Методы организации творческой деятельности учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

КТД (коллективные творческие дело на сплочение группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств). Что такое КТД? Прежде всего - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни.

Содержание

Введение.
Формы коллективной творческой деятельности.
Организация коллективного творческого дела.
А. Стадии организации КТД.
Б. Организация КТД.
Приемы проведения КТД: «мозговая атака», отбор идей, создание микроколлективов.
Пример проведения и организации классного часа посвященному празднику Наурыз.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная мвр.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Атака – операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива и его друзей. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания (предложения) для атак:

  • расчистить территорию (например, детского сада) от снега, листьев и т.п.;
  • посыпать песком обледенелые дорожки;
  • украсить общественные здания (например, школу клуб), посадить цветы у памятника и т. п.;
  • построить или отремонтировать пешеходные мостики; подготовить к зиме общественные сады, скверы, бульвары;
  • заготовить дрова для дома престарелых, детских яслей, сельской начальной школы, больницы и т. п.

 

     Трудовые  атаки проводятся после специальной  разведки или по любому сигналу о  замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается сводный отряд добровольцев (из ребят разного возраста вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом (группой, отрядом, классным коллективом и т. п.) или перед руководящим органом (советом, комитетом). Очень важно, чтобы  трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней знали только ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получилось недоразумения.     

Десант  – операция, проводимая силами ребят  и их старших друзей: выход или выезд добровольцев для помощи другим коллективам и организациям в каком-либо жизненно важном деле. Помощь может и должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение одного или нескольких дней напряженной, ударной работы. Трудовой  десант организуется по призыву тех, кому необходимо оказать помощь, по заданию руководящих органов, по инициативе самого коллектива.   

Примеры жизненно важных задач для трудовых десантов:

  • помощь колхозу, совхозу в уборке урожая и других сельскохозяйственных работах;
  • помощь лесничеству (и другим коллективам) в охране природы, в борьбе с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями;
  • помощь в строительстве, в создании сада, парка, памятных сооружений;
  • помощь в подготовке и проведении массового праздника, избирательной кампании и т. д.

 

   Решение о посылке десанта принимает  экстренный общий сбор или совет  коллектива. Участвуют в десанте  на добровольных началах целые коллективы или сводный отряд, командир которого выбирается общим сбором (советом) и  несет перед ним полную ответственность. Взрослые участвуют в десанте в качестве членов штаба, рядовых бойцов. В зависимости  от цели десанта подготовка к нему длится несколько дней или часов. В отдельных случаях десант проводится по тревоге, а подготовка к выполнению задачи идет на ходу. Трудовой  десант может включать в себя секретные  трудовые атаки и праздничные  сюрпризы. Трудовые десанты воспитывают потребность  и умение приходить на помощь людям  в любое время и в любых  условиях, заботиться о них бескорыстно  и самоотверженно; развивают находчивость, настойчивость, чувство ответственности перед обществом и коллективом – основу сознательной дисциплины.   

 

 3.  Приемы проведения  КТД: «мозговая атака», отбор идей, создание микроколлективов.      

Коллективные  творческие дела могут быть самые  различные, они постоянно рождаются  в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.      

Один  из эффективных приёмов, применяемых  почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это  создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или  выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).       

Другим  необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой – либо проблемы или задачи.      

Часто используется ещё один приём –  отбор идей, когда нужно из множества  возможных решений, вариантов выбрать  один или два – три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью  голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

 

  1. Приведите пример организации классного часа, посвященного празднику Наурыз.

 

Подготовка  классного часа.

Классный руководитель в ходе подготовки и проведения классного  часа следует алгоритму, позволяющему наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс:

1. Определение целей и задач.

2. Выбор формы воспитательной работы, определение жанра и название мероприятия.

3. Создание психологического настроя.

4. Предварительная подготовка.

5. Проведение самого мероприятия.

6. Педагогический анализ, совершаемый на двух уровнях:

• обсуждение вместе с учащимися успешности (не успешности) предметного результата, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;

• собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками, - анализ воспитательного результата.

Содержание классных часов согласуется с программой воспитательной работы школы (класса) и соответствует следующим направлениям:

• гражданско-патриотическое воспитание;

• нравственное воспитание;

• правовое воспитание;

• физическое и умственное развитие личности.

 

Разберем пример классного часа на тему: «Наурыз».

 

Тема: «Наурыз – Начало Нового года»

Цель: познакомить учащихся с казахским национальным праздником «Наурыз».

