Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Окружающий мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить теоретические особенности нравственно-экологического воспитания младших школьников на уроках” Окружающий мир”.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику особенностей детей младшего школьного возраста.
2. Изучить педагогическую литературу по нравственному и экологическому воспитанию младших школьников.
3. Раскрыть основное понятие "экологическое воспитание" как составную часть нравственного воспитания в учебно - воспитательном процессе начальной школы.
4. Разработать планы - конспекты по окружающему миру на формирование нравственно - экологического воспитания младших школьников.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках окружающий мир
1.1. Особенности развития младшего школьника…………………………....6
1.2. Сущность нравственного - экологического воспитания младших школьников……………………………………………………………………...13
1.3. Использование экологических понятий и нравственно-экологических представлений при изучении курса “Окружающий мир”……………………19
Выводы по первой главе……………………………………………………...24
Глава 2. Планы – конспекты уроков по окружающему миру на формирование нравственно – экологического воспитания младших школьников…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по естествознанию.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Постоянное  внимание учителя к раскрытию  экологических связей значительно  повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса  интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении курса раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.[9; с. 93]

Изучение экологических  связей, способствует повышению экологической  культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

В третьем классе, при изучении тем «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву», «Сохраним удивительный мир растений и животных», учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таки проблемам относятся:

· защита неживой  природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения;

· сохранение многообразия видов организмов и целостности  сообществ;

· охрана природы  как необходимое условие сохранения здоровья людей.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком  уроке и как именно рассматривать. Это может решить только учитель, работающий в конкретном классе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.

Из всего  сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Получая определенную систему знаний на уроках “Окружающий мир” ученики также могут усвоить нормы и правила нравственно-экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.

Но нормы  и правила поведения будут  плохо усвоены, если не будут учитываться  условия экологического воспитания.

Первое важнейшее  условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Второе непременное  условие - надо активно вовлекать  младших школьников в посильные  для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких  дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную  отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способностью овладевать определёнными теоретическими знаниями.

При изучении темы “Будем беречь здоровье” формируется  представление о человеке, как  части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма  и о влиянии на неё окружающей среды.

В третьем классе тема “Растительный мир” знакомит учащихся с растениями, природными зонами нашей страны, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной работой в них. При изучении темы “Природные богатства” в четвертом классе рассматриваются поверхность, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, охрана природы края. Экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются.

Чтобы экологическое  воспитание не было беспочвенным, обязательно  нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс  и результат развития личности под  воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс  взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке  решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому  урок дает больше возможности для  воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного  на гуманизме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по первой главе

  1. Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. [7; с. 203] Для характеристики младшего школьного возраста как качественно своеобразного этапа детского развития представляют интерес подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию сущности данного возраста, его предназначения и возможностей.
  2. Нравственное воспитание - это процесс, направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное воспитание объединяет таким образом патриотическое, экологическое, эстетическое воспитание. Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
  3. Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
  4. Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

 

Глава 2. Планы – конспекты уроков по окружающему миру на формирование нравственно – экологического воспитания младших школьников

 

1) Конспект открытого экологического занятия "Город в степи"

 

Цель: прививать любовь детей к природе родного края и своего города.

Задачи:

О. - уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на земле;

Р.- умение прогнозировать последствия своих действий

память, мышление;

фантазию, творческие навыки;

В. - Эмоционально-положительное, гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

Методы  и приемы:

Методы наглядного обучения (использование картинок с  изображением различных природных  зон, иллюстрации картинок с изображением некоторых фрагментов городских  мест, растений, животных, транспорта)

Словесный метод (беседа, обсуждение, отгадки на загадки)

Игровой метод (дидактическая игра "Узнай дерево по листу", "Чьи следы"; эмоционально-подвижная  игра "Давайте поздороваемся!", развивающая игра "мини-викторина")

Материалы и оборудование:

игровой персонаж "Лунтик";

макет "Город  в степи";

рисунки - схемы  природных зон (арктическая пустыня, жаркая пустыня, степь, океан);

иллюстрации деревьев с листьями, птиц;

альбомные листы  с птичьими следами;

конвертики  с иллюстрациями-фрагментами из журналов природных мест с животным миром;

клей, кисточки на каждого ребенка, два картонных  белых листа;

картонная желтая дорожка с бумажными блестящими звездочками.

 

Предварительная работа:

Экскурсии на станцию  юннатов, в поле за город, экологические  прогулки на территории д/с, экологические занятия по теме животные и птицы степей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! У нас сегодня необычный гость. Он хочет с вами поговорить, но очень  стесняется. Давайте послушаем, что  он нам расскажет.

Лунтик: Здравствуйте! Я - Лунтик, прилетел к вам с далекой - далекой луны. (Лунтик учит детей здороваться по - особенному, носочками ног по цепочки). Я давно наблюдаю за жизнью на Земле и много про вас знаю. У меня есть заветная мечта - я хочу, чтобы вы построили мне горд, который будет похож на ваш. А как ваш город называется?

Дети: Рубцовск.

Воспитатель: Хорошо! Мы построим город, но только на бумаге из картинок и ты заберешь его с  собой. Да только нам надо найти эти  картинки, но они пропали, когда был  сильный ветер.

Лунтик: Мы найдем картинки, и построим этот чудесный город, который будет самым чистым, самым красивым, самым веселым на земле! Вы грамотные помощники, вы хорошо знаете законы пророды Земли.

Воспитатель: Мы ответим на все твои вопросы и  выполним задания. Ребята вы готовы?

Дети: Да!

