Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования: выявление состояния нравственных качеств дошкольников и организация работы по формированию положительных нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом цели исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы данной проблемы.
Выявить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Составить программу работы с детьми по формированию нравственных качеств, апробировать ее.
Проверить эффективность данной программы.
Введение…………………………………………………………….…..…..3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
дошкольников……………………………………………………………...….6
История развития вопроса………………………………….6
Нравственное воспитание детей дошкольного
возраста ………………………………………….………..…8
1.3. Методы нравственного воспитания дошкольников…...…12
Глава 2. Опытно-педагогическая работа
2.1. Изучение сформированности нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста……………………..18
2.2. Разработка программы по формированию у детей
старшего дошкольного возраста положительных
нравственных качеств………………………………………....22
2.3. Анализ результатов проделанной работы…………………....28
Заключение………………………………………………………………...……..30
Библиография…………………………………………………………………….31
Сначала дети хвастаются собой, потом — соседом (другом, братом или сестрой). После того как дети похвастаются, педагог предлагает подумать, действительно ли они хвастались или кто-то говорил правду?
Выигрывает тот, кто проявляет творчество, оригинальность, активность в своих шутках-преувеличениях.
Этюд «Веселый клоун»
С помощью считалки выбирают клоуна. Клоун при помощи мимики и жестов под веселую музыку старается развеселить ребят. Дети повторяют вслед за ним движения. Например: показывают длинный нос, как у Буратино; изображают смешное лицо, как у обезьянки; вертят хвостиками, как утята, и прочее.
Педагог подводит итог, что ребята умеют веселиться, из них могут получиться веселые клоуны.
Анализ ситуации
Ситуация 1. Мальчик: Я очень хочу быть главным министром,Большим бизнесменом, а может, артистом. Чего я достигну, пока я не знаю, Я не хвалюсь, я всего лишь мечтаю!
Ситуация 2. Рассуждения детей 3,5 лет: «Я вырасту и буду большим, как дерево». Второй продолжает: «А я — как дом!»
Педагог задает вопрос, можно ли назвать этих детей (ситуация № 1,2) хвастунами, зазнайками.
Обобщая ответы детей, он поясняет, что в данных ситуациях мы не называем детей хвастунами, зазнайками. Мальчик «просто мечтает», а малышей стыдить даже смешно: они еще маленькие и понять не могут, что человек не может быть ростом с дом или дерево.
Чтение рассказа «Хвастливый кубик»
Жил в красивом ящике конструктор, и все' детали всегда дружили между собой. Но однажды красный кубик сказал, что он — самая главная, самая красивая деталь, кто бы из детей что ни конструировал, всегда его берут. Жители конструктора попытались возразить кубику, но тот был категоричен: «Если не верите, давайте убедимся. Я вполне могу жить один!» И ушел от них.
Утром дети взяли конструктор и начали играть, а о кубике никто даже не вспомнил. Кубик день ждал, другой и через три дня не выдержал и вернулся. Стыдно было, он на всю жизнь запомнит, что хвастаться не хорошо.
Вопросы для анализа:
Прав ли был кубик?
Действительно ли он являлся главной деталью конструктора?
Почему рассказ называется «хвастливый кубик»?
Быть хвастливым — это хорошо или плохо?
«Поступки хвастунов»
Педагог предлагает продолжить рассказы. Рассказ 1. Дима вынес на улицу мандарины, к нему подошли ребята. И Дима сказал... Вопросы для анализа:
Почему Дима вынес на улицу мандарины?
Как лучше следовало поступить?
Понравился ли вам поступок Димы?
Рассказ 2. Мальчик Сережа громко выкрикивал слова: Если только захочу, Я тебя за хвост схвачу, Кулаком ударю в бок, Вырву шерсти целый клок — Убежит в испуге дог! Услышал дог такие слова, разозлился, зарычал, выбежал и... Вопросы для анализа:
Понравился ли вам поступок Сережи?
Почему рассердился пес?
Хорошо ли хвастаться, громко дразнить собаку?
Захочет ли дог дружить с таким мальчиком? Рассказ 3. Анжелике купили новую большую красивую куклу. Девочка сразу выбежала на улицу, стала громко кричать, хвастаться: «У меня самая красивая кукла, ни у кого такой нет! Она моя! Никому не дам! А у вас такой нет!» Когда остановилась, то увидела...
Вопросы для анализа
Правильно ли поступила Анжелика?
Вам хочется иметь такую подругу? Почему?
Как девочке необходимо было поступить в данной ситуации?
Подведение итогов занятия
Что вы нового узнали на занятии? Что запомнили?
Чем отличаются хвастуны от «просто хвастунишек»?
Как люди относятся к хвастунам и «просто хвастунишкам»?
Консультация для родителей на тему:
«Воспитание честности и деликатности у детей дошкольного возраста».
Одно из важных качеств личности, начало, которого закладывается в дошкольном возрасте, - честность. Мы вправе и можем ожидать от ребенка правдивых поступков, и правдивого признания в собственном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости успешнее осуществляется в условиях справедливых требований.
Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы: сказать или не сказать, что это он порвал книжку, разбил тарелку?
Если промолчать, то может быть, никто не узнает, а сказать – будут упрекать. Вот здесь то проявляется формирующийся характер. Что победит – трусость или правдивость.
Вам, родителям, нужно видеть внутреннюю борьбу, которая совершается
в сознании ребенка, и осторожно не назойливо укреплять его в принятии правильного решения.
