Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:43, курсовая работа
Задачи работы:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• определить сущность понятия "наблюдение";
• рассмотреть виды и структуру наблюдений;
• разработать рекомендации по организации наблюдений за объектами живой и неживой природы для детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
1 Наблюдение - как основной наглядный метод в обучении дошкольников
2 Руководство наблюдением
3 Особенности проведения наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста
4 Ознакомление детей с растительным и животным миром
5 Исследовательская работа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дети рассматривают всходы, затем воспитатель предлагает каждому ребенку осторожно пальцами выделить из рядка 1—2 растения, показать его листочки. Спрашивает, одинаковы ли по цвету, форме листочки у всех маленьких растений в рядке. Обобщая наблюдения детей, воспитатель подчеркивает: «Мы с вами сажали на этой грядке семена гороха, и выросло много растений. Для того чтобы скорее вырос вкусный сладкий горох, грядки нужно хорошо поливать». (Показывает, как нужно поливать растения из лейки с ситечком — «как дождик», приглашает детей помочь в поливке, раздает им лейки.)
Позднее можно провести более продолжительные по времени наблюдения за ростом знакомых растений. Цель их — закрепить первые элементарные представления о том, что растения растут и изменяются, учить выделять характерные особенности растений. Например, рассматривая с детьми растения гороха, воспитатель обращает внимание малышей на то, что тонкие стебли их падают, клонятся к земле. Предлагает помочь растениям — поставить палочки, а потом посмотреть, помогли ли они подняться гороху.
Через 2—3 дня дети увидят, что растения не падают, зацепились усиками за опору. Наблюдения за усиками, которые уже спустя 1—2 дня начинают завиваться вокруг палочки, занимают детей.
Не менее интересным будет для малышей сбор первого урожая овощей.[17]
Таким образом, основное средство познания природы – наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности, познакомить с природными явлениями, объяснить причины и взаимосвязь.[13]
Наблюдение — как метод познания животного мира — характеризуется следующими особенностями:
а) его можно организовывать в обстановке, естественной для животного, где оно ведет себя свободно, непринужденно;
б) наблюдение позволяет отметить динамику жизни, развития и поведения животного, которое становится объектом длительного изучения;
в) оно способствует непосредственному общению с животным (покормить, погладить, поиграть и т. д.).
Планировать наблюдение воспитатель должен с учетом требований, предъявляемых к его организации и проведению:
В детских садах наблюдения за домашними животными проводятся как на занятиях (рассматривание котенка, щенка, кролика), так и в естественной обстановке (наблюдение на прогулке за лошадью, коровой).
Наблюдения за домашними животными с малышами должны быть недлительными. Особенно важно продумать организацию работы: посадить малышей так, чтобы всем был виден объект наблюдения; с самого начала сосредоточить внимание ребят, заинтересовать их; создать условия для животного, чтобы в его поведении проявились наиболее характерные особенности и повадки. Малыши выражают свои переживания возгласами, жестами, смехом, часто повторяют звуки, издаваемые животными. Воспитатель должен спокойно реагировать на первые эмоциональные реакции детей, дать им возможность высказаться, а затем интересным вопросом, несложным заданием привлечь их к целенаправленному наблюдению.
Наблюдения в младшей группе должны, прежде всего, вызывать эмоционально-положительную реакцию ребенка, его интерес к животному, желание общаться с ним. На это нацеливаются первые вопросы и высказывания воспитателя: «Посмотрите, какой симпатичный котенок, пушистый, полосатый...», «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? Щенок!» Возникновению первых эмоциональных реакций способствуют загадки, потешки, которые предшествуют началу непосредственного наблюдения.
Вопросы, задаваемые во время непосредственного наблюдения, должны направляться, прежде всего, на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки).
Детям младшего дошкольного возраста целесообразно предлагать конкретные, четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?). Учитывая особенности возраста, иногда целесообразно задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие?», «Кролики бывают разного цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть у нашего кролика», «Вот здесь, в миске, я приготовила все, что любит кролик. Скажите, что он ест». [9]
Животное рассматривается
по плану: сначала голова, затем туловище,
лапы, хвост. Нужно дать детям целостное
представление о живом существе
Для первого наблюдения
следует выбрать такое
Малыши быстро утомляются, поэтому педагогу не следует затягивать наблюдение длинными объяснениями. Воспитатель должен обобщать высказывания детей короткой, образной фразой: «Кролик белый, пушистый, длинноухий, прыгает ловко, любит морковку».
В связи с тем, что занятия, проводимые с детьми младшего дошкольного возраста, коротки, а живой объект вызывает у них обычно большой интерес и эмоциональную активность, при проведении наблюдения не нужно увлекаться использованием таких средств, как художественная литература и иллюстративный материал. Внимание детей в процессе наблюдения должно быть сосредоточено на животном, поэтому использовать указанные средства можно лишь в начале или в конце занятия.
Начинать занятие можно с загадки, небольшого стихотворения об этом животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, места обитания. Дети могут придумать животному кличку, послушать про него песенку или спеть ее вместе с воспитателем. Это придает занятию завершенность и вместе с тем нацеливает продолжение разговора о наблюдаемом животном.
Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются три воспитательные задачи: формирование представлений о животных, развитие эмоционально-положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в природе [9]
Организация наблюдений:
1. Наблюдаемый объект
должен быть доступен для
2. Словесная информация
воспитателя не должна
3. Восприятие любых
объектов должно быть
4. Наблюдение строится
по определенной структуре:
Перед началом наблюдений
необходимо собрать детей и
Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за рыбкой, камнем, растением, найти ответ на вопросы.
Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать, как рыба открывает и закрывает рот, как она двигает плавником. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.
Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.
Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:
Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.
Заключение
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Для того чтобы дети правильно
воспринимали явления природы, необходимо
направлять процесс восприятия ими
природы. Без приближения детей
к природе и широкого использования
ее в воспитательно-
Каждое знакомство с природой –
урок развития детского ума, творчества,
чувства. Своей необычностью, новизной,
разнообразием природа
Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учиться элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. [3]
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.[16]
Таким образом, наблюдение является очень важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.
Список использованных источников.
Информация о работе Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природным миром