Лунтик: Я внимательный! Хочу показать фотографии некоторых мест планеты Земля. Давайте их посмотрим и определим, где построен город Рубцовск.

Показывает  детям "Фотографии", предлагает то или иное место, а дети объясняют, почему оно не подходит для строительства города.

Океан - нет почвы, а в воде мы не сможем жить, т.к.там  нет тех условий для жизни  людей.

Пустыня - очень  жарко, нет воды, плохая почва.

Ледяная пустыня - очень холодно, мало света, почва  замершая, нет растений.

Лунтик.: - То жарко, то холодно, то много воды, то ее не хватает: что же нужно?

Воспитатель предлагает вспомнить и рассказать Лунтику, какие же условия необходимы людям  для жизни?

Дети по моделям  перечисляют и объясняют условия.

Дети. Необходимы: воздух, тепло, свет, вода, земля.

Лунтик достает еще одну "фотографию степи" (на ней солнце, голубое небо, поле, трава, мелкие животные).

Воспитатель: Молодцы! Мы для вас сделали макет "Город  в степи". Давайте еще раз  посмотрим.

Все рассматривают  макет "Город в степи" и дети отвечают на вопросы воспитателя:

Что такое степь? (это огромное поле, где растет одна трава).

А почему в нашем  городе растут деревья? (посадили люди).

Какая от растений польза? (обогащения воздуха кислородом; для обитания животных; для красоты; чтобы были места для прогулок).

Кто обитает в степи? (насекомые; птицы: орел, коршун; суслики, хомячки, ежики, змеи, мыши).

Мини - викторина

Какие деревья  и кустарники растут около твоего дома? (дети перечисляют).

Дидактическая игра "Узнай дерево по листу" (детям раздают картинки с изображением листьев деревьев и они находят деревья, на которых растут эти листья).

(еще находят  набор картинок)

Голоса, каких  птиц вы слышите на прогулке? (ответы детей).

Угадайте, какие  звуки издает данная птица?

Ворона (кар- кар- кар!)

Воробей (чик- чирик- чив- чив!)

Синица (синь- синь -синь!)

Физкульт - задание

Воспитатель. - давайте представим, что мы птички и будем передвигаться к нашей  мастерской по-птичьему, но сначала  надо отгадать следы птиц (дети на листе  бумаге определяют воробьиные следы  и делают три прыжка на двух ногах до следующего следа (вороны) и идут важно как ворона, делая широкий шаг до следа голубя и идут переставляя ноги по прямой).

Творческая  мастерская

Дети с воспитателем и гостем добираются до мастерской, рассаживаются и начинают все  вмести фантазировать и строить город.

Воспит: - Посмотрите, какие дома можно построить в  нашем городе (дети сами находят  картинки домов и закрепляют на картоне).

Лунтик: - А теперь посадим в городе растения (дети выбирают картинки с растениями и  приклеивают).

- Как красиво! Теперь я хочу поселить сюда всяких животных. Мне очень нравятся большие животные: слоны, бегемоты, носороги - сейчас я их приклею (пытается прикрепить картинки).

Воспитатель:- дети, вы согласны?

Воспитатель предлагает хорошо подумать - смогут ли здесь жить эти звери? Дети объясняют, почему их нельзя сюда поселить, предлагают свои варианты заселения животных: домашние, дикие наших мест, насекомые, птицы. Лунтик предлагает поместить тигра, льва. Дети выдвигают свои варианты почему нам не нужны в нашем городе эти хищники. Таким образом обсуждается заселения кита в реку Алей.

Лунтик: Здорово! Настоящий город получился - с  улицами, домами. Ну вот, теперь я могу его забрать с собой на луну.

Воспитатель:- Ребята, какими должны быть - жители города? Что  нужно делать того, чтобы город, в котором мы живем и город Лунтика оставался чистым, красивым? (варианты ответов с использованием "Правила поведения в городе и в детском саду")

Воспитатель: - Ну, что Лунтик, тебе пора возвращаться! А вот и твоя волшебная "Звездная дорожка", которая поможет тебе вернуться на Луну.

Лунтик: - Я вам  благодарен за то, что вы мне подарили "город" и я буду жить в доме на улице среди растений, животных, птиц и добрых людей., как вы.

И за это я  вам подарю мои волшебные звездочки. Будьте такими же яркими, талантливыми и добрыми. ДО СВИДАНИЯ (ЛУНТИК исчезает).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мы надеемся, что вы наш город будете любить, беречь, и сделаете его еще лучше.

Дети  прощаются.

 

2) Конспект игры-занятия по окружающему миру "Игры с Водяным"

 

Задачи:

Освоение действия построения модели, отражающей взаимосвязь  растений и условий жизни (например, аквариум).

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его  обитателях, развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры.

Воспитывать ответственность  за окружающую природу, согласно принципу «не навреди».

Материал и  оборудование: Микробассейн. картинки с водными растениями (белая лилия, желтая кувшинка, стрелолист, ряска, камыш), карточки – схемы, аквариум, персонаж Водяной (взрослый), лабораторная посуда, фильтры (вата, ткань, марля), воронки, белые халаты для детей и взрослого.

Ход занятия

Дети заходят  в экологический зал, а на встречу  выходит Водяной и поет:

«Я  – водяной, я  – водяной

Никто не водится  со мной …»

Вос – ль: Ребята, давайте подружимся с Водяным  и выясним, почему никто не водится  с ним.

Вод – ой:  А зря вы боитесь меня, ведь в  воде так много интересного!

Вос – ль: Чтобы  поближе познакомиться с Водяным, поиграем с ним в игру…

Информация о работе Нравственно-экологическое воспитание младших школьников на уроках "Окружающий мир"