Часто опытные педагоги в помощь себе привлекают художественную литературу – рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку – он сам должен разобраться в поступке героя.
Художественное слово силой своей образности и конкретности воздействует на детей, возбуждает чувство любви и уважения к честным и правдивым людям, и, наоборот, чувство презрения ко всякой лжи и корыстным действиям.
Очень важно также использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей.
Особенно в старшем дошкольном возрасте такие примеры могут стать предметом для беседы с вашим ребенком, они могут вызвать ребенка на разговор, направить его на размышление.
Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или сверстника, их размышления об этом поступке сами по себе не превратятся у детей в устойчивые черты личности. Необходимо позаботиться о том, чтобы возникшее переживание вызвало готовность поступать также как литературный герой.
Уже на пятом году жизни дети способны проявлять такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если они видят перед собой примеры для подражания со стороны взрослых, они не позволяют себе указывать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека, не смогут пристально рассматривать его. Воспитанный человек удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не может услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы, взрослые тут же нередко удовлетворяют «любознательность» ребенка, тем самым причиняя страдания человеку.
Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш недоумевает, почему родители недовольны его поведением – ведь он сказал правду, что человек с горбом на спине некрасивый, что он ему не нравится.
Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными, что главное – не причинять боль другому человеку.
Заметим, что воспитание такой сдержанности – дело нелегкое. Малышу ваши требования могут показаться противоречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования, предъявляемые ребенку, дадут результат и в этом случае.
ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА
«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ».
ПРОЧТИТЕ СВОИМ ДЕТЯМ:
Старайтесь воспитать в своих детях заботу о тех, кто нуждается в помощи и защите. В этом вам помогут следующие роизведения6
Эта литература учит детей состраданию, заботе о людях.
Ее цель: делай добро другому и сам станешь счастливее.
Общие правила родительского поведения, способствующие профилактике негативных нравственных образований у детей
1. Будьте последовательны в своих воспитательных действиях.
2. Оценивайте поступки детей с точки зрения их возрастных возможностей.
3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, а сравнивайте с ним самим (вчерашним).
4. Чаще хвалите за хорошие поступки, желания, стремления быть лучше.
5. Сами верьте в то, что ваш ребенок вырастет хорошим человеком, только нужно ему чуть-чуть помочь в этом.
6. Не ждите, что ребенок будет таким, как вы хотите. Помогите ему стать самим собой.
7 Уважительно относитесь к ребенку. Всегда поясняйте причины своих требований. Не относитесь к его проблемам безразлично.
8. Не пользуйтесь формулировкой «если..., то...», так как ребенок начинает занимать позицию «ты — мне, я — тебе». Например: «Если ты уберешь вещи, то будешь играть на компьютере». Это пагубно сказывается на воспитании.
9. Не унижайте, не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. На жалобы посторонних отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим».
10. Создавайте такую эмоциональную обстановку, чтобы ребенку не хотелось совершать неприглядный поступок, иначе становилось бы стыдно.
11. В отношениях с ребенком не полагайтесь на силу. Это ожесточит его и приучит к тому, что считаться нужно только с сильным человеком.
12. Если ребенок сомневается в своих возможностях, подбадривайте: «Ты сможешь», «У тебя обязательно получится», «Мы в тебя верим».
13. Когда ребенок с вами разговаривает, не перебивайте его, не отворачивайтесь.
14. Не устанавливайте для ребенка много новых правил: он перестанет на них обращать внимание.
15. Учите ребенка видеть мир глазами другого человека: «А как бы ты поступил на его месте? Подумай, почему он не мог поступить по-другому?»
16. Не считайте, что ваш ребенок всегда прав или неправ, старайтесь вместе с ним разобраться в случившемся.
17. Научите ребенка делиться своими проблемами, совместно обсуждать конфликтные ситуации. Прислушивайтесь к его чувствам, это важный барометр взаимопонимания.
18. Поощряйте проявления нравственных знаний, нравственных убеждений, нравственного поведения.
19. Постоянно побуждайте ребенка к активному включению в ситуацию нравственного выбора, к принятию самостоятельного решения.
20. Если ребенок допустил ошибку, укажите на нее, постарайтесь, чтобы он ее осознал. Но не фиксируйте постоянно внимание на случившемся. Предоставьте ребенку возможность ощутить, что верите в него, несмотря на его оплошности.
21 .Старайтесь анализировать не только сами поступки, но и то, почему он так сделал, какой мотив побудил его к действию.
22. Участвуйте всей семьей в воспитательном процессе. Постоянно побуждайте ребенка к соблюдению нравственных правил.
23 Дети постоянно подражают взрослым, поэтому старайтесь в повседневной жизни вести себя так, как должен, по вашему мнению, вести себя ребенок.
24 Лучший способ воспитать ответственность у ребенка — предоставлять возможность самостоятельно принимать решение и отвечать за свои действия.
Слова, которые значимы для нравственного развития личности ребенка
Следует постоянно поощрять его нравственные поступки: «Мне нравится, когда ты...», «Как красиво ты поступил...», «Я горжусь тем, что ты...», «Мне приятно было наблюдать, как ты...».
Необходимо использовать слова-напоминания, слова-предупреждения и слова-разъяснения, как следует поступать:
«Всегда нужно стараться..., потому что..., надо быть...».
«Будь всегда..., потому что..., и мы тобою будем гордиться».
«Старайся не ..., потому что..., окружающие будут считать тебя плохим человеком».
«Плохо, когда человек..., потому что..., не следует быть...».
Пословицы о хвастовстве
Пословицы и поговорки о лжи и правде
Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