Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:54, курсовая работа
В ходе нашего исследования нами была поставлена цель – подготовка теоретической базы для внедрения метода проектов на уроках технологии в средних классах общеобразовательной школы и разработка примеров практического применения метода проектирования на уроках технологии.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются задачи:
• выявить возможные проблемы при начале использования метода проектов на уроках технологии;
• предложить возможные пути решения данных проблем;
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Проектные творческие технологии обучения ………………….
1.1. Актуальность использования метода проектов на уроках технологии…………………………………………………………
1.2.Современные творческие методы проектирования ………...
1.3. Применение метода проектов ………….................................
1.4. Содержание метода проектов……………………………….
Глава 2. Практическое применение метода проектирования на уроках технологии на примере пошива поясного изделия……………………….
2.1. Теоретическая база проекта ……………................................
2.2. Ход проекта. …………….........................................................
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Выбор темы проекта.
Перед выбором тем следует провести анкетирование с целью выявления интересов, склонностей и способностей учащихся к различным видам практической деятельности. Темы проектов на уроках могут носить практико-ориентированный, творческий, информационный или исследовательский характер.
Технологический.
На данном этапе осуществляется непосредственно практическая реализация проекта, выбор необходимых материалов и оборудования, выполняются запланированные технологические операции. Осуществляется контроль, самоконтроль. Учащиеся оценивают возможность изготовления и вносят при необходимости изменений в конструкцию и технологию. Для оказания помощи учащимся и решения возникшей проблемы в процессе работы использую методы: «изменение формулировки задачи», «наводящие вопросы» и «перечень недостатков». Индивидуальная форма деятельности учащихся на технологическом этапе используется наиболее часто.
Заключительный.
На данном этапе ученики
оценивают качества реализации проекта,
анализируют полученные результаты.
С использованием игровых форм занятий
и организации дискуссии
Лаконично и грамотно оформить пояснительную
записку к проектной работе помогает специально
разработанная памятка.
Защита проекта.
Защита проектов проводится по графику в специально отведенный день. На сообщение отводится 5-7 минут и 3-5 минут для ответа на вопросы. По условию, защита не должна повторять содержание пояснительной записки, но должна показать основные моменты работы и результаты рефлексивной оценки проекта. Поощряется сопровождение защиты электронными презентациями. Часто защиты, особенно групповых проектов, проходят в форме инсценирования сказок, интервью, телепередач, ролевых игр, сопровождаются стихами.
Осуществление контроля.
Для осуществления контроля качеством обучения учащихся на различных этапах проектирования чаще всего использую тестирование, хотя не исключаются традиционные формы контроля. Особый интерес вызывают задания, подготовленные на компьютере.
Важную роль сыграло введение накопительной оценки (портфолио), которая учитывает различные достижения учащихся в исполнении проектов, творческих работ по моделированию, материаловедению, машиноведению, элементам домашней экономики, по модулю «Твоя профессиональная карьера». В течение двух лет они накапливают работы в своих так называемых «Творческих папках». В конце 9 класса проводится защита портфолио, а затем круглый стол, где вместе с учащимися обсуждаются достигнутые результаты, и отмечаются особые успехи в отдельных направлениях практической и проектной деятельности. Философия этой системы оценивания позволяет заменить понятия «количество», «жесткость», «искусственность», «оценка» на понятия «качество», «гибкость», «естественность», «самооценка». Учителю легче отслеживать «рост» учащихся за два года, поддерживать учебные цели, поощрять результаты учебной деятельности.
Для создания положительной
мотивации выполнения проектной
работы можно применять рейтинговую
систему оценок. Для этого создается
и заполняется «Ведомость достижений учащихся». Большую помощь
учащимся в создании документации к проекту
оказывает ведение «Черновика проекта».
Черновик сдается на проверку или просматривается
на консультациях 4 раза (возможно и большее
количество, но без оценки):
За плохое качество или неправильное выполнение
творческой работы оценка «неудовлетворительно»
не ставиться, в этом случае проект возвращается
на доработку или переделку ученику.
Приветствуется организация школьных олимпиад и выявление наиболее успешных детей в изучении технологии и в проектной деятельности.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ ПОШИВА ПОЯСНОГО ИЗДЕЛИЯ
2.1 Теоретическая база проекта
1. Поисковый этап.
