Методы развития творческих способностей у учащихся средней школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. С конца XIX века мир предметов вытесняется миром процессов. Стремительно совершенствуются технологии во всех областях науки и техники, количество информации удваивается каждые 15 лет.
Такой лавинообразный процесс накопления информации и необходимость соответствующей реакции предъявляет высокие требования к человеку. Усилия, которые он вынужден приложить при этом, предполагают изменение его личностных характеристик.
Поэтому сегодня так актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, делать правильный выбор, анализировать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою деятельность. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 46.76 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы. С конца XIX века мир предметов вытесняется миром процессов. Стремительно совершенствуются технологии во всех областях науки и техники, количество информации удваивается каждые 15 лет.

Такой лавинообразный процесс накопления информации и необходимость соответствующей реакции предъявляет высокие требования к человеку. Усилия, которые он вынужден приложить при этом, предполагают изменение его личностных характеристик.

Поэтому сегодня так актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно ставить и реализовывать цели, делать правильный выбор, анализировать возникающие проблемы и осознанно оценивать свою деятельность. Именно творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении нестандартных задач.

Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия всех возможностей личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Ориентация педагогики и методики преподавания истории и обществознания на формирование у школьников качеств творческой личности ставит перед необходимостью включения всех участников образовательного процесса в активную познавательную деятельность, которая выступает универсальным механизмом развития личности ребенка. С.Л. Рубинштейн писал, что благодаря познавательным возможностям учащиеся могут анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить им оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. Там, где благодаря познавательным возможностям ведется самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в данном случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете. Но здесь возникает проблема соотношения формальной и материальной сторон обучения. Возрастает объем информации, необходимый для усвоения учащихся. Жесткие требования учебных программ и ограниченность учебного времени приводят к тому, что основной акцент делается на усвоении знаний, а перегрузка содержанием ведет к снижению активности познавательных возможностей учащихся.

Один из возможных путей разрешения этой проблемы мы связываем с организацией занятий, направленных на развитие и совершенствование познавательных возможностей учащихся на уроках истории и обществознания. Кроме того, организация работы по развитию познавательных возможностей учащихся на уроках истории и обществознания способствует разрешению противоречия между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Это возможно за счет увеличения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации, через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития познавательных возможностей учащихся, которые составляют основу их саморазвития.

Все отмеченные факты свидетельствуют о том, что проблема формирования познавательной активности относится к числу ключевых проблем педагогики и методики преподавания истории. Как писал И.Ф. Харламов, «здесь, как в фокусе, тесно переплетаются те социальные, психологические и педагогические требования, которые предъявляются к формированию личности» .

Объектом исследования является образовательный процесс в школе.

Предметом исследования являются познавательные и творческие  возможности учащихся на уроках истории .

Историографический обзор. Анализ педагогической литературы 1960-1980х гг. позволяет выделить магистральные направления исследований, относящихся к рассматриваемой проблеме.

Работы, развивающие различные аспекты теории учебно-познавательной деятельности в педагогической психологии, в которых содержались принципиально важные положения:

- об учебном процессе как  взаимосвязанной деятельности учителя  и ученика;

- о мотивации учения и развития  познавательных интересов школьников (А.К. Маркова, Л.И. Божович, Г.И. Щукина) [3].

Изучением особенностей познавательных возможностей учащихся занимались А.Д. Алферов, Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин [4]. Личностные аспекты познавательной активности рассматривались в работах А.С. Белкина.

П.И. Пидкасистый специально указал на различие принятого в дидактике термина «самостоятельная работа» и понятие «самостоятельная деятельность». В первом случае главная роль отводилась дидактическим и организационным методам со стороны педагога, во втором - этапам и операциям познавательной деятельности самого школьника.

Дидактический аспект проблемы формирования познавательной активности рассмотрен в работах Н.В. Бордовской, О.С. Гребенюка, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова.

Проблема активности учащихся рассматривается в философских работах В.З. Когана, Л.П. Станкевича; в психологических исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и других.

Глубокий анализ содержания познавательной деятельности школьников при изучении истории осуществила Н.И. Запорожец в цикле работ, посвященных развитию мышления и речи, формированию мыслительных умений учащихся.

Проблема развития познавательных способностей учащихся нашла отражение в исследованиях: философов Г.С. Батищева, А.Г. Спиркина; психологов Д.Б. Богоявленской, Н.Ф. Талызиной, И.С. Якиманской.

В конце XX - начале XXI века вопросы развития познавательных и творческих возможностей школьников при изучении истории рассматривались преимущественно в диссертациях, посвященных некоторым актуальным аспектам обучения. Значительное число диссертаций касалось работы учащихся с историческими источниками.

Цель работы: изучить развитие познавательных и творческих  возможностей учащихся на уроках истории.

Задачи работы:

- рассмотреть общую характеристику  познавательных и творческих  возможностей учащихся;

- исследовать развитие познавательных  умений учащихся при изучении  исторических источников;

- проанализировать познавательную  и творческую  деятельность учащихся  при изучении  раздела «Культура  Средневековой Европы»

Научная новизна работы состоит в том, что в ней проведено комплексное исследование познавательных и творческих  возможностей учащихся в школе, а также системное исследование сущности и условий развития творческой активности учащихся.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Методы развития  творческих способностей  у учащихся средней школы.

1.1Урок как форма  реализации индивидуальных способностей  школьников.

