Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 18:32, контрольная работа
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост числа безнадзорных детей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, падение нравственности и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. Целью данной работы является изучение неблагополучной семьи как фактор риска в развитии дошкольников.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Неблагополучная семья как фактор риска в развитии дошкольников…….4
1.1. Понятие семейного неблагополучия……………….………………………4
1.2. Неблагополучная семья – источник проблем безнадзорного дошкольника……………………………………………………………………...7
2. Социальная работа с неблагополучной семьей……………………………..10
2.1. Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка…...10
2.2. Коррекционно – педагогическая работа воспитателя с неблагополучной семьёй…………………………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22
Неправильный выбор форм, методов и средств педагогического воздействия, как правило, ведет к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Довольно часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребенка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длинные нотации, забывая о том, что нотация -- это не живая беседа, не разговор по душам, а навязывание «истин», которые взрослым кажутся бесспорными, а ребенком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобный способ суррогатного воспитания дает формальное удовлетворение родителям и совершенно бесполезен (и даже вреден) для воспитываемых таким образом детей.
Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В конечном итоге это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.
Специфические особенности семейного воспитания наиболее ярко проявляются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей4.
Порою родителям кажется, что развитие ребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому, чтобы создать условия для этого. Но это не так. Родители не только помогают детям нормально жить и расти, но и воспитывают их, способствуют (а иногда и препятствуют) их психическому развитию. Ребенок не может стать нормальным, полноценным человеком, если он не получает достаточного внимания и заботы со стороны близких взрослых.
Многочисленные
Общество возлагает на родителей
моральные и этические
Дети из неблагополучных семей знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать. Как ни странно, но большинство маленьких бродяжек имеют родителей - и мать, и отца. Обычно это пьяницы и алкоголики, против которых возбуждаются дела о лишении родительских прав. А как иначе? Мама с папой не только не занимаются воспитанием ребенка, они его просто не замечают. Ребенок исчезает из сферы внимания, становится безнадзорным, проводит время по своему усмотрению, «наставить на путь истинный» его некому. Бывает, пребывание дома представляет прямую угрозу жизни и здоровью детей. На квартирах постоянно устраиваются пьянки (а то и притоны). Мало того, что дети видят весь этот разврат, но нередко и сами становятся его участниками. В детстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Оно складывается постепенно, но зато с годами становится настолько устойчивым, что переделать, изменить его практически невозможно. Предположим, ребенка дома жестоко бьют. Он убегает из дома и таким образом спасается от очередных побоев. Подсознание сразу же это отличает: это хорошо. Или, родители все пропивают, и в доме нет даже корки хлеба, а на улице можно стащить или выклянчить еду. Детское подсознание опять фиксирует положительную эмоцию. Словом, судьбы маленьких беглецов - это истории о том, как дети не смогли справиться со стоящими перед ними жизненными проблемами, и нашли так сказать, обходные пути. В любом случае изначально вина лежит на родителях, ведь это они либо не желали помочь сыну или дочке преодолеть возникшие трудности, либо своим поведением сами создали невыносимые для ребенка условия. Каждому ребенку, хлебнувшему самостоятельности, требуется помощь. Одним нужен врач, другим психолог, а третьим просто хорошее отношение. Главная задача - создать у мальчиков и девочек верное представление о жизни. Но к этой проблеме надо подходить дифференцировано, по возрасту.
Среди функционально несостоятельных, не справляющихся с воспитанием детей большинство семей составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительски-снисходительный и др. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами не осознают свои трудности, не стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам. Однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного конфликта.
Вместе с тем, есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.
Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.
Асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся к семьям с прямым десоциализирующим влиянием, тем не менее, в соответствии со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода. На практике к асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенными стяжательскими ориентациями, живущие по принципу "цель оправдывает средства", в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной, уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным представлениям, также оказывают на детей прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако неблагополучные семьи все чаще напоминают театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»... Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико. Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Они приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. А так быть не должно. Семья должна нести ребёнку любовь, заботу, удовлетворение его нужд, защиту его прав и законных интересов.
2.2. Коррекционно – педагогическая работа воспитателя с неблагополучной семьёй
Чем глубже степень семейного неблагополучия, тем более закрытой для внешнего мира она становится, тем сильнее нарушено поведение детей, тем труднее оказывать помощь такой семье, особенно в условиях образовательного учреждения. К сожалению, нехватка времени, отсутствие специалистов, недостаток необходимых навыков не позволяют педагогам с полной отдачей и с использованием современных социальных технологий и психологических знаний работать с семьями. Задача осложняется еще и тем, что родители из семей с тяжелой степенью неблагополучия неохотно вступают в контакт со школой (или вообще не вступают) или демонстрируют открытую враждебность в ответ на призывы педагогов. Враждебное, агрессивное отношение неблагополучных родителей к педагогам вполне объяснимо: это обычный способ реагирования людей, которые чувствуют себя отверженными, отчужденными от «социально позитивного большинства», постоянный спутник семьи, это привычная защитная реакция, помогающая выживать в осуждающем, «враждебном» для них мире. В то же время педагоги нередко принимают враждебность за показатель «испорченности», за полный отказ от изменений в лучшую сторону. Пороки родителей могут объявляться непреодолимыми, а девиантность детей – закономерным итогом неправильного поведения старших.
Безусловно, существует причинно-следственная связь между, например, алкоголизмом родителей и проблемным поведением и нарушением развития у детей. Однако работа должна строиться не только на поиске и устранении причин проблемы, но и на использовании ресурсов семьи. Их бывает трудно увидеть, не всегда сразу понятно, как можно использовать. Это могут быть незаметные на первый взгляд способности и интересы членов семьи, сохраненные отношения с другими людьми, любовь между детьми и родителями; ресурсами могут стать и особенности характера, которые могли бы помочь человеку измениться. Часто бывает так, что внутренних ресурсов недостаточно для изменения ситуации. Тогда целесообразно подумать о внешних ресурсах, которые помогли бы семье преодолеть кризисную ситуацию.
В практике коррекционно-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с неблагополучными семьями. В настоящее время педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений. Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. Субъектом жалобы выступает ребенок.
Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).
Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений5.
Диагностическая модель
основывается на предположении
дефицита у родителей
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).
Как правило, педагог дошкольного учреждения использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:
- психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.;
- педагогические поручения, например: организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.;