1.1 Поиск и изучение потребностей
1.2 Выявление проблемы, краткая формулировка задачи и темы проекта
1.3 Определение направлений деятельности по решению задачи
2. Конструкторский этап.
2.1 Проведение исследований по выбранным направлениям
2.2 Разработка спецификации для проектируемого изделия
2.3 Выработка и эскизирование идей
3. Аналитический этап.
3.1 Сравнительный анализ идей на основе спецификации и выбор лучшей
3.2 Разносторонний анализ выбранной идеи (дизайн-анализ, экономический, экологический)
3.3 Анализ и подготовка необходимых графических изображений проектируемого изделия
4. Технологический этап.
4.1 Планирование изготовления проектируемого изделия
4.2 Составление технологической карты на изделие
4.3 Подготовка оборудования,
материалов и изготовление
5. Оценочный этап.
5.1 Оценка качества изготовленного изделия
5.2 Самоанализ и самооценка проектной деятельности
5.3 Аргументированное представление проекта
2.2 Ход проекта.
Проект «Пошив поясного изделия»
по разделу «Работа с тканью» - 5 недель.
1 Неделя.
Тема: Шерстяные и шелковые ткани.
Текстильные волокна и их свойства.
Цель: ознакомить учащихся с шерстяными и шелковыми тканями, с натуральными шерстяными и шелковыми волокнами, научить распознавать волокна по внешнему виду и физико-механическим свойствам.
Наглядные пособия и оборудование: образцы тканей (шерстяной и шелковой), препарировальные иглы, тетради, таблица №1, форма отчета (для лабораторных работ, выполненная ксерокопировальным способом), выдается на парты по количеству учащихся.
1. Познавательные сведения.
Шерстяные и шелковые ткани.
Натуральные шерстяные волокна.
Натуральный шелк.
О работе прядильщиц (профессиональная ориентация).
Свойства волокон: цвет, блеск, толщина, длина, извитость, мягкость, гладкость, прочность, упругость.
От свойств волокон зависят свойства и качество изготовляемой ткани.
Таблица №1 (демонстрируется на плакате, либо с диапозитивов)
Таблица №1 Сравнительная характеристика волокон хлопка, льна, шерсти, шелка.
Внешний вид свойства волокон |
Название волокна |
||||
хлопок |
лен |
шерсть |
шелк |
||
Цвет |
белый |
светло-серый |
белый, черный, рыжий и другие природные цвета |
белый |
|
Блеск |
матовый |
резкий |
нерезкий |
не очень резкий |
|
Длина |
6-52 мм. |
250-1000мм. |
10-250 мм. |
700-800 м |
|
Толщина |
средняя |
тонкое волокно |
толстое волокно |
очень тонкое |
|
Извитость |
слабая |
прямое |
сильная |
прямое |
|
Мягкость |
большая |
средняя |
средняя |
большая |
|
Гладкость |
пушистое |
гладкое |
пушистое |
гладкое |
|
Прочность |
средняя |
высокая |
ниже, чем у хлопка |
высокая |
|
Упругость |
малая |
большая |
большая |
средняя |
|
Свойства тканей:
2. Практическая работа учащихся.
2.1 Лабораторно-практическая работа №1:
Изучение свойств натуральных шерстяных и шелковых тканей.
Оборудование: образцы тканей, игла, рабочая коробка, тетрадь, таблица №1, форма отчета.
Форма отчета
Ткани |
Свойства тканей |
|||||||
толщина |
прочность |
извитость |
блеск |
мягкость |
осыпаемость нитей |
сминаемость |
||
Шерсть |
||||||||
Шелк |
||||||||
Ход работы:
1. Выньте из каждого
образца по одной долевой нити,
сравните их толщину и
2. Распушите оборванные
концы нитей и сравните
3. Рассмотрите образцы тканей. Определите, какая из них обладает большим блеском.
4. Определите на ощупь, какая из них мягче.
5. Определите осыпаемость нитей тканей.
6. Определите сжимаемость тканей: сожмите оба образца и подержите 1-2 минуты, а затем расправьте.
Сравните данные отчета с таблицей №1. Если какие-либо показатели не сошлись, повторите эту часть работы.
