Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования: выявление состояния нравственных качеств дошкольников и организация работы по формированию положительных нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом цели исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы данной проблемы.
Выявить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Составить программу работы с детьми по формированию нравственных качеств, апробировать ее.
Проверить эффективность данной программы.
Введение…………………………………………………………….…..…..3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
дошкольников……………………………………………………………...….6
История развития вопроса………………………………….6
Нравственное воспитание детей дошкольного
возраста ………………………………………….………..…8
1.3. Методы нравственного воспитания дошкольников…...…12
Глава 2. Опытно-педагогическая работа
2.1. Изучение сформированности нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста……………………..18
2.2. Разработка программы по формированию у детей
старшего дошкольного возраста положительных
нравственных качеств………………………………………....22
2.3. Анализ результатов проделанной работы…………………....28
Заключение………………………………………………………………...……..30
Библиография…………………………………………………………………….31
Занятие № 5 «Это просто хвастунишки»
Программные задачи:
Расширять представления детей о таком нравственном качестве, как скромность; Научить детей различать хвастовство и шутку – преувеличение; подвести к пониманию, что зазнаваться и хвастаться нельзя, а шутить можно.
Это занятие помогло детям расширить представления о скромности, зазнайстве и хвастовстве. Благодаря этому занятию дети сделали вывод, что хвастаться нельзя. Детям было наглядно показано, почему люди ценят скромные поступки и как можно правильно и в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна.
Параллельно с работой с детьми мы проводили и работу с родителями. Ее основная цель: помочь родителям в формировании нравственных качеств у детей в условиях детского сада и семьи.
Программа работы с родителями:
Консультация для родителей.
Тема: «Воспитание честности и деликатности».
Цель: Познакомить родителей с содержанием воспитания «честности» и «деликатности», показать необходимость воспитания положительных нравственных качеств в дошкольном возрасте.
Цель: Помочь родителям в воспитании у детей честности и порядочности.
3. Рекомендации: Что делать, если ребенок жадничает?
Цель: Помочь родителям правильно скорректировать свое поведение и помочь своему ребенку.
Цель: Помочь родителям выбрать верную модель поведения в воспитании своего ребенка.
Сначала в работе с родителями была проведена консультация на тему: «Воспитание честности и деликатности у детей дошкольного возраста». Родителям был предложен материал о том, что одно из важных качеств личности, начало, которого закладывается в дошкольном детстве – честность. Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы: сказать или не сказать, что это он порвал книжку, разбил тарелку? Родителям нужно видеть эту внутреннюю борьбу и осторожно, неназойливо укреплять его в принятии нравственного решения.
Уже на пятом году жизни
дети способны проявлять такое
нравственное качество, как деликатность.
Было рассказано, как сформировать
это положительное
Следующим этапом работы была подборка материала и оформление папки-передвижки на тему: «Нравственное воспитание детей». В ней родителям были предложены общие правила родительского поведения, способствующие профилактике негативных нравственных образований у детей, слова, которые важны для нравственного развития ребенка, пословицы и поговорки о нравственных качествах, прочтите своим детям. Родителям была предложена литература для чтения детям, которая поможет закрепить знания о положительных нравственных качествах. Здесь же были изложены правила вежливости и правила деликатности,
Папка-передвижка предлагалась всем родителям для ознакомления с ее содержанием в домашних условиях. Родители остались довольны содержанием папки, смогли взять для себя полезные советы и рекомендации. Родители Юли Б., Димы П., и Даши Л. ознакомились с содержанием папки в детском саду, задавали вопросы, делали выписки.
В результате проведения этой консультации можно сделать вывод, что родители многих детей были достаточно ознакомлены с предложенным материалом, задавали вопросы, делали свои выводы, заключения.
Затем родителям были предложены рекомендации на тему: «Если ваш ребенок говорит неправду» здесь были предложены конкретные модели поведения родителей в случае, если ребенок обманывает, также были выделены моменты, на которые родителям необходимо обратить внимание.
В родительском уголке были размещены: памятки – рекомендации «Что делать, если ваш ребенок жадничает», «Что делать, если ваш ребенок хвастается перед другими». В данных рекомендациях родителям были предложено корректировать не только поведение ребенка, но и пересмотреть в некоторых случаях подход в воспитании и в общении с ребенком.
При ознакомлении с материалом уголка многие родители сделали для себя определенные выводы, и решили пересмотреть свое отношение к воспитанию своих детей. В памятке «Воспитание добрых чувств у дошкольников» родителям были предложены специальные проблемные ситуации, при решении которых происходит, пусть в теоретическом плане, постоянное упражнение в добрых поступках.
Таким образом, нами была разработана и проведена достаточно обширная работа по воспитанию нравственных качеств у детей. Проведенная работа помогла многим родителям изменить свое мнение о воспитании детей, прийти к выводу о необходимости уделять своим детям больше внимания, проводить вместе с ними больше времени, что непременно приведет к положительным результатам в нравственном и всестороннем воспитании подрастающего поколения. Благодаря тому, что работа велась в двух направлениях: работа с детьми в детском саду и работа с родителями, мы смогли добиться единство требований, дома и в детском саду. Данная программа подтвердила свою эффективность.
