Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление состояния нравственных качеств дошкольников и организация работы по формированию положительных нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом цели исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы данной проблемы.
Выявить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Составить программу работы с детьми по формированию нравственных качеств, апробировать ее.
Проверить эффективность данной программы.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..…..3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
дошкольников……………………………………………………………...….6
История развития вопроса………………………………….6
Нравственное воспитание детей дошкольного
возраста ………………………………………….………..…8
1.3. Методы нравственного воспитания дошкольников…...…12

Глава 2. Опытно-педагогическая работа

2.1. Изучение сформированности нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста……………………..18
2.2. Разработка программы по формированию у детей
старшего дошкольного возраста положительных
нравственных качеств………………………………………....22
2.3. Анализ результатов проделанной работы…………………....28
Заключение………………………………………………………………...……..30
Библиография…………………………………………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Наташа.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Лена: Доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Воспитатель: А прощаясь?

Лена:   Сказать можно не только «до свидания», но и «всего доброго».

Воспитатель: Вова, ты знаешь слова-помощники?

Вова: Нет.

Воспитатель: Лена, напомни Вове эти слова.

Лена: Пожалуйста, благодарю, извините.

Воспитатель: Их совсем нетрудно запомнить. Вова, повтори. (Вова повторяет.) Лена, ты очень хорошо запомнила правила поведения. Расскажи Вове, как надо поступать, если встретишь знакомых взрослых или товарищей.

Лена: Надо здороваться со взрослыми людьми или детьми. За руку здороваются только взрослые. Нельзя кричать через улицу свое приветствие, это не вежливо. Если воспитатель твоей группы стоит не один, то надо всем сказать «здравствуйте».

Воспитатель: Спасибо, Лена, теперь и Вова научится правильно себя вести.

 

Занятие № 3. О фантазерах и лгунишках

Программные задачи:научить детей различать обман и выдумку, фантазию, подвести к пониманию, что обманы всегда раскрываются и приводят к печальному итогу. Развить стремление к правдивости и такту.

Словарь: фантазия, фантазеры, ложь, мечта.

Предварительная работа: чтение произведения Б. Носова «Фантазеры» и нескольких сказок.

Материалы: фланелеграф, картинки с открытым лицом и неприятным.

Ход занятия.

 

Педагог. Мне приятно вам сказать, что вы выросли и многое понимаете и мы с вами о многом говорим как друзья, как взрослые люди. Поговорим сегодня о том, откуда берутся обман, ложь.

Мы прочитали с вами рассказ, который называется «Фантазеры». Скажите, где обман, а где выдумка, фантазия? Чем они отличаются? (Фантазия для смеха, безобидна, обман — чтобы скрыть правду, спрятать правду, это зло.)

Кто такие фантазеры? Над ними можно смеяться? Нет, потому что они, как писатели, сочиняют. Но над тем, что рассказывают, можно, если смешно.

А у вас в группе есть фантазеры? Расскажите о них. Не называй фантазера обманщиком. Нельзя придумывать про других детей группы небылицы, это некрасиво, они могут обидеться.

Фантазеры (выдумщики) должны объяснить: «Это я придумал, чтобы было интересно или смешно».

А сейчас я предлагаю вам поговорить о лжи. Что такое ложь, обман, вранье?

Мальчик нечаянно разбил вазу и не признался. Почему?

Да, обман всегда брат страху, но вы теперь большие и сами можете выбирать, сказать ли правду.

Сказать сразу и попросить прощения — поругают, накажут, но тебе станет легче.

Обмануть, соврать — тебе долго будет плохо, потом все равно узнают, тогда рассердятся сильнее и накажут. Да еще и взрослым будет долго плохо: неприятно, что у них такой ребенок — обманщик, лгун.

Ребята, скажите, а как взрослые узнают правду? Почему говорят: «Я вижу, что ты говоришь неправду».

Для демонстрации можно использовать фланелеграф и два лица: одно — открытый взгляд, второе — неприятное, или фотографии.

Человек краснеет, не спокоен, руки прячет, не смотрит в глаза, глаза «бегают». Почему? (Он боится, что увидят ложь, обман, вранье.)

Так откуда же берется обман? (От страха.)

Так чему нужно учиться, если ты уже в старшей группе?