Волокнистый состав тканей определяют по внешнему виду, на ощупь, по виду и обрыву нитей, а также по характеру горения нитей.
2.2 Лабораторно-практическая работа №2.
Определение шерстяных и шелковых тканей.
Оборудование: образцы х/б, льняных и шелковых тканей, игла, тетрадь, таблица №2, форма отчета.
Возьмите форму отчета и по мере изучения образцов ткани заполняйте ее.
Признаки определения вида тканей |
Образцы |
|||
1-ый |
2-ой |
3-ий |
4-ый | |
Блеск |
||||
Гладкость поверхности |
||||
Мягкость |
||||
Сжимаемость |
||||
Извитость нити |
||||
Вид обрыва нити |
||||
Горение |
||||
Вид ткани |
Таблица 2.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у каких из них поверхность блестящая, а у каких матовая.
2. Определите на ощупь гладкость и мягкость каждого образца.
3. Выньте из образцов по одной нити и определите извитость.
4. определите сжимаемость ткани.
5. Разорвите каждую нить и рассмотрите вид ее обрыва.
6. У хлопковой нити
- вид ватки, у льняной - кисточки
с расходящимися в разные
7. Выньте из каждого
образца по одной нити, подожгите
конец каждой из них и
8. Волокна хлопка и льна горят ярко-желтым пламенем с наличием светящегося уголька. При горении этих волокон образуется серый пепел и распространяется запах жженой бумаги. Шерсть и шелк горят плохо, образуя снег и распространяя запах рога или пера.
9. Обобщив полученные данные, определите вид ткани каждого образца.
10. Сравните полученные
данные с таблицей №1. Если
какие-либо сведения не
11. Составьте коллекцию образцов шерстяных и шелковых тканей.
Для каких швейных изделий можно использовать шерсть и шелк.
Формулировка проблемы:
Необходимо продумать модель юбки для определенной ситуации.
На разработку и выполнение проекта 4 недели.
Юбка должна выполнять функциональное назначение, соответствовать эстетическим и гигиеническим требованиям. Должна быть проста в исполнении.
Домашнее задание: Начать оформление проекта. Просмотреть журналы мод, совершить поход по магазинам. Зарисовать понравившиеся 2-3 модели. Определить их функциональное назначение, из какой ткани сшиты, какие виды отделки применены, какая технология использована, какова стоимость изделия.
2 Неделя.
Тема: Работа над проектом.
Цель: оказать учащимся помощь в выборе оптимального решения, дать примерный план исследования проблемы, дать некоторые технологические сведения по обработке основных узлов юбки.
Структура занятия:
1. Познавательные сведения.
2. Практическая работа учащихся.
3. заключительная часть занятия.
Обсуждение идей по принципу мозгового штурма - участники садятся в круг спиной друг к другу, и начинается генерирование идей. Остальные участники не имеют права делать замечания. И так до тех пор, пока идеи не иссякнут. Идеи фиксируются и анализируются, таким образом, остаются идеи, которые могут быть реализованы.
Продолжительность 10-15 минут.
Ознакомление учащихся с примерным планом исследования проблемы.
ЮБКА
Материал
Соответствие требованиям (гигиеническим, эксплуатационным, эстетическим).
Отделка.
Технология изготовления.
Стоимость изготовления.
Практическая работа.
Изготовление выкройки (построение чертежа прямой юбки на 42-ой размер).
Работа с образцами:
- накладной;
- настрочные соединительные машинные швы;
- расстрочные (ознакомление, изготовка).
Домашнее задание: Продолжить оформление проекта и проведение исследования, принести материал, выкройку.
3 Неделя.
Тема: Швейная машинка с ручным и ножным приводом.
Цели: повторить с учащимися основные сведения о швейных машинках с ручным и ножным приводами (основные части и заправка нитей, техника безопасности). Отработать навыки выполнения соединительных машинных швов.
Структура занятия:
1. Повторение ранее изученного материала
2. Практическая работа учащихся
3. Заключительная часть
Повторение основных правил заправки верхней и нижней нитей.
Регулятор натяжения нити и неполадки в работе машины, связанные с регулировкой натяжения нитей и их устранение.