Нетрадиционные уроки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки учащихся к жизни в быстро меняющихся условиях. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Педагогу важно организовать совместную деятельность родителей детей. С этой целью можно использовать выполнение семейных заданий при изучении темы или при подготовке к конкретному уроку, занятию. Результаты представляются учениками на одном из уроков при изучении соответствующей темы.

По итогам изучения какой-либо темы целесообразно организовать семейные конкурсы, которые предполагают выполнение творческих домашних заданий, экспромтные  соревнования семейных команд на уроке  или после уроков, организацию  выставок результатов семейного творчества.

Учитель может провести творческие отчеты, общественные смотры знаний с  привлечением родителей, которые также  могут участвовать в подготовке (изготовление подарков, сюрпризов  детям, подбор жизненно важных вопросов для учащихся по данной теме, выступления родителей) и проведении этих мероприятий (оценка и обсуждение результатов деятельности детей, вручение наград, работа в жюри).

В практике используются различные  способы привлечения родителей  к организации учебных занятий:

  • подготовка методических материалов к уроку;
  • выступление на уроке родителей специалистов по изучаемой проблеме;
  • организация родителями экскурсий на предприятие и так далее.

Детям могут  предлагаться домашние задания, связанные  с получением информации от своих  родителей, бабушек и дедушек.

Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру производственного обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса. Передовой опыт учителей – новаторов, их открытия и разработки уроков регулярно освещаются в таких журналах, как «Школа и производство», «Специалист», «Производственное обучение».

 

1.4.Роль нетрадиционных  уроков в развитии творческого  мышления школьников

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают  с термином 
«креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е.П. Торренс назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта – как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового.

Для современной  школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны. В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.

Что же характеризует  творческое мышление? Это особенность  необходимости применения нетрадиционного  способа мышления, необычного видения  проблемы, выхода мысли за пределы  привычного способа рассуждений. Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий. По мнению Р.С. Немова - это вид мышления, связанный с  созданием или открытием чего-либо нового.

Дж. Гилфорд  считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем  четырех особенностей:

1.        Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти и всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

2.        Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3.        Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4.   Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Под творческими (креативными) способностями  учащихся понимают "...комплексные  возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов"

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный  фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей школьников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формулировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты;
  • использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
  • представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
    • преодоление психологической инерции мышления;
    • оценивание оригинальности решения;
    • сужение поля поиска решения;
    • фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
    • мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Учебная деятельность имеет большое значение для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Таким образом, одним из основных мотивов  использования нетрадиционных уроков является повышение творческо-поисковой  активности детей, важное в равной степени  как для учащихся, развитие которых  соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для учащихся, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Проведение и анализ нетрадиционного  урока

2.1 Подготовка и проведение нетрадиционного урока

Практическая  часть нашего исследования проводилась на базе МОУ СОШ № 2 г. Ноябрьска в 8Б классе. В исследовании принимали участие учащиеся в количестве 15 человек, учитель Ахмедьянова М.С,

С целью выявления роли нетрадиционных форм обучения на уроках английского языка нами был подготовлен и проведён нетрадиционный урок на тему: “Соединенные Штаты Америки”, который был построен в форме ролевой игры “Путешествие по США” и проводился в виде состязания двух команд учащихся. В подготовке также принимали участие учащиеся класса. Двум ученикам было дано задание - подготовить сообщение о США.

Подготовка  и проведение нетрадиционного урока включали в себя постановку триединой цели урока:

  • Воспитательные: укрепление интереса к предмету, воспитание уважительного отношения к зарубежной культуре, повышение уровня самооценки учащихся.
  • Развивающие: организация учебного процесса как речемыслительного поиска, в котором идет развитие творческой деятельности, памяти, догадки, воображения, способности логически излагать, работать в группах и самостоятельно.
  • Образовательные: систематизация, обобщение и закрепление пройденного материала, тренировка в аудировании, говорении (диалогическая и монологическая речь), расширение словарного запаса, совершенствование техники чтения и умения пользоваться дополнительной литературой (при подготовке проекта), практика в оформлении мини-проекта с использованием компьютерных технологий.

Определение задач  урока:

  • Обобщение и систематизация фактического материала по страноведению.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Развитие стремления к всестороннему развитию.

При проведении нетрадиционного урока нами использовалась групповая форма работы. Также использовались различные методы обучения:

Словесные методы обучения – рассказ;

Наглядные методы обучения – метод иллюстраций, метод  демонстраций;

Практические  методы – устные упражнения.

 

2.2 Анализ проведенного урока

До проведения урока мы ознакомились с характером учебного занятия, уровнем успеваемости учащихся. Были выполнены дидактические задачи организационного этапа урока. Классная комната была подготовлена к занятию: уборка, проветривание помещения, температурный режим, освещение. Наблюдалась полная готовность класса к работе. Учащиеся быстро включились в деловой ритм урока. Были выполнены меры, направленные на благоприятную атмосферу в классе и предупреждение возможных ошибок учащихся:

  • создание атмосферы доброжелательности;
  • возможность использования наглядных пособий;
  • концентрация, при опросе, внимания на основных вопросах;
  • привлечение внимания к типичным ошибкам учеников.

Класс на данном уроке был разбит на команды. Каждая команда получала определенные задания и выполняла их сообща, под непосредственным контролем учителя.

На уроке  использовались такие виды речевой  деятельности как говорение и  чтение, тем самым проводился контроль усвоенного ранее материала по теме урока. Проверялась степень сформированности общеучебных навыков и умений. На занятии обеспечивалось  восприятие, осознание и систематизация изученного ранее. Вопросы были содержательными и последовательными, что оказывало положительное влияние на качество ответа ученика. Если допускались ошибки в речи учащихся, то они немедленно исправлялись.

Задания на уроке  были направлены на формирование умения самостоятельно применять знания в  различных ситуациях, требующих  творческой деятельности. Например, учащимся предлагалось составить сообщения по теме «США» и рассказать его с помощью карты страны, также школьники описывали достопримечательности США с помощью фотографий. Внимание школьников акцентировалось на главных моментах материала. При помощи таких средств, как наглядность, элемент игры- поддерживался интерес к теме урока. Элемент игры требовал от ребят творческого подхода, так как им нужно было разыграть определенные роли. Вовлекая в беседы слабоуспевающих учеников, нами выяснялась степень понимания материала. Также задавались вопросы, конкретизирующие знания и требующие от учеников самостоятельной мыслительной деятельности, переноса знаний на практику.

Развитие коммуникативных  способностей учащихся было организовано также через творческие задания, такие как составление вопросов, ответов на них, описание наглядных пособий. Учитель обращался к классу с просьбой дополнить или уточнить ответ ученика.

Класс работал  активно. Учащиеся были заинтересованы  в уроке, охотно работали, выполняли  все задания. Эмоциональное состояние учащихся было на высоком уровне. Каждый ученик показывал свои знания и стремился к правильному выполнению заданий.

Творческий подход к уроку  дал положительные результаты, заинтересовал  учащихся. Наблюдалась высокая эффективность работы школьников, был показан хороший результат знаний по теме урока. Учащиеся остались довольны своей работой на уроке и изъявили желание проводить такие уроки чаще.

Информация о работе Нетрадиционные уроки