Народные музыкальные инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 08:39, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1.История возникновения и развития музыкальных инструментов……...6 1.1. Происхождение народных музыкальных инструментов……………………..6
1.2. Классификация музыкальных инструментов………………………………...10
Глава 2. Оркестр русских народных инструментов
2.1. Инструменты русского народного оркестра ……………..…………………..12
2.1.1.Балайка…………………………………………………………………...……14
2.1.2.Домра……………………………………………………………………..……20
2.1.3.Рожок ………………………………………………………………………….27
2.1.4.Гусли……………………………………………………………………….…..31
2.1.5.Баян…………………………………………………………………………….35
2.1.6.Жалейка…………………………………………………………………….….36
2.1.7.Свирель…………………………………………………………………….…..38
2.1.8.Контробас………………………………………………………………..…….40
2.1.9.Бубен………………………………………………………………………..….42
Заключение:…………………………………………………………………..……44
Список использованных источников……………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Змеу А.А..doc

— 5.81 Мб (Скачать файл)

 

 

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

Факультет Культуры и дополнительного образования

Кафедра народной художественной культуры и музыкального образования

 

 

Специальность: «Народное художественное творчество»

 

 

«Народные музыкальные инструменты»

Курсовая работа по дисциплине:

Теория и история народной художественной культуры

              

                Выполнил: студент _____ курса

                                Змеу Иван Иванович

                    (Фамилия И. О.)

                  ___________________________

                    ( подпись студента)

 

   Научный руководитель:

                                                                    ________________________

                                                                                       (ученая степень, ученое звание)

                                                                        Минулина Нина Александровна

                                                                          (Фамилия И. О.)

                                                                          ___________________________

                                                                                              ( подпись)

                                                                              «___» ______________ 200 ___ г.

         

     Работа защищена

                                                                                                  «___» _________ 200___г.

                                                                                                оценка ______________

         зав. каф. (ученая степень, ученое звание)

______________________________

                                      (подпись)

Новосибирск 2012

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...……3

Глава 1.История возникновения  и развития музыкальных инструментов……...6  1.1. Происхождение народных музыкальных инструментов……………………..6

1.2. Классификация музыкальных инструментов………………………………...10

Глава 2. Оркестр русских народных инструментов

2.1. Инструменты русского народного оркестра ……………..…………………..12

2.1.1.Балайка…………………………………………………………………...……14 
2.1.2.Домра……………………………………………………………………..……20 
2.1.3.Рожок ………………………………………………………………………….27 
2.1.4.Гусли……………………………………………………………………….…..31 
2.1.5.Баян…………………………………………………………………………….35 
2.1.6.Жалейка…………………………………………………………………….….36 
2.1.7.Свирель…………………………………………………………………….…..38 
2.1.8.Контробас………………………………………………………………..…….40 
2.1.9.Бубен………………………………………………………………………..….42   
  Заключение:…………………………………………………………………..……44

 Список использованных источников……………………………………………47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Решение этой задачи необходимо начинать в детстве. Право детской личности на индивидуальность и ответственность государства за сохранение этого права зафиксировано в Международной конвенции о правах ребенка.

Вместе с тем эта гуманистическая общественная идея не может быть полностью реализована до тех пор, пока процесс воспитания ориентируется на авторскую педагогику, а принцип учета индивидуальности и творческого потенциала лишь декларируется. Не случайно, поэтому обращение деятелей просвещения, культуры, искусства к решению проблем, связанных с поиском наиболее эффективных путей развития индивидуальности ребенка, среди которых в первую очередь называется процесс приобщения подрастающего поколения к художественной культуре (Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Л.А. Рапацкая, Г.С. Ригина, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая).

В связи с этим особенно усиливается роль образования и культуры в воспитательном процессе учебных заведений разных статусов. Одной из важнейших проблем педагогики становится преодоление излишнего рационализма, приводящего к тому, что занятия, связанные с формированием у детей эмоционально-ценностного отношения к миру, образного мышления, творческих способностей, нередко сводятся к лишь к практицизму.

Одним из путей его преодоления является культуросообразность учебно-воспитательного процесса, предусматривающая гуманизацию и гармонизацию путей и методов познания, обучение умению добывать и применять знания. При этом немалая доля отводится искусству, в том числе музыкальному, которое, являясь частью художественной культуры и наиболее глубоко, чем другие виды искусств, эмоционально воздействуя на человека, вносит существенные изменения в сферу индивидуального сознания и духовную жизнедеятельность человека, создает предпосылку для активной творческой деятельности. Однако возможность посредством музыкальных образов духовно и практически познать окружающий мир и выражать отношение к нему остается нереализованной, если у ребенка не формируется умение осознавать процесс создания музыкально-художественных образов, смысл творчества, его связи с многообразными явлениями окружающего мира; если не развивается индивидуальная восприимчивость к окружающему искусству и художественному видению мира.

Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов.

В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства - эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей. 
 
Цель нашей курсовой работы  - изучение истории возникновения и развития музыкальных инструментов. 
для достижения этой цели ставятся следующие задачи: 
- проанализировать историю возникновения музыкальных инструментов.

