Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 17:53, курсовая работа
Цель: изучить влияние дидактических игр на развитие словаря дошкольника.
Эта проблема является актуальной, так как дети в дошкольном возрасте познают окружающий мир через игру, поэтому в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание дидактическим играм.
Введение
Глава 1. Научные основы развития словаря дошкольников средствами дидактической игры
1.1 Сущность и задачи словарной работы
1.2 Содержание и принципы словарной работы
1.3 Методы и приемы развития словаря
1.4 Дидактические игры- один из методов словарной работы
1.5 Структура и виды дидактической игры
1.6 Методика организации дидактической игры в старшем дошкольном возрасте
Глава 2. Исследования словаря дошкольников методом дидактической игры
2.1 Методика исследования словаря старших дошкольников
2.2Описание работы развития словаря средствами дидактической игры
2.3 Результаты развития словаря старших дошкольников
Заключение
Список используемой литературы
Большое место в играх занимают мотивы соревнования: дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.
Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм.
Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.
Глава 2. Исследование развития словаря старших дошкольников
Нашу экспериментальную деятельность мы проводили на базе ДУ № 11 г. Рогачева в группе «Фантазеры». Работа проводилась со следующими детьми:
1. Кузьмина Ксюша – 5 лет;
2. Дмитриев Миша – 5 лет;
3. Мацкевич Кристина – 5 лет.
Цель: изучить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста, провести работу с детьми по усовершенствованию словаря, выявить показатели успешности проведенной работы с детьми, провести анализ полученных результатов.
2.1. Методика обследования словаря старших дошкольников
Наша экспериментальная деятельность состояла из трех этапов:
1-й этап - констатирующий.
Цель: выявить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста.
На этом этапе проводились следующие дидактические игры и лексические упражнения.
Дидактические игры:
«разведчики»;
«магазин»;
«когда это бывает»;
«подбери одежду для куклы».
Я заранее прячу предметы в групповой комнате. Дети рассказывают их и называют.
«Магазин».
Я вместе с детьми оборудую магазин. Раскладываю предметы по их назначению по материалу. Выбираю продавцов и начинаю играть.
«Когда это бывает».
На каждого ребенка на столе имеются картинки. Я предлагаю их рассмотреть, затем я называю часть суток (Вечер). Ребенок, у которого есть в карточках относящееся к этому времени суток какое-то изображение, поднимает карточку. За правильный и хорошо составленный рассказ дети получают фишку: в розовый цвет – утро, голубой – день, серый – вечер, черный – ночь.
Цель: выявить уровень развития детей старшего дошкольного возраста.
Демонстрирую детям картинки и спрашиваю: «Как это называется ?».
Брюки, гольфы, сарафан, бретелька, вешалка, подкладка, манжета, рейтузы.
Таблица 1.
Ф.И.О. | Проверяемые слова | |||||||
брюки | гольфы | сарафан | бретелька | вешалка | подкладка | манжета | рейтузы | |
Кузьмина Ксюша | + | - | + | - | + | - | - | подтяжки |
Дмитриев Миша | + | - | + | шлейки | + | - | - | + |
Мацкевич Кристина | + | + | платье | - | + | - | - | - |
2.2. Описание работы развития словаря старших дошкольников
2-й этап - формирующий.
Цель: развивать активный словарь детей, идеологическую и монологическую речь.
Проведение занятия.
Составление детьми описательных рассказов по двум игрушкам.
Из-за стола появляются заячьи уши. «Кто это?» - я спрашиваю у детей. «Зайчик» - радуются дети. «Вы видите зайчика? А я вижу только длинные белые уши. А вы что видите? – спрашиваю я. («Тоже уши») «Какие?» («Белые, длинные»).
Уши исчезают.
«Спрятался, трусишка! Иди к нам. Иди, не бойся», - я приглашаю. Появляется хвост. «Видим-видим твой коротенький хвостик. Дети, скажите зайцу: видим-видим твой коротенький хвостик». (Хоровой и индивидуальный ответы).
Заяц прыгает на стол. Я глажу зайчика: «Какой же ты беленький! Какой же ты пушистенький! Уши длинные. Одно вверх торчит, а другое смотрит… Куда?» (Вниз).
Я отодвигаю зайца. А по столу уже бежит к зайцу цыпленок. «Маленький», - говорю я, показывая детям на цыпленка. – «Похож» (показываю цыпленка в профиль) на … («пушистый желтый комочек»). Клюв разинул, что-то пищит. Может, курицу зовет. Может – ку-ка-ре-ку кричать учатся. Крылышки смешно приподнял. «Посмотри, заяц, какой хорошенький цыпленок! Он тебе нравится?» Заяц смотрит, отворачивается от цыпленка. «Не нравится?!» - удивляюсь я.
Цыпленок тоже отворачивается от зайца. Я говорю: «Ой, как получилось! Дети, надо, чтобы они подружились. Что же нам придумать? Кажется, придумала. Надо очень-очень хорошо рассказать им друг о друге, рассказать так хорошо, чтобы им захотелось дружить. Кто мне поможет в этом?»
Я в начале заслушиваю несколько рассказов про одну игрушку (2-3), затем – про другую.
Дидактические игры «Подбери одежду для куклы»
Даю детям рассмотреть кукол, показываю картинки и спрашиваю: - Ребята, сейчас вы оденете своих кукол в ту одежду, которая вам нравится: А затем вы сами расскажите во что вы их одели, как называются эти вещи. (дети подбирают одежду для своих кукол).
Далее я задаю ряд вопросов: во что, ты одела свою куклу? Почему ты выбрала именно эти вещи? Как они называются? (и так спрашиваю каждого ребенка).
2.3. Результаты развития словаря старших дошкольников
3-й этап – контрольный.
Цель: подведение итогов.
Дидактические игры:
«разведчик»;
«магазин»;
«подбери одежду для куклы».
Я заранее прячу предметы в групповой комнате. Дети разыскивают их и называют.
«Магазин».
Я вместе с детьми оборудую магазин. Раскладываю предметы по их назначению по материалу. Выбираю продавцов и начинаю играть.
«Когда это бывает».
На каждого ребенка на столе имеются картинки. Я предлагаю их рассмотреть, затем я называю часть суток (Вечер). Ребенок, у которого есть в карточках относящееся к этому времени суток какое-то изображение, поднимает карточку. За правильный и хорошо составленный рассказ дети получают фишку: в розовый цвет – утро, голубой – день, серый – вечер, черный – ночь.
Цель: выявить уровень развития детей старшего дошкольного возраста.
Демонстрирую детям картинки и спрашиваю: «Как это называется ?».
Брюки, гольфы, сарафан, бретелька, вешалка, подкладка, манжета, рейтузы.
Таблица 1.
Ф.И.О. | Проверяемые слова | |||||||
брюки | гольфы | сарафан | бретелька | вешалка | подкладка | манжета | рейтузы | |
Кузьмина Ксюша | + | + | + | - | + | + | - | + |
Дмитриев Миша | + | + | + | + | + | + | + | + |
Мацкевич Кристина | + | + | + | + | + | + | + | - |
Информация о работе Научные основы развития словаря дошкольников средствами дидактической игры