Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:48, дипломная работа
Реформирование основного профессионального образования потребовало соответствующей подстройки дополнительного образования, с тем, чтобы иметь возможность сформировать единую систему непрерывной подготовки кадров. Аналогично основным профессиональным образовательным программам ВПО в программы дополнительного профессионального образования (ДПО) также пришли понятия компетенций, модулей и кредитов. Эти новые категории образования предписаны и в методических рекомендациях по разработке квалификационных требований ДПО военных специалистов ВС РФ [1].
Введение……………………………………………………………………3
1. Личность педагога. Анализ модели педагогической деятельности..4
2. Суть отдельных этапов в процессе управления образовательной системой……………………………………………………………………………...6
Литература………………………………………………………………...13
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине
«Технологии профессионально-
на тему:
«Модель профессиональной компетенции преподавателя высшей военной школы»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Личность педагога. Анализ модели педагогической деятельности..4
2. Суть отдельных этапов в процессе
управления образовательной системой…………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
За последние годы высшая
военная школа (ВВШ), как и вся
система высшего образования
России, претерпела ряд существенных
изменений. Это связано, прежде всего,
с введением уровневой системы
высшего профессионального
Реформирование основного
профессионального образования
потребовало соответствующей
Ведущую роль в преобразовании
высшей военной школы (ВВШ) играет профессорско-
Само по себе, понятие
«профессиональная
В целом модель личности
педагога можно охарактеризовать в
виде четырех структурных
1. Направленность личности (нравственную позицию педагога), как система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру и к педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности.
2. Психофизиологические особенности, индивидуальные задатки человека - тип мышления, уровень интеллекта, темперамент, эмоциональная устойчивость и другие важные качества для профессиональной педагогической деятельности.
3. Педагогические способности, как своеобразные свойства человека, его интеллекта, которые формируются на основе задатков и личного стремления к самосовершенствованию в процессе профессиональной педагогической деятельности и являются необходимым условием ее успеха.
4. Профессиональную педагогическую компетентность (ППК), как единство теоретической и практической готовности преподавателя к осуществлению педагогической деятельности, характеризующее уровень его профессионализма.
В нынешних условиях компетентностный
подход в образовании заставляет
по-новому взглянуть на определение
профессиональной педагогической компетентности,
которое приобретает более
Таким образом, структура ППК включает в себя следующие компоненты: когнитивный (систему педагогических знаний); операционально-деятельностный (систему педагогических умений и навыков); аксиологический (систему педагогических ценностей); мотивационный (мотивационную готовность использовать накопленный опыт для решения профессиональных задач) компоненты. Все эти компоненты неразрывно связаны между собой, и только в целостном единстве обеспечивают высокие результаты деятельности [5].
Для определения перечня
профессиональных педагогических компетенций,
необходимых преподавателю
Анализ модели педагогической деятельности с позиции структурно-функционального подхода позволяет представить содержание профессиональной деятельности преподавателя ВВШ по видам, функциям и действиям. При этом можно выделить три вида профессиональной деятельности: 1) научная (военно-научная и научно-педагогическая); 2) образовательная (учебно-воспитательная и методическая); 3) военно-профессиональная деятельность (профессионально-должностная, общественно-гуманитарная, общевоенная). Эти виды деятельности, в том или ином весовом соотношении, формируют годовой бюджет индивидуального плана работы военного преподавателя и включают в себя выполнение определенных функций и действий, регламентированных соответствующими нормативными актами.
Для военных преподавателей, имеющих предшествующий опыт офицерской службы на командных должностях, связанный с управлением военными системами различного уровня, представляет несомненный интерес то, что образовательная система относится так же, как и военная система к категории социальных, самоуправляемых и целеустремленных систем.
Кратко рассмотрим суть отдельных этапов в процессе управления образовательной системой.
1. Целеполагание - это
своего рода пусковой механизм
для всего цикла управления
образовательной системой. Процесс
целеполагания для
Качественное и количественное
определение целей есть не что
иное, как формирование модели будущего
результата, и в системе высшего
военно-профессионального
2. Многочисленные педагогические исследования показывают совершенно очевидную связь между продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью диагностирования обучающихся. Вот почему педагогу следует в совершенстве владеть методами педагогического диагностирования. Эти методы в большинстве случаев повторяют традиционно-педагогические методы научного исследования (наблюдения, изучение опыта коллег, изучение продуктов творчества обучающихся, беседы). Также могут широко использоваться педагогическое тестирование и анкетирование слушателей и курсантов.
В широком смысле, этап диагностирования
включает в себя полномасштабную
оценку условий ведения
3. Педагогическое прогнозирование осуществляется в неразрывной связи с диагностированием и реализуется посредством умения преподавателя предвидеть результаты своей деятельности в конкретных условиях и, исходя из этого, определять стратегию и тактику своей деятельности. В случае прогнозирования преподаватель, как бы пытаемся заглянуть в будущее для того, чтобы определить, что ему следует делать в настоящий момент. Предсказание возможной степени достижений какой-либо цели в конкретной или ожидаемой ситуации при определенном способе действий составляет содержание процесса прогнозирования, как одного из важных этапов и функций управления. Прогноз строится на основе уже сформированных целей, их соотнесения с реальными, конкретными условиями и способами их достижения в прошлом и настоящем. Таким образом, прогнозирование связано, с одной стороны, с предвидением событий, т.е. с определением перспектив изменений в состояниях среды и самой системы, с другой стороны - с оценкой ожидаемых последствий тех или иных действий самого человека или поведения системы в рассматриваемой ситуации. В общем случае прогноз, как информация предвидения, становится регулятором поведения текущего состояния человека или системы.
Проводя параллель с известной нам областью военного управления, мы можем соотнести данный этап с формулированием выводов из оценки обстановки, в которых определяются сильные и слабые стороны противоборствующих сторон и дается прогноз вероятных вариантов развития событий, со всеми вытекающими из них последствиями.
Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, педагог приступает к проектированию образовательной деятельности.
4. Педагогическое проектирование заключается в конструировании
модели предстоящей
процесса, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании
для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.
Исходя из принятой концепции инвариантности функционального состава управленческого цикла, логично трактовать проектирование как этап принятия решения. В зависимости от уровня принимаемого решения данный этап может охватывать проектирование: а) отдельного учебного занятия (методическая разработка, текст лекции и другой учебно-методический материал на учебное занятие); б) учебной дисциплины, раздела или учебного модуля (учебная программа, учебно-методический комплекс, частная методика преподавания); в) подготовки специалиста (комплект документов образовательной программы).
5. Планирование образовательной деятельности. Диагноз, прогноз,
проект становятся основанием для разработки плана или другими словами конструирования учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса. В зависимости от уровня решаемых задач, данный этап может охватывать планирование от отдельного учебного занятия до расписания учебных занятий вуза.
В целом, диагностирование, прогнозирование, проектирование и планирование - это те педагогические функции, которые преподаватель ВВШ должен выполнить в указанной последовательности на подготовительном этапе каждого цикла управления образовательной деятельностью.
6. Организация образовательной деятельности осуществляется, как на подготовительном этапе (до начала учебных занятий), так и в ходе учебного занятия. На подготовительном этапе преподаватель организует подготовку слушателей (курсантов) и учебно-лабораторной базы к учебному занятию (формирование игровых коллективов, организация самоподготовки и консультации слушателей, подача заявок на обеспечение занятия и т. д.). В ходе занятия организация образовательной деятельности осуществляется в соответствии с планом занятия.
Информация о работе Модель профессиональной компетенции преподавателя высшей военной школы