Музыкально-эстетическое развитие ребенка в повседневной жизни детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — определить основные направления музыкально-эстетического развитие ребенка в детском саду.
Из цели исследования вытекают его основные задачи:
1. Рассмотреть сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития.
2. Охарактеризовать особенности музыкально-эстетического развития в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть принципы организации музыкальной деятельности в детском саду.
4. Обобщить опыт по развитию музыкально-эстетического воспитания в детском саду.
5. Провести исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА
1.1.Сущность, цели и задачи музыкально-эстетического развития………7
1.2.Особенности музыкально-эстетического развития в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………14
1.3 Принципы организации музыкальной деятельности в детском саду…19
Выводы по первой главе………………………………………………………23
ГЛАВА II. ПРАКТИЧИСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Обобщение опыта по развитию музыкально-эстетического развития в детском саду……………………………………………………………………24
2.2. Исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста…….……………………………………………………29
2.3. Рекомендации педагогам по музыкально-эстетическому развитию детей…………………………………………………………………………….36
Выводы по второй главе…………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

доработка2.docx

— 140.46 Кб (Скачать файл)

3. Направляет самостоятельную  музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный  с музыкальным руководителем  материал.

4. Участвует в отборе  музыкального материала, используя  его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, по  развитию речи и ознакомлению  с окружающим.

Совместная работа и взаимопомощь музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Исследование уровня музыкально - эстетического развития детей дошкольного возраста

 

Работа автора была разделена на несколько этапов:

I этап – констатирующий (начальный)

II этап – формирующий (основной)

III этап – контрольный (заключительный)

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, сбор диагностических показателей и выявление уровня сформированности знаний и умений по развитию музыкально-эстетической культуры.

В диагностике музыкально-эстетической культуры и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

В исследовании приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

На констатирующем этапе исследования был определён начальный уровень музыкально-эстетического развития старших дошкольников. Было использовано несколько методик. В частности, методика диагностики восприятия музыкальных произведений. Детям предлагалось прослушать несколько композиций из репертуара С.С. Прокофьева («Марш Бармалея», «Дюймовочка»). После прослушивания детям было предложено посмотреть изображения этих героев и соотнести их с ранее прослушанной музыкой.

Другая методика использовалась для диагностики уровня познавательного интереса к музыкальным произведениям. Этому предшествовала предварительная работа, которая заключалась в наблюдении за детьми в ходе восприятия музыкальных произведений. Был задан ряд общих вопросов (Любишь ли ты слушать музыку? Какая музыка тебе больше нравится? Слушаешь ли ты музыку дома? и др.). После этого детям предлагалось прослушать несколько произведений С.С. Прокофьева («Прогулка»,«Сказочка») и Д.Д. Шостаковича из цикла танцы кукол («Полька», «Вальс - шутка»). После прослушивания были заданы вопросы (Какая мелодия тебе больше всего понравилась? Что ты себе представляешь, когда ее слушаешь?).

Критерии оценивания уровня музыкально-эстетического развития детей

Уровень учебных знаний

Критерии оценивания знаний

Начальный

Ребенок владеет небольшой частью тематического материала, имеет слабо сложившийся уровень восприятия музыкальных произведений, выявляет определенные умения и навыки, обладает незначительной частью специальной музыкальной терминологии, словарный запас позволяет изложить мнение на элементарном уровне

Средний

Ребенок способен воспринимать и воспроизводить основную часть музыкального материала, но имеет слабо сформировано художественное мышление, не всегда последовательно и логично характеризует музыкальные произведения, его рассказ требует уточнений и дополнительных вопросов; обнаруживает знание и понимание основных тематических положений, но не всегда умеет самостоятельно сделать сравнение, вывод о прослушанной или выполненной музыки

Достаточный

Ребенок обнаруживает достаточное усвоение тематического музыкального материала, но допускает неточности в использовании специальной музыкальной терминологии, нуждающихся в замечаниях или корректировки, встречаются единичные недостатки в исполнении музыкального произведения и художественно-образном оформлении своих размышлений о прослушанной музыки; не всегда самостоятельно систематизирует и обобщает музыкальный материал

Высокий

Ребенок владеет тематическим музыкальным материалом в рамках программы, умеет использовать полученные знания, умения и способности в новых музыкальных задачах, демонстрирует знание специальной музыкальной терминологии, их осознание и прочность, умение систематизировать, обобщать, интерпретировать музыкальные произведения, ассоциировать их с произведениями других искусств и жизненными явлениями, применять полученные знания в музыкальной деятельности


 

Анализируя отдельно каждый показатель, можно констатировать, что небольшое затруднение у детей вызвали задания на слушание музыкальных произведений. При определении особенностей восприятия произведений стоит отметить, что в целом все дети принимали активное участие. Математическая обработка результатов показала, что 30% детей находились на среднем уровне, 50% - на низком уровне, высокий уровень – у 20% детей. Эти результаты дали нам основание для вывода о том, что их музыкально-эстетическое развитие нуждается в педагогическом внимании.

 

 

Результаты по каждому ребенку представлены в таблице:

Экспериментальная группа

№ п\п

Имя ребенка

Уровень музыкально-эстетического развития

Высокий

Средний

Низкий

1

Аня С.

 

+

 

2

Катя П.

   

+

3

Андрей К.

   

+

4

Миша П.