(Смелости говорить  правду.)

Детям предлагается проиграть ситуации.

Дети одеваются на утренник. Ира не может нарядиться, так как мама лежит в больнице подходит Даша и говорит: «Ты как Золушка на балу среди принцев и принцесс». Ира плачет.

Даша сказала правду?

Значит, есть правда, которую нельзя говорить?

Когда? Кому? Почему? (Да, человеку с увечьем— о его увечье, человеку с горем — о его горе.)

Какие же правила мы для себя выберем?

  1. Не трусить, если что-то натворил — говорить сразу.
  2. Не называть лгуном и обманщиком фантазера.
  3. Никогда не выдумывать про друзей.
  4. Не говорить обидную правду, если человеку и так плохо.

Просит повторить правила шепотом, вслух и громко.Предлагает записать правила и вывесить в раздевалке. Пусть родители увидят, какие хорошие правила вы придумали сегодня.

Занятие 4. Учитесь быть щедрыми

Программные задачи: расширять представление детей о таком нравственном качестве, как щедрость; учить анализировать поступки других (на примере сказочных героев); познакомить детей с правилами щедрости; воспитывать желание делиться с окружающими.

Словарь:Щедрость.

Материалы: маски оленёнка и мышки, несколько ярких игрушек, школьные принадлежности.

Ход занятия

I. Чтение стихотворения  Я.Л. Акима «Жадина»

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке,

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любой безделицей в классе

Ни с кем ни за что не поделится —

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище — жадина!

Жадину я ни о чем не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

Поэтому честно, ребята, скажу —

С жадинами я никогда не дружу!

Вопросы для анализа:

Хорошо ли ведет себя Жадина?

Почему Жадина не может ничем поделиться?

Почему из Жадины не выйдет друга хорошего?

Вы бы хотели подружиться с Жадиной, пригласить его в гости? Почему?

Надо ли в жизни учиться быть щедрым? Почему?

Педагог подводит детей к мысли, как важно в жизни не быть

жадным, это не красиво. Жадному человеку всегда всего мало. Он заботится только о себе. Люди перестают уважать человека, который жадничает.

Чтение рассказа -«Банка сгущенки»

Жили два брата — Дима и Витя. Однажды вечером мама принесла баночку сгущенки и сказала сыновьям, что уже поздно и лучше ее открыть утром за завтраком. Дима уговаривал маму открыть вечером, но мама не соглашалась. Ночью, когда Витя спал, Дима проснулся и съел всю банку сгущенки. Утром мама заметила, что банки нет. Она отправилась в спальную комнату и сказала только что проснувшимся мальчикам: «Вероятно, у нас ночью завелась мышка-норушка, серенькое брюшко и съела сгущенку вместе с железной банкой». Очень расстроился Витя, а Дима слегка усмехнулся. Мама ушла на работу. Спустя время у Димы разболелся живот, Витя ему принес таблетку, ухаживал за братом, рассказывал сказки. Диме стало стыдно, и он признался брату, что ночью съел банку сгущенки. Витя не обиделся, а просто сказал: «Будешь жадничать — будешь болеть!»

Вопросы для анализа:

Почему мама не разрешила на ночь есть сгущенку?

Догадалась ли она утром о случившемся?

Почему Дима признался брату, что съел сгущенку?

Кто вам из мальчиков больше понравился?

Можно ли назвать Диму жадным?

Правильно ли поступил Витя?

Какие советы вы бы дали Диме?

Педагог подводит детей к мысли, что в жизни не нужно жадничать, это ни к чему хорошему не приведет.

Чтение и анализ пословиц

У русского народа много пословиц, в том числе и характеризующих жадность. В них коротко говорится о хороших и плохих поступках людей. Детям предлагают задуматься, почему так говорят в народе:

  • Много захочешь — последнее потеряешь.
  • Много желать — добра не видать.
  • Жадность — всякому горю начало.

Практическое задание: «Глупая мышка»

Мышка гуляла в лесу и встретила олененка с золотыми рожками.

  • Подари мне свои рога, — попросила мышка.
  • Зачем мышке золотые рога? Они тебе мешать будут!
  • Жадина ты! Жадина, — дразнит олененка мышка.
  • Я не жадина! — ответил олененок и отдал мышке свои рога. Мышка обрадовалась, побежала показывать золотые рожки.