Образовательно-воспитательные и развивающие задачи школьного курса истории реализуются на каждом уроке путем рационально выбранных учителем средств и методических приемов обучения. Урок - часть учебного процесса, но не механически обусловленная и замкнутая, а логически и педагогически завершенная. Как элемент процесса обучения урок характеризуется всеми его чертами, одновременно являясь и основной его фор­мой. Урок - это организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения.1

Урок истории является частью содержания, занимающего определенное место в системе школьного курса и построенного по проблемно-хронологическому принципу: события и явления представлены в комплексе на каждом данном отрезке времени. Сквозные взаимосвязи процессов и закономерностей устанавливаются из урока в урок учащимися под руководством учителя по проблемам экономического, социально-политического, историко-культурного и других аспектов содержания. В этом случае мы имеем несколько систем уроков, где преимущественно рассматриваются: 1) вопросы экономической жизни общества в после­довательно сменяющие друг друга исторические эпохи; 2) со­циально-политические аспекты жизни общества; 3) историко-культурное содержание и др.

Замысел урока, или его план, включает в себя следующие моменты: что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.

Каждый урок имеет свою структуру. Традиционными его элементами являются: проверка знаний предыдущего учебного материала, логически связанного с содержанием данного урока; переход к новому материалу; изучение нового материала; закрепление; домашнее задание. Эти структурные элементы на многих уроках почти все реализуются.

Необходимы и уроки с преобладанием того или иного звена процесса обучения или опусканием тех из них, которые не обяза­тельно вводить в его структуру. Структурные элементы урока весьма подвижны: проверка знаний (опрос учащихся) может происходить до объяснения нового материала, в процессе объяснения или вовсе не осуществляться на данном уроке. Например, многие уроки из темы курса истории средних веков «Западная и Центральная Евро­па в V—XI вв.» взаимосвязаны идеей установления и развития феодального строя в Западной Европе. Содержание каждого последующего урока может быть усвоено учениками только при отчетливом понимании предыдущего материала. Поэтому все уро­ки темы лучше начинать с опроса2.

Зачастую на уроке все звенья процесса обучения взаимно переплетаются в изучении нового материала, и выделять их как структурные элементы нет необходимости. Здесь приобретает особую значимость характер деятельности учащихся на разных уровнях, запланированных учителем. И хотя опрос в начале урока не проводится, контрольно-проверочная его функция может осуществляться во время коллективного обсуждения или индивидуальной письменной или устной работы учащихся.

Предложен детальный перечень структурных элементов обучения, которое начинается с постановки цели (а), за которой следует изучение нового материала (б), его воспроизведение и уп­ражнения в действиях по образцу (в), творческое применение усвоенного в новых ситуациях (г), введение усвоенного в систему уже наличного опыта (е), контроль за результатами обуче­ния (ж)»'. Дидакты подчеркивают разнообразие сочетаний при­веденных элементов и количество их набора в каждом конкретном случае.

Закрепление материала может происходить как в процессе изучения нового, так и в конце урока после его изучения. Урок может быть и полностью посвящен повторению или обобщению ранее пройденного материала.

Замысел каждого урока зависит от его содержания, основ­ной дидактической задачи, целей и типа.

Современный урок истории должен соответствовать ряду требований. Важнейшие из этих требований:

1) соответствие содержания  урока уровню развития исторической  науки и задачам воспитательной  работы,

2) четкость цели урока  в неразрывном единстве образовательных, воспитательных и развивающих  задач. Учитель мотивированно может  уделить преимущественное внимание  какому-то одному аспекту урока, исходя из особенностей его  содержания, уровня знаний и умений  класса, но при этом должны  быть в той или иной степени  реализованы и другие его аспекты;

3) определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято  и усвоено всеми учащимися  класса. В настоящее время определение  существенного для каждого от­дельного  урока является ключевой проблемой. Определение существенного требует  от учителя установления ценности  и значительности различных элементов  материала учебной программы  в целях развития личности  в процессе обучения с учетом  реальных условий в каждом  классе;

4) целесообразный выбор  средств и методических приемов  для каждой части урока;

5) организация активной  познавательной деятельности учащихся. При этом урок должен отличаться  целостностью, внутренней взаимосвязанностью  частей, единой логикой развертывания  деятельности учителя и учащихся.

При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его тематическую целостность и законченность, т.е. органическое единение всех его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.) и вместе с тем определенную завершенность в раскрытии темы урока, связь каждого данного урока с предыдущими и последующими.3

Важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить  мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.

Чувства и мысли неразрывно связаны между собой. Мысль, поддержанная большим чувством, глубже запечатлевается в сознании учащихся. Сам процесс мышления вызывает и соответствующие чувства.

Все это свидетельствует о том, насколько важно умение учи­теля создать на уроке атмосферу духовного общения с учениками, вызвать у них напряженную работу мысли и эмоциональное от­ношение к изучаемому. Без этого задачи урока, особенно воспитательные, решить невозможно.

Эмоциональную обстановку на уроке создает и живое, окра­шенное человеческим чувством слово учителя, и интересный документ, учебный кинофильм и т. д. Значительно повышает эмо­циональность урока истории привлечение отрывков из художест­венной литературы. Они усиливают интерес учащихся, к уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни народных масс я исторических деятелей.

Подлинный интерес к уроку, эмоциональное отношение к изучаемому создаются не только путем приведения: яркого мате­риала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного отношения учащихся к изучаемым фактам.

Информация о работе Методы развития творческих способностей у учащихся средней школы