Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
В ходе нашего исследования нами была поставлена цель – подготовка теоретической базы для внедрения метода проектов на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы и разработка примеров практического применения метода проектирования на уроках технологии.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются задачи:
• выявить возможные проблемы при начале использования метода проектов на уроках технологии;
• предложить возможные пути решения данных проблем;
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Проектные творческие технологии обучения ………………….
1.1. Актуальность использования метода проектов на уроках технологии…………………………………………………………
1.2.Современные творческие методы проектирования ………...
1.3. Применение метода проектов ………….................................
1.4. Содержание метода проектов……………………………….
Глава 2. Практическое применение метода проектирования на уроках технологии на примере пошива поясного изделия……………………….
2.1. Теоретическая база проекта ……………................................
2.2. Ход проекта. …………….........................................................
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
3. учащиеся видят социальную и личную значимость предметно-преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации их труда.
В процессе осмысления и организации труда по методу проектов у учащихся развиваются трудолюбие, чувство долга, ответственность за принятое решение, стремление к высоким результатам, бережливость, расчетливость, деловитость, умение взаимодействовать с людьми и др.
В заключение отметим, что метод проектов становится (в ряде стран уже стал) доминирующей педагогической стратегией.
Проектная деятельность по сравнению с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов.
I. Поисково-исследовательский:
1. Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
2. Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной
а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;
б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;
в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.
II. Технологический:
1. Составление конструкторской и технологической документации.
2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
3. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
5. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
6. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
III. Заключительный:
1. Оценка качества реализации
проекта (изготовленного
2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития, а также от сложности самого проекта.
Поисково-исследовательский этап предусматривает определение потребностей и возможностей деятельности, основанной на умении генерировать и анализировать идеи, формулировать тему учебного проекта (проблему). Потребность в проектной деятельности существует во всех сферах: дом, школа, отдых, бизнес и т.д. Сфера применения определяет тему проекта и способствует формированию внутренней мотивации в приобретении учащимися новых знаний. Поисково-исследовательский этап позволяет уточнить тему проекта, сделать проектную деятельность более осмысленной и конкретной. Для этого предстоит собрать необходимую информацию на тему проекта и проанализировать ее. Источниками информации могут быть учебники, справочники, журналы, книги, газеты, радио и телевидение, беседы по телефону, базы данных на электронных носителях, Интернет, специальные каталоги и др. Полученная информация позволит выдвинуть спектр идей и на основе их анализа выбрать для решения проблемы оптимальную (лучшую) идею. Ее исследование дает возможность оценить реализуемость, дизайнерские качества будущего изделия (конструкции), его себестоимость и экологичность, организовать рабочее место, наметить пути изготовления и возможность эффективного применения.
Технологический этап включает планирование, составление необходимой документации, организацию безопасных условий труда, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда, качества выполнения работы. Этот этап в «Технологии» является центральным, основополагающим, системообразующим, организующим продуктивную деятельность, результатом которой является объект проектной деятельности (продукт труда), например исследовательская работа по проблемам технологии (изделие, модель, сувенир).
Заключительный этап включает оформление и презентацию работы, ее оценку исполнителем, другими учащимися и учителем. При оценке результата выполнения проекта могут использоваться конструктивные, технологические, экологические, эстетические, экономические и маркетинговые критерии, оригинальность и качество выполнения проекта.
Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное – строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач. Логика выполнения проектов основывается на включении обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах.
Совместное разрешение
внутригрупповых проблем
Основой обучения является личностно-ориентированный, активно-деятельностный, комплексный подход в преподавании, использование широкого спектра проблемных, поисковых, исследовательских методов, дизайн-анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций, наблюдения за технологическим оборудованием в действии, машинами и орудиями труда, лабораторно-практические работы, сельскохозяйственные опыты.
Метод проектов расширяет, дополняет и усиливает эти возможности, позволяя сделать учебно-воспитательный процесс более целостным, системным, ориентированным на общечеловеческие ценности, отвечающим целям и задачам современной культуросообразной школы.