Она так торопилась, что даже «спасибо» не сказала, а увидев подружек, стала хвастать:

  • Я красивее вас, я самая богатая, не буду дружить с вами, серыми. Вдруг из кустов выпрыгнул кот. Мыши быстро разбежались

по норкам, а мышка с золотыми рожками застряла у входа в норку. И кот ее съел. Задание

    1. Проиграйте ситуацию.
    2. Дайте оценку происходящему.
    3. Поясните, почему мышка оказалась глупой.
    4. Можно назвать олененка жадным?
      1. Что необходимо делать, чтобы не быть жадным?

Дети предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос. Педагог обобщает сказанное и знакомит с правилами:

        1. Старайтесь всегда делиться с родными, близкими, друзьями.
        2. Если не можешь поделиться, поясни почему, возможно, есть на то серьезная причина.
        3. Играя, делитесь с товарищем так, чтобы не стараться взять себе самое лучшее.
        4. Никогда не следует говорить всем о том, что ты поделился с кем-нибудь.
        5. Жадность любит все считать. Если будете считать, причитать, жалеть, что отдали что-либо, никогда от нее не избавитесь.

Педагог поясняет детям, почему так важно в жизни выполнять эти правила, в чем их основной смысл, и предлагает заучить следующие слова:

Ничего на свете нет, Что нельзя поделить, И поэтому не стоит Жадиною быть.

      1. Разыгрывание и анализ ситуации

Педагог предлагает для размышления такую ситуацию: Д и м а: Я забыл дома ручку. Дай мне, пожалуйста. Снежана: У меня нет лишней ручки, вдруг у меня паста закончится.

А н ж е л а: У меня есть лишняя ручка, возьми, пожалуйста.

Поясните, кто из детей оказался добрым и не жадным.

Какие чувства у вас вызвала Снежана своим поступком?

Следует ли так поступать?

Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Поясните, хорошо или плохо быть щедрым.

Упражнение «Мне не жалко...»

Детям предлагают парами подходить к столу, на котором находятся яркие и привлекательные игрушки (школьные принадлежности). Каждый ребенок выбирает наиболее понравившуюся игрушку и дает ее другому ребенку со словами: «Мне совсем не жалко дать тебе... (например, вот этот конструктор)».

Подведение итогов занятия

Педагог побуждает детей к щедрым поступкам в общении с окружающими, а также напоминает о том, что щедрые поступки — это поступки красивые, добрые, они всегда положительно оцениваются окружающими людьми.

Занятие 5.  «Это просто хвастунишки»

Программные задачи: научить детей различать хвастовство и шутку — преувеличение; подвести к пониманию, что зазнаваться и хвастаться нельзя, а шутить можно; развить умение в корректной форме высказать порицание в адрес хвастуна.

Словарь: Зазнайство, «Якать», Задаваки, задиры.

Материал :колпаки для клоунов, Магнитофон, фланелеграф.

Ход занятия

Вступительная беседа

Педагог поясняет детям, что хвастовство и зазнайство отличаются от шутки-преувеличения. Поступок зазнайки, хвастуна — это поступок некрасивый, он не вызывает уважение у окружающих. Хвастун — «выскочка» постоянно много о себе воображает, задирает нос, любит «якать». А вот, например, хвастуны-клоуны хотят людей рассмешить, чтобы всем было весело, радостно. И людям нравятся их шутки-преувеличения, они с удовольствием слушают этих задир, задавак и ласково называют их хвастунишками.

Педагог предлагает детям вспомнить выступления клоунов, которые они видели по телевизору или в настоящем цирке, рассказать об их шутках. (Используя видеоматериалы, можно показать, как им удается рассмешить зрителей.)

Дети усваивают основные правила для слушателей «просто хвастунишек»:

а) можно смеяться, если смешно;

б) не называть хвастуном, зазнайкой.

Конкурс клоунов-хвастунов

Дети поочередно хвастаются, например, так: «А у меня настоящая новая машина, я на ней приехал в детский сад», «Я сегодня летала на Луну», «А у меня вчера в гостях была Пугачева», «А я вчера съел ящик мороженого», «А мне робота настоящего купили, он ростом, как папа» и т.д.

Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