Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:44, реферат
Цель. Теоретически изучить нравственное воспитание.
Задачи. Актуализировать нравственное воспитание среди подростков.
Изучить понятия нравственности, морали, критерий нравственного воспитания.
Рассмотреть периодизацию развития морального сознания личности.
Введение………………………………………………………………….3
Понятие нравственности………………………………………………...5
Критерии нравственного развития личности…………………………..6
Этапы нравственного развития ребенка (по Л.Колбергу)…………….8
Процесс формирования нравственной личности……………………..11
Ребенок в этом процессе………………………………………………..13
Влияние отношений со сверстниками и взрослыми на нравственность подростка……………………………………………………………….. 15
Заключение……………………………………………………………... 18
Библиография…………………………………………………………... 20
Такую модель предложил Лоренс Колберг. Он продолжил эксперименты Жана Пиаже, в которых выявлялись моральные суждения и этические представления детей разного возраста. Детям предлагалось оценить поступки героев рассказов и обосновать свои суждения. Оказалось, что на разных возрастных этапах дети по-разному решают нравственные проблемы. Например, маленькие дети считают ребенка, случайно разбившего несколько чашек, более виноватым и «более испорченным», чем другого, разбившего только одну чашку, но злонамеренно. Старшие дети, особенно после 9-10 лет, иначе оценивают эту ситуацию, ориентируясь не только на результат действий, но и на мотивы, стоящие за поступком.
Л. Колберг использовал рассказы, содержащие сложные конфликты морального порядка, требующие разрешения. Вот пример одного из таких рассказов и типичные ответы. «Женщине, больной раком, не помогают никакие лекарства. Она просит своего дать ей смертельную дозу снотворного, чтобы избавиться от страданий. Должен ли врач удовлетворить её просьбу?»
Ребенок: Было бы хорошо дать женщине умереть, чтобы избавить её от боли. Но это могло бы быть неприятно её мужу – ведь это не то, что усыпить животное, он же нуждается в своей жене.
Подросток: Врач не имеет на это права. Он не может дать жизнь и не должен её уничтожать.
Взрослый: Умирающая должна иметь свободный выбор. Значение имеет качество жизни, а не сам её факт. Если она считает, что не стоит жить, превратившись просто в нечто живое, но уже не человека, она имеет право выбирать смерть. Людям должна быть предоставлена возможность самим решать, что с ними будет.
Из этих ответов видно, что ребенок исходит из чисто практических соображений, не обращаясь к моральным принципам. Категоричный в своих суждениях подросток рассматривает проблему с точки зрения одного абстрактного принципа – ценности жизни. Позиция взрослого многогранна.
Все
дошкольники и большинство
Процесс
формирования нравственной
личности.
Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия, осуществляемые педагогами и родителями, перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него нравственного опыта, особенностей его индивидуальности. Формируются мотивы поведения, нравственная позиция, в каждой конкретной ситуации ребенок сам осуществляет нравственный выбор своего поступка. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по-разному в зависимости от характера потребностей, интересов личности, ее позиции, особенностей влияния на нее микросреды. Проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка. Точно предсказать, как воспитательное воздействие скажется на развитии личности, нелегко без досконального знания индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Необходимо больше доверять детям, быть с ними искренними, естественными, не допускать фальши, не приукрашивать достижений, не умалять трудностей. Ничто так не разлагает нравственность людей, как фальшь.
Мы приучаем детей к мелочной опеке, и они привыкают к тому, что кто-то за них думает, принимает решения. Они становятся способными на общественно полезную активность только в том случае, если к ней их кто-то побуждает. Эта активность не является собственной, внутренней активностью ребенка. В результате он не умеет организовать себя сам. Ощутив себя вне контроля со стороны взрослых, он становится неуправляемым.
