Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 19:27, реферат
Цель : дать понятие методам, средствам воспитания, их классификацию, охарактеризовать их основные виды, а также назвать формы воспитания.
Задачи: 1. Изучить классификацию методов воспитания.
2. Охарактеризовать формы воспитания.
3. Изучить средства воспитания.
" Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике."
Москва
2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Одним из принципов воспитания в условиях учебного заведения является связь с жизнью, современным уровнем социокультурного развития. Воспитание обучаемых осуществляется в условиях политического и экономического реформирования общества, изменения социокультурной жизни молодежи. Резко изменилось, расширилось информационное поле: на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, преступность.
В жизни общества возросла роль этнического фактора, который периодически приводит к усилению межнациональной напряженности. Сформировалась новая религиозная ситуация, произошла переоценка роли религии в истории развития культуры и страны в целом.
Увеличилось число молодежных организаций, но значительно сократилось количество в них юношей и девушек, снизилось их влияние на обучаемых. Не во всех учебных заведениях четко определены конкретные цели и задачи воспитания, ценностные ориентации; существует вариативность концептуальных систем воспитания. Значительно сократился поток научно-методической литературы по рассматриваемым вопросам.
Все это, вместе взятое, оказывает принципиальное влияние на содержание воспитательного процесса в учебном заведении.
При организации воспитания должны находить отражение следующие основные направления:
- формирование профессионально и личностно-значимых качеств, развитие способностей;
- развитие педагогической профессиональной культуры;
- формирование отношения к родине, семье, труду, обществу, коллективу, к другим людям, самому себе;
- формирование педагогической профессиональной нравственности;
- подготовка к выполнению различных ролей: гражданина, семьянина, труженика, человека;
- формирование ценностей: педагогических, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально значимых;
- дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.
Кроме названных направлений, организаторы воспитания могут дополнить его с учетом потребностей и интересов конкретного учебного коллектива, уровня воспитанности обучаемых. Содержание воспитания строится под влиянием концепции и принципов воспитания.
Немаловажную роль играет педагогическая позиция организаторов воспитания. Содержание формируется по многим источникам: периодической печати, научной и художественной литературе, методическим пособиям. На современном этапе целевые подходы, отдельные принципы и ценностные ориентации, содержание воспитательного процесса, т. е. концепция воспитания, стали совсем иными, а методы воспитания не претерпели столь существенных изменений. Система идей более подвижна и меняется быстрее, а система методов более постоянна, стабильна, консервативна
В каждом доме, где
растет ребенок, неизбежны вопросы, связанные
с тем как вырастить его здоровым и физически
развитым, обогащенным духовно и нравственно,
подготовленным к жизни. Не обойтись здесь
без научных педагогических знаний о новых
методах и формах воспитания. Ведь еще
А.С. Макаренко заметил, что «Отдельное
средство всегда может быть положительным
и отрицательным, решающим моментом является
не его прямая логика, а логика и действие
всей системы средств, гармонически организованных».
Когда профессиональные
педагоги или родители осуществляют свои
воспитательные функции, решают очередные
конкретные педагогические проблемы,
задачи, проще говоря, занимаются с детьми,
ведут воспитательную работу, они часто
вынуждены задавать себе вопросы: как
поступить, как его, ее, их сделать любознательными,
прилежными, ответственными, трудолюбивыми
и т.д. – словом, тогда они, педагогики,
думают о методах. Они превращают в реальность
наши лучшие надежды, планы, мечты, обращенные
к самому дорогому – к детям.
Метод воспитания не
придумывается, не создается произвольно,
он даже не является продуктом творчества
педагога или родителя. В выборе метода
учитель или родитель полностью зависит
от того, каким он предвидит результат.
Цель : дать понятие
методам, средствам воспитания, их классификацию,
охарактеризовать их основные виды, а
также назвать формы воспитания.
Задачи: 1. Изучить классификацию методов воспитания.
2. Охарактеризовать формы воспитания.
3. Изучить средства воспитания.
Определение понятия метода воспитания.
Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют свои воспитательные функции, решают очередные конкретные педагогические проблемы, задачи, проще говоря, занимаются с детьми, ведут воспитательную работу, они часто вынуждены задавать себе вопрос: как поступить, как его, ее, их сделать любознательными, прилежными, ответственными, трудолюбивыми и т. д. — словом, тогда они, педагоги, думают о методах воспитания.
Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. Это соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителей и учеников и основному закону воспитания: воспитывать — организуя деятельность воспитанников. Как видим, воспитатель все-таки — организатор деятельности воспитанников, и это педагоги всегда понимали. Поэтому метод воспитания определяют еще и как способ педагогического воздействия на ребенка.[10 с.56 ]
И. Ф. Харламов пишет, что
методы воспитания — это
Профессиональный педагог воздействует на воспитанников, и притом главным образом организуя различные виды развивающей деятельности, общение, интересную содержательную жизнь детей и работающих с ними взрослых. При этом в разнообразной воспитательной работе с детьми педагог может и жестко потребовать подчинения принятым нормам поведения, и страстно убеждать, спорить, доказывать свою правоту, и вести за собой своим собственным примером, и осудить неверное поведение, поступок ученика.
Специалисты различают методы воспитания и методы внеурочной воспитательной работы. Для объединения методов есть определенные основания, хотя эти же специалисты, говоря о процессе воспитания, все же характеризуют методы воспитания как специфические, отличные от обучения методы. При этом подчеркивается, что их лучше называть методами внеурочной воспитательной работы, которую ведут образовательные и воспитательные учреждения.
Прием воспитания - это составная часть метода, подчиненную ему, входящую в его структуру и употребляемую в конкретной ситуации. Педагогическая технология (в воспитательной работе) — это система последовательных и конкретных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми. Иногда педагогическую технологию как научно разработанную систему действий необоснованно сближают с педагогической техникой, по существу, подменяют технологию техникой.[10с.61]
Педагогическая техника — это комплекс умений педагога владеть собой, своим эмоциональным внутренним состоянием и внешним поведением и воздействовать на учеников этими профессионально-личностными средствами. К психотехническим умениям педагога относятся техника и культура речи, общения, мимика и пантомимика, умение психофизической регуляции.
Методы — одна из основных категорий воспитания — характеризуют деятельностную сторону воспитательного процесса. Знание педагогом общей теории, сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.
При изучении методов воспитания следует знать еще один термин «методика воспитательной работы» — это отрасль теории воспитания, прикладная научная дисциплина, изучающая методы и формы организации воспитательной работы. По мнению методистов, она должна помочь педагогам овладеть искусством воспитания. Правда, сегодня вместо слов «методика», «методическая система» чаще говорят «технология».
Классификация методов воспитания.
Познанию методов способствует их классификация, деление на классы, группы по какому-либо признаку, основанию. В педагогике нет строго научной классификации методов по какому-то одному основанию., тем самым стимулирует и корректирует их поведение, развитие.
Многообразие методов воспитания, неопределенность их признаков и границ между ними и другими категориями затрудняет их классификацию.
Методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:
1. Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.
Основная функция первой группы методов состоит в формировании отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях. В свою очередь, убеждения человека отражаются на его поведении.
Лекция, рассказ, объяснение — это словесные методы, сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение.
В практике занятие,
встречу с учениками и
Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут — это такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткого вступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения преимущественно проблемного характера.
Диспут — довольно специальный метод воспитания, предполагает обязательное столкновение противоположных мнений. Для проведения диспута требуется сформулировать тему-название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами, провести предварительную работу: подготовить некоторых выступающих, наглядные материалы, помещение. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.
Обсуждение с воспитанниками социально-нравственных и других вопросов, дискуссии требуют от воспитателя и знаний, и опыта, и методических умений. Важно, чтобы активно участвовали, выступали как можно больше воспитанников, в идеале — каждый. Для этого надо придумывать блиц-опросы, игровые голосования, объединения в группы, команды и др.
Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и/или жизненного факта, личности. Одно значение метода-примера - обсуждение эталона, но есть и другое — демонстрация образца поведения собственным поведением взрослого, учителя, родителей, всех членов общества. Действие первого — иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Действие второго основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Подражание образцам свойственно всем, взрослым тоже. Тут действует закон социальной психологии: люди в поведении ориентируются на референтное лицо, чье мнение имеет для них вес, определяет оценки и поведение.
Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии. Педагогам давно известно, что сильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.[5c.75]
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.
Методы второй группы реализуют принцип воспитания в деятельности. Еще А. С. Макаренко учил, что нельзя развить мужество или другое качество личности, не создав условий для проявления мужества, справедливости, доброты. Задача педагогов создать такие условия.
В отечественной педагогике организация деятельности воспитанников является ведущим методом воспитания.
Педагогическое требование понимается как предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах.
Требование может выражаться как совокупность правил общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия, как просьба, совет, инструкция.
По форме требования
бывают прямые и косвенные. Первые
имеют вид приказания, указания,
инструкции, отличаются решительным
тоном, особенно на начальном
этапе воспитания. Косвенные требования
предъявляются в виде просьбы,
совета, намека, они апеллируют к
переживаниям, мотивам, интересам воспитанников.
В развитом коллективе
Информация о работе Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике