Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования: выявление состояния нравственных качеств дошкольников и организация работы по формированию положительных нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом цели исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы данной проблемы.
Выявить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Составить программу работы с детьми по формированию нравственных качеств, апробировать ее.
Проверить эффективность данной программы.
Введение…………………………………………………………….…..…..3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
дошкольников……………………………………………………………...….6
История развития вопроса………………………………….6
Нравственное воспитание детей дошкольного
возраста ………………………………………….………..…8
1.3. Методы нравственного воспитания дошкольников…...…12
Глава 2. Опытно-педагогическая работа
2.1. Изучение сформированности нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста……………………..18
2.2. Разработка программы по формированию у детей
старшего дошкольного возраста положительных
нравственных качеств………………………………………....22
2.3. Анализ результатов проделанной работы…………………....28
Заключение………………………………………………………………...……..30
Библиография…………………………………………………………………….31
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом будет играть в ней ведущую роль, в третьем - принес необходимый для нее материал, в четвертом - станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их обучения правильному поведению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость. Для достижения наилучших результатов нравственного воспитания, с целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры используются следующие методы:
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
посещения педагогом семей своих воспитанников;
дни открытых дверей;
папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс нравственного становления личности длителен и сложен. Сформированные в период дошкольного детства нравственные качества требуют постоянного закрепления. А для этого ребенок должен накапливать опыт нравственного поведения не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в семье.
Глава 2. Опытно-педагогическая работа
2.1. Изучение сформированности нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста
Как уже отмечалось ранее, данное научное исследование посвящено проблеме воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Данная научная работа проводилась в детском саду «Ромашка» станицы Ирклиевской. Испытуемые были дети старшей группы. Всего в работе было задействовано 15 детей и их родители.
При написании курсовой работы учитывались этапы научного исследования:
Изучение проблемы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста проводилось в три этапа.
Первым этапом работы явилось анкетирование родителей по выявлению знаний о сформированности положительных нравственных качеств у детей.
Цель: выяснить содержание нравственного воспитания в семье и участие родителей в формировании положительных качеств.
В анкетировании участвовало 15 родителей. Были предложены анкеты со следующими вопросами:
Анализ результатов анкетирования показал, что из 15 родителей 6 не уделяют достаточно внимания формированию нравственных качеств. Так, например, родители Никиты Г., Даши Д., Насти С., Вани Б. на вопрос: «Как влияет книга на нравственное воспитание вашего ребенка?» ограничились кратким ответом: «Не знаю», или ставили прочерк. А родители Кирилла К. и Юли Б. ответили, что их ребенок предпочитает смотреть телевизор. На девятый вопрос 8 родителей ответили, что выделяют у детей такие негативные качества как упрямство, капризы, проступки. Родители Вани Б., и Ани Л. выделили такое
Также можно отметить, что только 9 родителей из 15 серьезно относятся к формированию нравственных качеств своих детей. Они считают важными качествами доброту, честность, отзывчивость, трудолюбие и воспитывают их у детей. На вопрос: «Какие нравственные качества вы считаете наиболее важными?» родители Вани И., Светы К., Виты К. и др. ответили – честность.
Анализируя ответы родителей, пришли к выводу, что уровень сформированности нравственных качеств у Никиты Г., Даши Д. не соответствует требованиям программы.
Вторым этапом работы явилась беседа с детьми по выявлению положительных нравственных качеств.
В ходе беседы детям были заданы следующие вопросы:
В ходе беседы Даша Л., Дима П., Юля Р., Никита Г. давали положительные ответы. Так, например, на вопрос: «Что такое ложь?» дети отвечали: «Ложь – это плохой поступок»». Это свидетельствует о том, что дети понимают, что обманывать нельзя. На вопрос: «Ты с удовольствием делишься игрушками с друзьями?» все дети ответили: «Да». Это говорит о том. Что дети выполняют такую нравственную норму как доброта, взаимовыручка, и лишь Лиза М. Ваня Б.ответила: «Нет, они их сломают», она чего-то боится. При ответе на вопрос: «Ты всегда стараешься говорить правду??» Андрей К., Даша М., Антон З. ответили: «Да». Это говорит о том, что они никогда не лгут. На вопрос, почему дети обманывают Даша М., Дима П. Ира П. ответили, они боятся наказания.
Исходя из результатов беседы с детьми, можно сделать вывод, что дети ознакомлены с нравственными нормами поведения. Они доброжелательно и с состраданием относятся друг к другу, помогают в трудную минуту. Результаты беседы занесены в таблицу № 1 (см приложение).
После беседы детям были предложены следующие ситуации, которые необходимо было закончить и ответить на поставленные вопросы. Этот этап явился третьим по выявлению умения детей вести себя в различных ситуациях.
Что ответила Маша? Почему?
Необходимо отметить, что, разрешая ситуацию, дети при правильном ответе ссылались на требования взрослого, выполняя норму только под его контролем («Мама говорит, что надо делиться»). Дети ссылались на описанную в рассказе ситуацию, но не понимали смысл общественного содержания нормы (« Я успокою друга, предложу свою помощь») Также при правильном ответе дети ссылались на нравственное качество или норму, которые превратились в мотив поведения («Жадничать нельзя, надо делиться»). Здесь можно говорить о формировании сознательной, а не стихийной нравственности, ведь ребенок выполняет общественную норму, потому что иначе поступить не может, то есть исходит из своей внутренней потребности.
При ответе дети ссылаются на свои интересы и желания («Я признался бы честно потому, что мама будет ругать за ложь»); Особо выделяются попытки найти компромиссное решение («Мы будем играть вместе»). Ответы детей занесены в таблицу № 2 (см приложение).
При ответах на вопросы, поставленные в конце каждой ситуации, ребенок уточнил, почему он именно так закончил ситуацию и именно так ответил на поставленный вопрос. Из всего этого мы видим, что дети не только знакомы с нормами нравственного поведения, но и осознанно руководствуются ими. Мы убедились, что дети четко формулируют нормы поведения, то есть мы видим, что на словах дети знают, как поступать, хотя в поведении легко нарушают правила. Значит, дети недостаточно осознают важность соблюдения правил культуры поведения. При решении конфликтных ситуаций дети по-разному мотивируют свои ответы. Чаще всего дети ссылались на нравственное качество или норму.
Таким образом, на основе результатов проведенной диагностической работы мы пришли к выводу, что дети не всегда руководствуются понятиями: доброта, помощь, взаимовыручка, честность, отзывчивость. Они нечетко разграничивают понятия «можно», «нельзя», значит и способы придерживаться норм поведения и этот уровень не соответствует нравственному реализму. Родители испытывают трудности в формировании нравственных качеств у детей.
2.2. Разработка
программы по формированию у
детей старшего дошкольного
На основе проведенной диагностической работы по выявлению уровня сформированности положительных нравственных качеств нами разработана серия занятий
Данная программа прошла апробацию в старшей группе МДОУ №26 «Ромашка». Она предполагала проведение серии занятий с детьми.
Занятие 1. «Как вы понимаете слова «доброта», «дружба»,
«взаимовыручка», отзывчивость».
Программное содержание:
Это занятие способствовало воспитанию культуры поведения, взаимовыручки, доброжелательности.
Занятие 2.«Изучим правила вежливости»
(беседа с отдельными детьми).
Программное содержание:
Эта беседа помогла детям усвоить ряд правил культурного поведения.
В работе использовали и чтение произведений художественной литературы, так как, благодаря которым, дети усваивают нормы и правила культурного поведения и стараются подражать положительным героям, учатся правильно оценивать, анализировать поступки героев и свои поступки.
Итак, проведенная работа показала, что у детей можно воспитать культуру поведения, если педагог знает методику работы и сам является примером для детей.
Занятие 3 «О фантазерах и лгунишках»
Программное содержание:
Это занятие помогло детям разобраться в том, что существует фантазия и ложь. В работе использовали чтение произведения Б. Носова «Фантазеры». Ребята поняли, что фантазия для смеха, безобидна, а обман – чтобы скрыть правду. Детям предлагается проиграть ситуации.
Дети одеваются на утренник. Ира не может нарядиться, так как мама лежит в больнице, подходит Даша и говорит: «Ты как Золушка на балу среди принцев и принцесс». Ира плачет.
В результате обсуждения пришли к выводу, что иногда правда бывает злой
Что нельзя человеку с увечьем говорить о его увечье, а человеку с горем — о его горе.
Занятие 4 «Учитесь быть щедрыми»
Программное содержание:
Расширить представления детей о таком нравственном качестве, как щедрость; учить анализировать поступки других (на примере сказочных героев); познакомить детей с правилами щедрости; воспитывать желание делиться с окружающими.
После проведения данного
занятия у детей
Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