Предоставьте детям необходимую для их развития меру свободы, но там, где есть свобода, должны быть и разумные ограничения. Свобода невозможна без дисциплины. Именно дисциплина требует сознательного выбора правильного, необходимого в данных условиях действия. Смысл дисциплины состоит в том, что человек испытывает потребность всегда поступать в соответствии с долгом, он не может поступать иначе. Дисциплинированный человек согласовывает свои личные стремления со стремлениями коллектива, общества, выбирает правильное поведение, наиболее полезное для общества.
Воспитывайте у детей чувство достоинства, уважения к себе как к человеку честному, порядочному, трудолюбивому. Опасайтесь подорвать репутацию ребенка в его собственных глазах и в глазах коллектива, потому что чувство собственного достоинства – тот нравственный стержень, который не даст человеку опуститься до безнравственных поступков.
Важнейшая задача педагога – сформировать у детей чувство долга, ответственности. Оно – свидетельство сложившейся субъективной позиции личности по отношению к обществу, когда социальные потребности приобретают для человека личностный смысл. Обладая чувством долга, чести, достоинства, человек поступает в соответствии со своими обязанностями без внешнего принуждения. Таким образом и достигается подлинная свобода личности.
Путь нравственного развития таков: от следствия нравственным нормам под руководством учителя, под влиянием коллектива – к самостоятельному следованию этим нормам, от руководства извне – к самостоятельному руководству собственным поведением, от требования извне – к требованию, предъявляемому самому себе. [2]
Детям нужна душевность, чтобы они выросли людьми, умеющими тонко понимать других, а не грубыми и бессердечными. Детям нужна наша твердость и разумная требовательность, чтобы они не выросли безвольными, изнеженными, нежизнеспособными. Детям нужна и строгость и ласка, ведь и то и другое – антиподы равнодушия, и дети чувствуют это.
Как показали исследования, только от 28 до 50% родителей проводят досуг с детьми. И дело тут не в недостатке свободного времени, а в его организации: почти 75% родителей предпочитают тратить свободное время на самообразование, просмотр телепередач, общение с другими семьями. Растет ребенок – и заметно сокращается время его общения с родителями. А между тем дети от класса к классу нуждается во все более содержательном общении.
Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, тем успешнее идет развитие личности ребенка.
Исключительно
важно научить детей
Совершенно
очевидно, что ни один метод и
ни одно средство воздействия не может
абстрактно рассматриваться как заведомо
плохое или хорошее, допустимое или недопустимое,
эффективное, безрезультатное или вредное,
если оно изолируется от всей системы
воздействий, которой подвергается личность,
абстрагируется от конкретных жизненных
условий, в которых применяется. Значит,
воспитатель может и должен влиять на
подростка всеми педагогическими методами
и средствами воздействия на личность,
но не произвольно, а с учетом принципа
педагогической целесообразности и намечающихся
тенденций нравственного развития подростка.
Ребенок
в этом процессе
Ребенок
в любом возрасте не является пассивным
объектом воспитания. Влияния окружающей
среды и специальные
Чем старше становится ребенок, чем больше у него знаний и опыта, тем глубже и разностороннее он осмысливает воздействия, которым подвергается. В подростковом возрасте происходит не только количественное накопление знаний и опыта, но и глубокое качественное изменение обстоятельств жизни и внутреннего мира ребенка. Не случайно этот период жизни называют переходным, переломным и даже критическим, «трудным».
В подростковом возрасте протекает интенсивный процесс физического, социального и морального развития ребенка, происходят глубокие изменения в его организме, сознании, чувствах и поведении. Завершается половое созревание, сопровождающееся расцветом физических сил, энергии и активности, ловкости, выносливости и других качеств, а также пробуждением первых смутных половых влечений и чувства влюбленности. Одновременно у подростков значительно возрастает уровень общего интеллектуального развития не только в связи с физиологическим созреванием центральной нервной системы, но и с овладением научными знаниями в объеме восьмилетней, а к концу периода – и средней школы. У них развивается и заметно повышается способность критически мыслить, более самостоятельно подходить к анализу, обобщению и оценке не только усваиваемых знаний, требований, но и фактов, наблюдаемых в окружающей жизни, а также собственного опыта деятельности и поведения. На основе усвоенных теоретических знаний и жизненных наблюдений у подростков складываются уже определенные идеалы человека, образа его жизни и поведения, в соответствии с которыми они подвергаются критической переоценке, во-первых, себя как личность, свои права и обязанности, свое место и роль в коллективе и, во-вторых, других людей, прежде всего самых близких.
