Музыкальные способности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 21:07, реферат

Краткое описание

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
Наряду с учебными задачами, к примеру, знакомством с основами музыкально грамоты, на начальном этапе обучения необходимо особое внимание уделять развитию музыкальных способностей ученика - слуха, ритма, музыкальной памяти. Проблема развития музыкальных способностей ученика является доминирующей на начальном этапе обучения.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Сущность и понятие музыкальных способностей 5
1.1 Характеристика музыкальных способностей 5
1.2 Классификация музыкальных способностей 8
Раздел 2. Развитие музыкальных способностей 14
2.1 Методы и приёмы развития музыкальных способностей 14
2.2 Последовательное развитие музыкальных способностей 17
Выводы 21
Список используемых источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Фролова.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя. [10]

Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка (эти представления можно формировать на основе наблюдения за развитием).

Последовательность развития чувства ритма.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах). Восприятие соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых детских песен. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз, формирование представлений об их записи. Осознание выразительной и изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритмического слуха (запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирования понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений. [7]

Осознание значения ритма создания музыкального образа и в связи ритма с другими элементами музыкального языка.

Последовательное развитие чувства музыкальной формы (чувства целого).

В данном виде музыкальных способностей сделан акцент на внимание детей к развитию элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи.

Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фазы через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, сопровождений к пьесам, песням.

Усиление ощущения кульминации мотивов, фраз главной кульминации периода и т.д. В процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителями пьес для слушанья.

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений.

Формирование представлений об интонации как единстве эмоционально-смыслового содержания и средств его воплощения.

Формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли.

Формирование представлений о музыкальной мысли (на примере исполнения вариаций для простейших музыкальных инструментов на тему знакомой песни).

Формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.

Представления л музыкальной форме как основе направления мысли приобретаются в процессе слушания произведений и наблюдения музыкального образа с помощью знаний о конструкции произведения; комментариев педагога по ходу слушания; графической записи. Эти приемы помогают лучше усвоить, услышать противопоставления или «соревнование» тем, почувствовать и понять главную идею произведения.

Говоря о развитии чувства формы, необходимо обратить внимание на то, что выявление формы произведения не является самоцелью. Результатом этой работы должно стать умение определять развитие образа произведения (которое предстоит слушать), если известно его форма. И.В. Способин писал, что форма произведения - это план для направления мысли слушателя. [13]

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью.

 

Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активировать в единстве. Только тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи.

Изучая материалы, представленные различными авторами, я обогатила себя ценными знаниями, которые помогут мне в будущей профессиональной деятельности осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей с позиций углубленного понимания вопросов способностей, в том числе, музыкальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

Музыкальные способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их музыкальной деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития музыкальных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре.

Только развивая музыкальные способности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы это способствовало развитию музыкальных и способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано в том, сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Так же важно чтобы педагог-музыкант подготовил музыкальную базу ребенка для дальнейшего его развития, должен со всей серьезностью и ответственностью подойти к урокам музыки в начальных классах, чтобы дети пришедшие из семей и детских садов заинтересовались таким уроком как музыка, чтобы им не было скучно на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
  2. Волкова, Л.М. Творческие способности детей. – М., 1979.
  3. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер.- Москва: Магистр, 1993.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. – М: Academia, 1999.
  5. Общая педагогика ч1 / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов 2002
  6. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.
  7. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. – М., 2006.
  8. Пидкасистый, П.И. Педагогика, М – 2002.
  9. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз.фак.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. Г.М. Цыпина.- Москва: Академия,2003.
  10. Психология музыки и музыкальных способностей / Сост. – ред. А.Е.Тарас.- Москва: АСТ; Минск: Харвест,2005.
  11. Скворцова, М.И. В помощь музыкальному руководителю. – М., 1986.
  12. Сосновский, Б.А. Психология учебник / Б.А.Сосновский. – М.,2005.
  13. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1978.
  14. Халабузарь, Попов, Добровольская. Эстетические, нравственные и музыкальные цели воспитания. – М.,1989.

 

 

 


Информация о работе Музыкальные способности