Анализ результатов проделанной работы показал, что у детей группы произошли изменения в поведении. Дети научились разрешать различные конфликты, возникающие в коллективе. Они научились оказывать помощь товарищам; дети стали более правдивыми; ребята научились различать хвастовство, шутку-преувеличение; у детей расширись представления о щедрости; действия детей приобрели обдуманность; у детей сформировались такие качества как вежливость, деликатность, предупредительность; у них ярче стали проявляться волевые усилия; они стали добрее.
Мы считаем, что положительных результатов добилась в процессе систематического, целенаправленного воздействия на детей совместно с родителями. Чтобы дети понимали, почему нужно выполнять правила поведения, необходимо чаще обращаться к наглядным действиям, игровым приемам, личному примеру, систематически проводить с детьми беседы на этические темы, так как они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря таким беседам появляется возможность на конкретных примерах показать, что содержит в себе понятие культуры. С помощью таких бесед можно ставить детей перед выбором поступка.
Также эффективны в работе наблюдения. Они позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в усвоении навыков культуры поведения.
У детей старшего дошкольного возраста необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых, установленным порядкам поведения. В своих поступках дети должны следовать примеру хороших людей, положительных персонажей известных художественных произведений.
В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.
Поэтому воспитатели и родители должны уделять данному вопросу большое внимание, так как дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогает воспитывать такие стороны как способность подчиняться требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, послушание и самоконтроль.
А.С. Макаренко утверждал, что культура поведения должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Для этого в дошкольных учреждениях вся работа должна быть направлена на формирование у детей таких правил поведения, как:
Воспитатели должны разнообразить формы работы с детьми, предлагая им решение педагогических ситуаций на этические темы, чтение художественных произведений, проведение этических бесед и дидактических игр.
Эту работу нужно проводить совместно с родителями, и тогда проблема воспитания культуры поведения у подрастающего поколения будет решена. И как не привести высказывание В. Паскаля: «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Поэтому самое важное, что должны сделать взрослые – это научить этому своих воспитанников.
Таким образом, проделанная работа позволяет сделать вывод о необходимости систематической, целенаправленной работы в ДОУ и семье по нравственному воспитанию детей.
Заключение
В воспитании современных детей, которым предстоит жить в новом двадцать первом веке, существует много проблем. Каждый воспитатель хочет вести за собой детей по правильному пути, пытается предотвратить ошибки своего воспитанника. Всем известна простая истина, что перевоспитать труднее, чем воспитать. Поэтому, воспитывая детей, педагог направляет свои усилия на формирование у них культуры поведения.
Воспитатель дошкольного учреждения – постоянный и наиболее близко стоящий к ребенку союзник родителей. Владея педагогическими умениями, обладая знанием закономерностей психического развития дошкольников, учитывая условия семейного воспитания, он способен вместе с родителями осуществить гармоничное развитие ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста показал, что психологи и педагоги, как отечественные, так и зарубежные, отмечают всю важность нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
Результаты опытно-педагогической работы позволили нам сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста способны освоить нравственные представления и нормы поведения в результате специального обучения. Результаты опытно-педагогической работы свидетельствуют об эффективности разработанной программы формирования осознанного поведения старших дошкольников и подтверждают необходимость систематической, целенаправленной работы ДОУ и семьи в этом направлении.
Список литературы:
2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М., 1993.
3. Владимировский В. Все начинается с детства. – Минск, Вышейшая школа, 1989.
4. Воспитатели и родители: Из опыта работы /Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова.-М., 1985.
5. Детский сад и семья / Под ред. В.К. Котырло, С.А. Ладывир. - Киев, 1984.
6. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. - М., 1981.
7. Загик Л.В., Кулешова Т.А. Воспитателю о работе с семьей. – М., Просвещение, 1989.
8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1990.
9. Каплан Л.И. Воспитание навыков и привычек у детей. – М., Медицина, 1967.
10. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., Просвещение, 1981.
11. Козлова С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М., 1988.
12. Курбатова Р.А. За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и семье. – М., Просвещение, 1982.
13. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду. – М., Просвещение, 1978.
14. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М., 1994.
15. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М., 1997.
16. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М., Просвещение, 1987.
17. Островская Л.Ф. Почему ребенок не слушается. – М., Просвещение, 1982.
18. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1986.
19. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981.
20. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада с семьей. - Ярославль, 1991.
21. Спиваковский А.С. Как быть родителями (О психологии родительской любви).-М., 1986.
22. Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. – Киев, Радянська школа, 1985.
23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
24. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. – Харьков, Фолио, Санкт-Петербург, Кристалл, 1996.
25. Фромм А. Азбука для родителей. – Лениздат, 1991.
26. Хрипкова А.Г., Запорожец А.В. Мир детства. – М., Просвещение, 1987.
27. Шакуров Р.Х. Человек формируется с детства. – 1972.
28. Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. Дошкольная педагогика. – М., Просвещение, 1986.
29. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1984.,
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