Возросшие физические и интеллектуальные силы и возможности постепенно осознаются подростком. Он стремиться быть похожим на взрослого, занимать приоритетную или по крайней мере равноправную позицию в коллективе сверстников, удовлетворяющую его возросшие притязания на самостоятельность и уважение к себе. В связи с этим у подростков сильно обостряется чувствительность к внешней оценке их деятельности и поведения, особенно – качеств личности, а также тону обращения к ним и характеру предъявляемых требований. Не случайно даже самые послушные и исполнительные дети в подростковом возрасте начинают критически относиться к требованиям и оценочным суждениям учителей, родителей, сверстников, задумываясь над их справедливостью и активно проявлять свое отношение к ним.
У подростков наблюдается повышенный интерес к своей личности: стремление к самопознанию и самооценке, активному самовыражению и самоутверждению в коллективах взрослых и сверстников, особенно в наиболее значимых для них сферах жизни и общения.
Субъективные
ощущения взрослости и самостоятельности
у подростка подкрепляются и стимулируются
изменившимися объективными условиями
его жизни. [7]
ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ
НА
НРАВСТВЕННОСТЬ ПОДРОСТКА
У подростка переход отношений типа «взрослый – ребенок» к отношению «взрослый – взрослый» является становлением способа его социального взаимодействия с другими людьми. В связи с этим переходом подросток овладевает новыми этическими нормами поведения, что является важным условием формирования его морального мировоззрения. Жизнь по системе норм и правил поведения, существующей для взрослых, позволяет подростку научиться думать, действовать в более сложных жизненных ситуациях, принимать в них самостоятельные правильные этические решения. Конфликты же подростка со взрослыми людьми и особенно с родителями объясняются часто не тем, что подросток плохо относится к тому или иному человеку, а тем, что он не приемлет «мораль послушания», предъявляемую взрослыми, не учитывающими противоречий этого возраста. В этом отношении показателен пример, когда пятиклассница, хорошо успевающая по всем предметам, дисциплинированная девочка, постоянно грубила матери. Как выяснилось, девочка не могла спокойно реагировать на то, что вечером мама всегда задавала ей один и тот же вопрос: выучены ли уроки – и просила дочь показать ей тетради. Как давление на их самостоятельность рассматривают подростки категоричность в требовании взрослых, назидательные беседы, отвечая грубостью, протестом, открытым или сдержанным упрямством. Подростку импонирует дружеский тон, уважительное и доверительное отношение к нему. Очень важно также учитывать и то, что, стремясь быть взрослыми, многие подростки еще не осознают всей ответственности, которая лежит на взрослом человеке. Быть взрослым для них значит лишь быть свободным от опеки, от требований, быть независимым, распоряжаться собой. Особенно обостренно это желание у старших подростков.
Конфликты между взрослыми людьми и подростками могут принять хронический характер. Это несет за собой самые неблагоприятные последствия, делая негативизм школьника устойчивым, способствуя развитию приспособительных форм поведения. Вместе с тем трудности в общении подростка со взрослыми могут появиться и в случае панибратских отношений, следствием чего является снижение авторитета взрослого в глазах подростка, а соответственно и исчезновение возможности предъявлять к ребенку какие-либо требования. Последнее часто встречается в семьях, где подростку все позволяется. Именно в таких семьях чаще всего вырастают нравственные уроды, правонарушители.