   

+

5

Данил С.

   

+

Контрольная группа

6

Вика А.

 

+

 

7

Валерия Р.

+

   

8

Артем Н.

+

   

9

Арина С.

   

+

10

Арина К.

 

+

 

 

 

На формирующем этапе исследования  нами была разработана серия занятий по формирования музыкально-эстетического развития в повседневной жизни детского сада. На данном этапе эксперимента были задействованы дети экспериментальной группы.

 

Занятие 1-2. Занятие по ознакомлению с художественной литературой с использование музыки

Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., мы сопровождали свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала пел песенки воспитатель, а когда сказка была усвоена, дети исполняли ее самостоятельно.

Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, когда при первоначальном ее пересказе мы использовали разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», мы изображали на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показали, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразили мягкие, изящные движения хитрой лисы.

Так мы добились того, что дети не только запомнили сказку, но и выучили песенку, познакомились с разными видами музыкальных инструментов.

 

Занятие 3. Занятие ИЗО

Занятие состояло из двух частей и проводится педагогом. На занятии ведущими явились преподавание музыки и развития речи, рисование – вспомогательным.

На занятии происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре. Имеется возможность раскрыть способности каждого ребенка в определенном виде творчества и помочь ему развить их. На занятии в старшей группе на тему: «Поздняя осень», использовался эвристический метод (направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам и процедурам творческой деятельности) для закрепления у детей знаний об осени, ее характерных признаках и периодах через развитие речи, музыку, изобразительное искусство. В данном случае достижению цели служит синтез знаний детей и их жизненный опыт. В первой части занятия звучала музыка П.И. Чайковского – она вводила детей в мир осенних звуков.

Во второй части занятия воспитатель проводил беседу об осени, ее характерных признаках, рассматриваются иллюстрации художников, затем дети самостоятельно определяют периоды осени.

В третьей части занятия воспитатель предлагал детям свои впечатления об осени нарисовать для ежа Яшки, который живет в группе и скучает по лесу, рисование проводилось под соответствующую музыку.

Такое интегрированное занятие способствует расширению интереса к изучаемым явлениям, повышает уровень музыкально-эстетического развития детей.

 

 

Занятие 4. Занятие ИЗО

Предлагалось интегрированное занятие по слушанию музыки и рисованию на тему «Сказка в музыке А.К.Лядова «Кикимора».

Цель занятия:

1. Познакомить детей со сказкой в музыке на примере симфонической сказки А.К.Лядова «Кикимора».

2. Развивать активность слухового восприятия.

3. Научить предавать свои впечатления об услышанной музыке в рисунке.

4. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические музыкальные произведения.

На протяжении всего занятия использовался эвристический метод, направленный на поэтапное развитие творческой деятельности детей. Благодаря этому методу у детей создается целостный образ от услышанной музыки, от воспроизведенного в речи и изображенного в рисунке.

Воспитатель предлагал познакомиться с творчеством русского композитора А.К. Лядова, который очень любил русские народные песни и сказки и поэтому создавал симфонические сказки. Знакомил детей с симфонической сказкой «Кикимора». Вместе с детьми прослушал сказку по музыкальным  фрагментам, знакомя с музыкальной характеристикой ее персонажей, предлагал детям передавать движения Кикиморы и кота Баюна. Дети передавали угловатость движений Кикиморы и пластику кота Баюна. Возникнувшие чувства и эмоции дети отражали в своих рисунках. Накопление музыкальных впечатлений развивало воображение детей, увлеченность и помогает активному музыкальному восприятию, формированию музыкально-эстетического развития.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучении детей.

 

Занятие 5-6. Прогулки

Мы использовали музыку и на прогулках.

На участке организовывались интересные игры. Дети могли самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», русская народна; песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно инсценировались, а именно «Пошла млада за водой» — русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др.

На прогулке воспитатель помогал организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.).

Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирали водящего. Поэтому с ними выучили несколько несложных считалочек: «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы, балалайка», «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием использовали их в своих играх.

Музыка оказывала свое развивающее воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.

 

Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.

На стадии контрольного эксперимента по методике Л.Н. Комисаровой, Г.В. Кузнецовой [3] проводилась диагностика группы детей с целью определения эффективности методик, использованных на формирующей стадии эксперимента.

В целом анализ данных результатов диагностики группы показал, что детей с высоким уровнем развития музыкально-эстетического развития стало 30% (3 чел.).

Детей со средним уровнем развития музыкально-эстетического развития стало 70 % (7 чел.).

Детей с низким уровнем развития музыкально-эстетического развития стало меньше и составило – 20 % (2 чел.), т.е. на 5% уменьшилось число детей с низким уровнем развития.

Результаты по каждому ребенку представлены в таблице:

Экспериментальная группа

№ п\п

Имя ребенка

Уровень музыкально-эстетического развития

Высокий

Средний

Низкий

1

Аня С.

+

   

2

Катя П.

 

+

 

3

Андрей К.

   

+

4

Миша П.

 

+

 

5

Данил С.

 

+

 

Контрольная группа

6

Вика А.

 

+

 

7

Валерия Р.

+

   

8

Артем Н.

+

   

9

Арина С.

   

+

10

Арина К.

 

+

 

Информация о работе Музыкально-эстетическое развитие ребенка в повседневной жизни детского сада