Модульное обучение на уроках экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:52, контрольная работа

Краткое описание

Развитие новых методов образования становится настоятельной необходимостью. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его привлекательности в глазах учащихся. Одновременно новые технологии позволяют развивать сетевые формы организации образования, а также образовательные среды. Серьезное внимание необходимо уделять повсеместному внедрению современных информационных технологий в учебный процесс.

Содержание

Введение. Стр. 3
1. Глава 1. Технологии модульного обучения. Стр.4-15
1.1 Сущность модульного обучения. Стр.4
1.2 Понятие «модуль». Стр.4-7
1.3 Структура модульного обучения. Стр.7-9
1.4 Принципы модульного обучения. Стр.9-14
1.5 Основные отличия модульного обучения
от других систем обучения. Стр.13-14
1.6 Преимущества модульного обучения. Стр.14-15
2. Глава 2. Модульное обучение на уроках экономики. Стр.16-17
Заключение. Стр.18
Библиографический список. Стр.19

Вложенные файлы: 1 файл

Модульное обучение на уроках экономики..doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 Ярославский государственный  педагогический университет им. Ушинского. 
 
 

Модульное обучение на уроках экономики. 
 
 

                                                                Контрольная работа по дисциплине:

                                                                Методика профессионального обучения.

                                                                студентки заочного отделения  Ф.М.Ф.,

                                                                специальность: профобучение

                                                                                  (экономика и управление)

                                                                 курс: 4

                                                                 шифр: ЭК - 0092

                                                                 Пильковой Юлии Владимировны. 
 
 
 
 

                                          г. Ярославль 2009 г. 
 

План:

Введение.                                                                                               Стр. 3

1. Глава  1. Технологии модульного обучения.                    Стр.4-15

  1.1 Сущность модульного обучения.                                                 Стр.4

   1.2 Понятие «модуль».                                                                       Стр.4-7

   1.3 Структура модульного обучения.                                               Стр.7-9

          1.4 Принципы модульного обучения.                                             Стр.9-14

        1.5 Основные отличия модульного обучения

        от других систем обучения.                                                                Стр.13-14 

        1.6 Преимущества модульного обучения.                                          Стр.14-15

2. Глава  2. Модульное обучение на уроках экономики.                     Стр.16-17

Заключение.                                                                                             Стр.18

Библиографический список.                                                                  Стр.19 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

        Развитие новых  методов образования становится настоятельной необходимостью. Использование  современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует его  привлекательности в глазах учащихся. Одновременно новые технологии позволяют развивать сетевые формы организации образования, а также образовательные среды. Серьезное внимание необходимо уделять повсеместному внедрению современных информационных технологий в учебный процесс. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.

       Все большее распространение приобретает  подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование творческого подхода к решению учебных задач, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенции, способности к самообучению, что должно обеспечивать успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи. Это утверждение актуально не только по отношению к учащимся, но и, в первую очередь, к преподавателям, учителям. 
 
 

Глава 1. Модульное обучение.

1.1 Сущность модульного  обучения.

       Развитие  учебного процесса в школе может  осуществляться двумя путями: медленным совершенствованием его отдельных частей или кардинальным изменением с реализацией системного подхода. Модульное обучение дает возможность провести в жизнь второй путь развития.

       В настоящее время учебный процесс  в массовой школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной малоактивной системой обучения. Тогда как одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую организацию деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученика. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Перевод обучения на субъективную основу требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей и умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей решить эту задачу. Такой технологией как раз и является модульное обучение, ибо оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.

       Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется ориентировочная основа деятельности. Из психологии используется рефлексивный подход.

       Сущность  модульного обучения состоит в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. В этом случае функции педагога варьируются от информационно-контролирующих до консультативно-координирующих.

1.2 Понятие «модуль».

       Термин  «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую  к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» - интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный подход. Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.

       Итак, исходя из того, что модуль – это  относительно самостоятельная часть  какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний либо навыков будущего специалиста. Учитывая вышесказанное, можно дать следующее определение модуля.

       Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Иначе говоря, это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательные и профессиональные аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и  навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Модуль также можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.

         Каждый модуль имеет свою дидактическую  цель. Это означает:

    • в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации;
    • дается разъяснение к этой информации;
    • определяются условия погружения в информацию;
    • приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; 
    • указаны практические задания.

       Модуль  содержит  познавательную и профессиональную характеристики, в связи, с чем  можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной)  части модуля. Задача первой  формирование теоретических знаний, функции второй – формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

       В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.

       На  рисунке ниже представлена  структурная  схема модуля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отельной темы курса, является информационное обеспечение,  реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации учащимся для использования на практических занятиях. Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.

        

         

       Содержание  и объем модулей  могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными. Сами модули формируются: как структурная единица учебного плана по специальности; как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой; или как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины.

        Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля. В случае его реализации оценка формируется не в традиционном режиме, включающем в себя «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», а строиться на многоступенчатой основе, включающей в себя частички оценки за выполнение отдельных заданий, активность, своевременность, аналитичность и пр. В этом случае зачетный балл формируется статистически, обеспечивая элемент вариативности, соревнования, борьбы за достижение результатов на различных этапах и разнообразные навыки и умения.

       Подобный  подход к организации контроля обеспечивает заинтересованность студентов в  формировании отдельных качеств, обеспечивающих наличие, в конечном итоге, свойств и качеств человека умеющего использовать экономическую информацию многоаспектно. Каждая из составляющих для определения уровня условно может оцениваться в 5 баллов. Следует отметить, что педагог мотивированно, в зависимости от сложности заданий изменяет уровень оценки, в доступной для аудитории форме.

       Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. Следовательно, модульное обучение – это способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации.

1.3 Структура модульного обучения.

       Традиционная  система организации воспитательно-образовательного процесса находится в противоречии с закономерностями психофизиологической деятельности и теории управления. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения. Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков модулей конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны.

Информация о работе Модульное обучение на уроках экономики