Задачи:

-  познакомить учащихся  с обычаями и традициями казахского  народа, расширить их словарный  запас;

- развивать наблюдательность, внимание;

- воспитывать уважение  к культуре казахского народа, чувство патриотизма.

Оборудование: таблички с названиями блюд, разрезанные открытки.

Ход:

- Я скрываю почки,

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня (Весна).

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о весеннем  празднике «Наурыз». К Наурызу  готовятся и проводят по всюду. 

- Мы живем в многонациональной  республике. Как она называется? (Республика Казахстан). Здесь проживают наряду с казахами и русские, и немцы, и литовцы, и белорусы. Дети каких национальностей учатся в нашем классе? Что может быть сильнее и прочнее?! Конечно дружба. Вот и вы дружите. В дружбе сила.

- В давние времена  казахский народ жил в степях в юртах. В то время они не имели представления о существовании компасов, календарей, а тем более часов и определяли время по лунному, солнечному или восточному календарю.

- Как вы думаете, как люди определяли начало весны?

- Весну казахи определяли  по солнцу, как только теплые солнечные лучи проникали в юрту сквозь ее верхнее отверстие.

- По старому летоисчислению  этот день обычно совпадал 21 марта-  день весеннего равноденствия.

- Что такое равноденствие?

- Считалось, что в  этот день происходит обновление в природе, первый весенний гром, набухание почек на деревьях, буйное прорастание зелени.

- что означает слово  «Наурыз»?

- слово «Наурыз» - это «нау»-новый и «руз»- день, выражает понятие – «первый день Нового Года». Поэтому тема нашего мероприятия называется «Нурыз- начало Нового Года». Сегодня мы поговорим об этом празднике и, конечно же поиграем.

- Как на казахском  языке будет весна? (көктем)

- Правильно. Многие  слова вы знаете. А сейчас мы  проверим как вы умеете считать  по-казахски.

- Конкурс 1.

В конкурсе участвует 3 человека. На счет «один» надо сделать шаг и сказать «один», сделав еще шаг надо сказать «два» на казахском языке. И так до десяти. Побеждает тот кто не разу не ошибется.

- Накануне праздника  весеннего равноденствия люди  приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились находившиеся в соре. Ибо, как утверждали старики, когда Наурыз входит в их дом, все болезни и неудачи должны обходить их стороной. В день Наурыза все старались быть в добром расположении духа при встречи заключали друг друга в объятия, высказывали самые добрые пожелания, что бы ве невзгоды и беды миновали их. И мы сейчас попробуем поздравить друг друга с этим праздником. Но для этого нам нужно собрать праздничную поздравительную открытку.

- Конкурс 2.

Для этого мы пригласим двух человек. Их задача - собрать разрезанную открытку и на обратной стороне прочесть праздничное поздравление с выражением.

- Праздник Наурыз не  обходился без спортивной борьбы. Вот и мы с вами проведем  казахскую национальную игру  «Вытолкни из круга» или «Схватка».

- Конкурс 3.

Рисуем круг. Приглашаются два участника. Они становятся друг напротив друга в круг. На одной  ноге. Задача: вытолкнуть противника из круга, подталкивая его только плечом или грудью.

- День заканчивается  представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца за горизонт, когда добро побеждает зло.

- Вот наше мероприятие  подошло к концу. Желаем всем  добра и радости, счастья и  здоровья, успехов и удачи в  Новом Году!       

Заключение.

Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и  в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое  может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный  опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Как педагогическая технология групповая деятельность или её отдельные элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности групповой деятельности как социально – педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации групповой деятельности успешно используются практиками и сегодня.

Подводя итог, хочется сказать, чтобы  ни в коем случае организатор не разжигал соперничества между группами. Поддерживал ростки дружбы, взаимопомощи, настойчивости в осуществлении задуманного КТД. Всячески поощрять деятельность детей, как в школе, так и за ее пределами. Высоко оценивать и развивать взаимопомощь при выполнении КТД.  Не повторять слепо данные формы работы с детьми. Искать творческое решение. Своеобразие детского коллектива подскажет сценарий дела, его монтаж. Не злоупотреблять массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных, «не очень громких». У ребят свои критерии их оценки. Опираться на их мнение, их видение дела и себя в нем. И давать детям свободу поиска и самовыражения. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовали в деле, удовлетворили свои претензии к жизни, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством.

 

Список используемой литературы.

 


Информация о работе Методы организации творческой деятельности учащихся