-изучить классификацию народных музыкальных инструментов

 - рассмотреть понятие оркестра русских народных инструментов

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Происхождение музыкальных инструментов

Возникновение музыкальных инструментов относится к глубокой древности. Некоторые из них, например рога и примитивные флейты из кости, археологи находят при раскопках поселений человека эпохи палеолита.  
В памятниках неолитической эпохи встречаются односторонние барабаны, духовые язычковые (типа шалмея или шалюмо), первобытные ксилофоны  
и флейты с игровыми отверстиями. Позднее других появились струнные музыкальные инструменты - простейшие арфы, лютневидные  
и танбуровидные, но и они были известны некоторым народам задолго до нашей эры. Существуют различные гипотезы происхождения музыкальных инструментов. Предполагается, что первоначально это были сигнальные орудия и что они в той или иной мере были связаны с трудовыми процессами первобытного человека. Однако, как свидетельствуют археологические материалы, уже на ранней стадии развития человеческого общества существовали инструменты, выполнявшие чисто музыкально-эстетическую функцию: флейты с игровыми отверстиями, позволяющие извлекать звуки разной высоты точно зафиксированного звукоряда (что указывает  
на зарождение осмысленной музыкальной системы),

         Одни музыкальные инструменты, благодаря особенности их конструкции, дошли до нас в первоначальном виде (например, узбекские каменные кастаньеты - кайрак), другие - подвергались усовершенствованию, некоторые выходили из потребления и на смену им приходили новые.  Музыкальное искусство развиваясь требовало соответствующих средств выражения, а более совершенные музыкальные инструменты, в свою очередь, способствовали дальнейшему развитию музыкального творчества  
и исполнительского искусства. Однако не всегда степень многообразия  
и технического состояния музыкальных инструментов может служить мерилом уровня музыкальной культуры. Некоторые народы, отдавая предпочтение вокальной музыке, создавали музыкальные инструменты в ограниченном количестве и применяли их главным образом в качестве аккомпанирующих хоровому пению. Таковы, например, грузинские чонгури и пандури или единственные, в сущности, курай у башкир и хомыс у якутов. В то же время искусство игры на курае и хомысе, исполняемая на них музыка достигли у этих народов большого совершенства.

         Наиболее отчётливо связь музыкальных инструментов с творчеством 
и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается  
в области профессиональной музыки (в народной музыке эти процессы протекают значительно медленнее, и музыкальные инструменты веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в 15-16 вв. фидели (виелы) с их грубоватым звуком были заменены нежно звучащими, матового тембра, «аристократическими» виолами. В 17-18 вв. в связи с развитием гомофонно-гармонического стиля и появлением музыки, требующей динамически разнообразного исполнения, на смену виолам пришла скрипка и её семейство, обладающие ярким, выразительным звуком и возможностями для виртуозной игры. Одновременно с виолами вышла из употребления мягкая, но «безжизненная» по звучанию продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время в ансамблевой и оркестровой практике перестали применяться европейская лютня и её разновидности - теорба и китаррон (архилютня), а в домашнем музицировании лютню заменили виуэла, затем - гитара. К концу 18 в. Клавесин был вытеснен фортепьяно.

         Профессиональные музыкальные инструменты, в виду сложности их конструкции, больше народных зависят в своём развитии от состояния точных наук и техники производства - наличия музыкальных фабрик и заводов с их экспериментальными лабораториями и квалифицированными специалистами по изготовлению инструментов. Исключение составляют лишь инструменты скрипичного семейства, требующие индивидуального изготовления. Скрипки, виолончели, контрабасы, усовершенствованные на основе народных образцов знаменитыми брешианскими и кремонскими мастерами 16-18 вв. (Г. Да Сало, Дж. Маджини, Н. Амати, А. Страдивари, Гварнери дель Джезу и другие), остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие профессиональных музыкальных инструментов происходило в 18-19 вв. Создание Т. Бёмом новой конструкции флейты с клапанной системой (первая модель появилась в 1832) расширило творческие возможности композиторов, способствовало развитию сольно-концертного исполнительского искусства. Подлинную революцию произвело появление в начале 19 в. Вентильной механики у медных духовых инструментов. Благодаря этому они превратились в хроматические, способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистическое изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточкового фортепьяно, заменившего клавесин и клавикорд. С изобретением электричества и радио стало возможным конструирование электро- музыкальных инструментов.

         В меньшей степени (благодаря индивидуальной выделке) зависят от уровня техники народные музыкальные инструменты. Однако и здесь без достаточно развитого кустарного и фабрично-заводского производства невозможно массовое внедрение гармоник, усовершенствованных «андреевских» балалаек и домр (Россия), тамбурашских инструментов (Чехословакия и Югославия), тарогаты (Венгрия и Румыния) и т.д. Развитие народных музыкальных инструментов находится в прямой зависимости от социальных условий жизни общества. В СССР благодаря развитию национального искусства, а также общему подъёму экономики и культуры широких народных масс в республиках и автономных областях стали создаваться многочисленные инструментальные коллективы, развернулись работы по возрождению, реконструкции и усовершенствованию народных музыкальных инструментов, конструированию их семейств для ансамблевого и оркестрового исполнительства, которого ранее не знали многие народы. Твёрдо закрепились не только в профессионализме и самодеятельности сольном и коллективном исполнительстве, но и в народном музыкальном быту такие музыкальные инструменты усовершенствованной системы, как бандура на Украине, цимбалы в Белоруссии, канклес и бирбине в Литве, каннели разного вида в Эстонии, дутар, кашгарский рубаб и чанг в Узбекистане, домбра в Казахстане и так далее.

Информация о работе Народные музыкальные инструменты