Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:24, курсовая работа
Цель исследования: выявление состояния нравственных качеств дошкольников и организация работы по формированию положительных нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом цели исследования были определены следующие задачи:
Изучить теоретические основы данной проблемы.
Выявить уровень развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Составить программу работы с детьми по формированию нравственных качеств, апробировать ее.
Проверить эффективность данной программы.
Введение…………………………………………………………….…..…..3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания
дошкольников……………………………………………………………...….6
История развития вопроса………………………………….6
Нравственное воспитание детей дошкольного
возраста ………………………………………….………..…8
1.3. Методы нравственного воспитания дошкольников…...…12
Глава 2. Опытно-педагогическая работа
2.1. Изучение сформированности нравственных качеств
у детей старшего дошкольного возраста……………………..18
2.2. Разработка программы по формированию у детей
старшего дошкольного возраста положительных
нравственных качеств………………………………………....22
2.3. Анализ результатов проделанной работы…………………....28
Заключение………………………………………………………………...……..30
Библиография…………………………………………………………………….31
О жадности и скупости
Басня Л.Н. Толстого - «Лгун» Мальчик стерег овец и, будто увидев волка, стал звать: Помогите, волк! Волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось — и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: Сюда, сюда, скорей, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, — не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо. Вопросы для анализа: Почему мальчику никто не помог, и волк перерезал все стадо? Кто виноват в случившемся? Что бы вы посоветовали мальчику?
Г. Ладонщикова «Врунишка» Что ты, мальчик, загрустил? Что ты глазки опустил? Что с тобой случилось? Ра-ра-разбилась! Что разбилось? Покажи! Где разбилось-то, скажи! Со сметаной миска. Ты разбил? Нет, киска! Очень ей хотелось есть. Кошка в шкаф не может влезть. Значит, влезла мышка. Ну, не плачь, врунишка! Вопросы для анализа: Что случилось с мальчиком? Почему взрослый называет мальчика врунишкой? На кого он пытался переложить свою вину? Почему мальчик так поступил? Как бы вы поступили на его месте? Сказка В. Сухомлинского «Лисенок-первоклассник» У лисы был сын — рыжий лисенок. Он учился в первом классе. Был лисенок не особенно прилежным учеником. Ему не хотелось рано утром просыпаться, умываться, чистить зубы, завтракать. Однажды лисенок решил: не пойду сегодня в школу. Мама, — жалобно пролепетал он утром, — у меня зуб болит. Лисенок думал, что мама скажет: «Бедный мой лисенок, лежи в кроватке, не ходи в школу. Сейчас я тебе сладкой каши дам». Но мама сказала: Сейчас я схожу за медведем — зубным врачом. Он придет и вырвет больной зуб. Лисенок испугался. Кому это приятно, если у него вырывают совершенно здоровый зуб? И он сказал маме: Мама, у меня уже перестал болеть зуб. Я пойду в школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы, позавтракаю. Вот и хорошо, — сказала мама. — А сладкая каша уже готова. Вопросы для анализа: Почему лисенок сказал маме утром, что у него болит зуб? Что сказала мама сыну, когда узнала, что он якобы заболел? Почему у лесенка сразу перестал болеть зуб? Правильно ли поступил лисенок? Следует ли так поступать? Рассказ «Жадный пенал» Жил пенал в детском саду. Он старался все карандаши и ручки вместить в себя, даже те, которые не должны в нем находиться. Пенал был очень жадным, и ни с кем не хотел делиться.И так продолжалось несколько дней, но однажды он не выдержал и треснул. Чинить его было невозможно, тогда пенал взяли и выбросили, как никому не нужную вещь.
Вопросы для анализа: Был ли действительно пенал жадным? Поясните ответ. Кто виноват в случившемся? Правильно ли поступили с пеналом, что взяли и выбросили? Чего не следовало делать пеналу? Сочинение про линейку (Материал взят из книги: Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. — М.: Пед. общество России, 2001. — 161 с.) Жила-была линейка. Она всегда, когда с ней кто-нибудь разговаривал, хвасталась своей длиной. Она была длиннее всех других линеек. Жила она на письменном столе у одного мальчика по имени Вова. Однажды она не захотела работать, помогать Вове и простому карандашу чертить поля в тетради. Линейка пожаловалась ластику, своему соседу. Старый умный ластик ответил: «Любишь хвастаться — люби и работать». И с тех пор линейка никогда не отлынивала от работы. И Вова был ею очень доволен. Вопросы для анализа: Почему линейка всегда хвасталась? Всегда ли она хорошо работала? Какой совет дал ей ластик? Правильно ли автор назвал ластика умным? Почему вы так считаете? |
ПРАВИЛА ДЕЛИКАТНОСТИ:
ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ:
9 заповедей родителей
(Т.П. Колодяжная)
Если ваш ребенок говорит неправду
Рекомендации
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Что делать, если ребенок жадничает?
Предложите ребенку пояснять, почему он не может поделиться чем-либо.
Демонстрируйте негативное отношение к жадности и уважительное — к щедрым поступкам.
Все взрослые члены семьи должны быть последовательны в своих требованиях.
Как можно чаще употребляйте фразы: «хочешь, я поделюсь с тобой...», «хочешь, с тобой поделится брат...», «хочешь, с тобой поделится дедушка...» и прочее.
Чтобы не было ссор из-за игрушек или школьных принадлежностей в игровых, учебных ситуациях со сверстниками, рекомендуйте применять правила: очередности, старшие уступают младшим, мальчики уступают девочкам.
При проявлении жадности оценивайте ребенка с позиции «плохой поступок».
Постоянно поощряйте у ребенка способность делиться с окружающими.
Что делать, если ребенок любит хвастаться перед другими?
Информация о работе Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