Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:51, курсовая работа
Приступая к изучению данной темы следует обратить внимание на существенные изменения условий психического развития младшего школьника и особенности формирования его личности по сравнению с предыдущим периодом развития. С поступлением ребёнка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которая в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированный характер. В процессе обучения в начальных классах игры тоже используется, но она уже связывается с задачами учения, изменяется её цели, виды и условия организации
Введение …………………………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы мотивов учебной деятельности младших школьников.
Возрастные особенности младше школьного возраста.
Учебные интересы в младше школьном возрасте
Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника.
Выводы по главе I
Глава II. Исследование мотивов учебной деятельности младших школьников.
2.1 Мотивы учебной деятельности младших школьников.
2.2 Анализ преобладающих мотивов в учебной деятельности младших школьников.
Выводы по главе II.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Министерство образования и науки Республики Казахстан
МЕЖДУНАРОДНАЯ БИЗНЕС АКАДЕМИЯ
БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖ МБА
Курсовая работа
Мотивы учебной деятельности младших школьников
Дата защиты: “___”_________2011г.
Оценка:________________
Руководитель:_______________
(подпись)
Караганда
2011
Содержание
Введение …………………………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы мотивов учебной деятельности младших школьников.
Выводы по главе I
Глава II. Исследование мотивов учебной деятельности младших школьников.
2.1 Мотивы учебной
деятельности младших
2.2 Анализ преобладающих
мотивов в учебной
Выводы по главе II.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
,
Введение
Приступая к изучению данной темы следует обратить внимание на существенные изменения условий психического развития младшего школьника и особенности формирования его личности по сравнению с предыдущим периодом развития. С поступлением ребёнка в школу учение становится ведущим видом деятельности, которая в отличие от игры носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированный характер. В процессе обучения в начальных классах игры тоже используется, но она уже связывается с задачами учения, изменяется её цели, виды и условия организации
В ходе изучения темы необходимо раскрыть различия производительного и учебного труда как по конечному результату, так и по значению отдельных звеньев деятельности. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что “в первом случае субъект сосредоточен главным образом на способах его выполнения действие на его схеме, во втором на результате” .[1]
Поэтому при организации
учебной деятельности детей в
начальных классах учитель
Раскрывая особенности познавательной
деятельности младшего школьника, необходимо
также обратить внимание на то, что
производить произвольный характер,
и это открывает широкие
Особо следует остановиться на современных проблемах поиска оптимальных школьных программ и эффективных методов обучения
Особо надо выделить и новый характер ощения младшего школьника. Общение становиться более целенаправленным, поскольку появляется постоянное активное воздействие учителя, с одной стороны, и учебного коллектива с другой.
Необходимо подчеркнуть, что новый характер общения оказывает существенное влияние на формирование мотивов учения младшего школьника, на развитие его нравственных качеств, на формирование его самооценки и уровня притязаний. Он особенностей взаимоотношениий ребёнкас учителем, однаклассниками, родителями, от осознания своей позиции в классе, от сложивщихся коллективных взаимоотношениий во многом зависит от успешности учебной деятельности детей и формирование их личности.
При изучении данной темы следует показать, что для младшего школьника всё большее значение приобретает оценка его деятельности учителем. Оценка учителя, во первых выражает не только конечный результат учебной деятельности школьника, но и сам процесс учения и во вторых она носит чётко мотивированный и общественно значимый характер.
Поэтому правильная, объективная оценка учебная деятельность школьника, (но и сам процесс обучения) оказывает влияние на развитие самооценки, формирование уровня притязаний младших школьников, на развитие познавательных способностей, умения самостоятельно ставить цели и задачи деятельности.
Исследованием данной проблемы занимались такие представители педагогической мысли как Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте , Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Морозова учителю о познавательном интересе ()
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально.
Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани.
Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.
Происходит функциональное совершенствование
мозга – развивается аналитико-
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.
Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у него формируется интерес
к самому процессу учебной деятельности
без осознания её значения. Только
после возникновения интереса к
результатам своего учебного труда
формируется интерес к
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.
Большое воспитательное воздействие
учителя на младших связано с
тем, что учитель с самого начала
пребывания детей в школе становится
для них непререкаемым
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.
Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Информация о работе Мотивы учебной дейятельности младших школьников