В результате технологической подготовки в процессе осмысленного и организованного труда у школьников развиваются определенные личностные качества: трудолюбие, чувство долга, ответственность, стремление к высоким результатам деятельности, бережливость, уважительное отношение к людям и умение взаимодействовать с ними.
Внеурочные мероприятия
также могут входить в
Вывод по главе: таким образом можно сделать вывод, что под методом проектов понимается дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Существует несколько вариантов выполнения творческих, взависимости от подготовленности ученика. Разработка творческого проекта включает в себя следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический и заключительный.
1.4 Содержание метода проектов на уроках технологии
Поскольку использование метода проектов на уроках технологии не является пока распространенным явлением в российской школе, то многие учителя сталкиваются с определенными трудностями и противоречиями в процессе внедрения проектирования. Многие из них являются типовыми. Например, на начальном этапе трудно избежать следующих противоречий:
Из этого следует, что основными задачами педагога-технолога являются:
Обучение методом проектов на уроках технологии начинается еще в начальной школе. Учащихся пятых классов нецелесообразно знакомить в полном объеме с методом проектов, потому что сам предмет технология для них новый. Надо постепенно внедрять этот метод, как ни странно, с заключительного этапа. В конце года, когда объект или вещь будет изготовлена, что входит в обязательный стандарт, дать задание продемонстрировать и создать рекламу изготовленной вещи. Тем самым заставить учащегося проанализировать и сравнить свою работу с другими.
В шестом классе при создании практического объекта, напомнить о завершающем этапе, с которым они уже знакомы с пятого класса, и добавить этап «Дизайн-анализ проекта», который они защитят перед изготовлением объекта. Этап «Дизайн-анализ» взаимосвязан с другими этапами и ученику придется ознакомиться с ними и выполнить их. В конце года обязательно провести презентацию изготовленного объекта.
В седьмом классе ознакомить со всеми требованиями и этапами проекта. Ученик создает проект по всем правилам и требованиям, при этом учитель предлагает выполнить объект, предусмотренный программой, например, халат. А вот в восьмом классе допускается свободный выбор объекта для творческого проекта.
В 8 классе школьники обычно
уже имеют представление о
проекте, но проектирование для них
остается такой же трудной, а порою
и непосильной задачей. Именно с 8 класса,
когда накоплен определенный опыт и заложена
общетехническая база, проектная деятельность
может по-настоящему осуществляться. К
концу 9-го класса у учащихся должен быть
сформирован общий алгоритм творческой
продуктивной деятельности.
Работа по проектированию начинается
с тщательной разработки методики, составления
тематического планирования. Планируется
серия уроков, посвященных проектированию.
Эти уроки способствуют уяснению алгоритма и раскрывают поэтапное выполнение проекта.
Лучше отдавать предпочтение
проектам, работа над которыми ведется
в течение нескольких месяцев. Такой
подход способствует планомерной работе
над проектом, вовлечению учащихся
в образовательный процесс
Мотивация проектной деятельности.
Очень важным этапом в
организации проектной
Создание информационного поля.
Смысл этой деятельности раскрывает современная пословица «Кто владеет информацией, тот владеет миром». С этой целью используются фонды школьной, районной и личных библиотек. В последнее время появилась возможность и используется информация из всемирной информационной сети Internet.
Организация работы над проектом.
В практике организации проектной деятельности учащихся на уроках могут использоваться традиционные формы: фронтальная, бригадно-звеньевая и индивидуальная. Приходится при любой форме организации проектной деятельности учащихся учитывать тот факт, что активная позиция ученика и реализация принципа «учиться, делая» являются отличительной особенностью проектной работы.
Основными этапами организации проектной деятельности являются: поисково-конструкторский этап; выбор темы проекта; технологический и заключительный этапы.
Поисково-конструкторский этап.
Здесь происходит осмысление и постановка проблемы, сбор, изучение и обработка необходимой информации, планирование основных этапов проектной деятельности. Экологическая экспертиза.