якобы, запомнить. Если следовать этому очень спорному тезису, то неправильные ответы при тестировании вообще давать нельзя.
Второе основание для введения таких заданий в практику более реалистично. Оно касается необходимости формировать у учащихся не только умения отличать правильные ответы от неправильных, но и умения дифференцировать меру правильности ответов. Это действительно важно, как в общем среднем, так и в высшем профессиональном образовании.
Третье основание для применения заданий с выбором наиболее правильного ответа – это стремление проверить с их помощью полноту знаний.
Сколь бы ни были убедительны основания для введения таких заданий в практику, последние вряд ли могут найти широкое применение.
В заданиях открытой формы готовые ответы не даются: их должен придумать или получить сам тестирующийся. Иногда вместо термина «задания открытой формы» используют термины: «задания на дополнение» или «задания с конструируемым ответом». Для открытой формы принято использовать инструкцию, состоящую из одного слова: «Дополните».
В двоичной системе счисления 10-1=_________.
Задания на дополнение бывают двух заметно отличающихся видов:
1) с ограничениями, налагаемыми на ответы, возможности получения которых соответствующим образом определены по содержанию и форме представления;
Информация о работе Методы измерения как средство контроля знаний учащихся