Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:45, курсовая работа
Целью данной работы является определить преимущества обобщенных задач, проанализировать возможность их применения в современной школе, а также разработать примеры математических задач развивающего типа.
Задачами является выявление особенностей личностно ориентированного образования, обоснование значимости обобщенных задач, разработка примеров задач обобщенного типа по математике для учащихся 7 класса.
Введение ........................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретико-методический анализ личностно
ориентированного образования ...................................................................
Сущность личностно ориентированного образования ............................
Технологии личностно ориентированного образования .........................
Глава 2. Обобщенная задача в системе личностно
ориентированного образования ....................................................................
Глава 3. Обобщенные задачи по математике с использованием
информационных технологий ......................................................................
Глава 4. Примеры обобщенных задач
по курсу «Математика» (7 класс) .................................................................
Заключение .......................................................................................................
Список использованной литературы...........................................................
Процесс развития личности неразрывно связан с ее приобщением к родной культуре и заключается не только в развитии индивидуальных способностей, ер м в позитивной национально-культурной идентификации, освоении как родной культуры, так и культур народов мира. Важная роль в концепции личностно ориентированного образования отводится языковому образованию, а одной из главных задач является организация процесса обучения и воспитания таким образом, чтобы родной язык стал средством и способом формирования личности ученика – носителя языка, субъекта, способного пользоваться языком во всех жизненных ситуациях.
Выбор педагогом личностного
подхода при организации
1.2. Технологии личностно ориентированного образования
Приведенный анализ целей и принципов построения личностно ориентированного образования позволяет сделать вывод о необходимости внедрения в учебно-воспитательный процесс школы личностно ориентированных, или развивающих, технологий обучения и воспитания.
Под педагогической технологией понимается строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий, направленных на воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. В связи с тем, что технологии разрабатываются под конкретный педагогический замысел, различают технологии передачи знаний, умений и навыков и развивающие технологии. Характерной особенностью технологий передачи знаний является то, что на учителя возлагается ответственность за деятельность учащихся по воспроизведению полученных знаний; деятельность ученика строго регламентирована инструкциями учителя или учебника. При реализации развивающих педагогических технологий учитель осуществляет косвенное управление самостоятельной учебно-поисковой деятельностью учащегося.
Внедрение в учебно-воспитательный процесс развивающих технологий обеспечивает:
Личностно ориентированные педагогические технологии наиболее реализуют принципы гуманистической психологии и педагогики. Под личностно ориентированными педагогическими технологиями мы будем понимать развивающие педагогические технологии, основанные на активных методах обучения, которые обеспечивают более эффективное развитие личности учащегося. Основным отличием личностно ориентированных педагогических технологий от педагогической технологий передачи знаний является концентрация внимания педагога на целостной личности обучающегося, развитии не только памяти, но и творческого, критического склада мышления учащегося, его потребностно-мотивационной сферы, коммуникативных умений, способностей к самообразованию и саморазвитию.
Среди методов обучения, которые могут быть использованы учителем в рамках реализации личностно-ориентированных технологий, выделяются методы проблемного и развивающего обучения, психологической активизации творчества, игровые формы и методы, метод проектов и др. Эти методы способствуют рефлексивно-деятельностному освоению учащимися содержания образования, их включению в проектно-исследовательскую деятельность, что обеспечивает не только формирование у них знаний и умений, но и развитие креативного мышления, способностей к самосовершенствованию. Кроме того, использование названных методов предполагает совместную учебно-исследовательскую деятельность обучающихся, в результате чего у них формируются умения работать в группе и продуктивно общаться.
Схема проведения уроков в системе личностно ориентированного обучения может быть представлена следующим образом.
Этапы, включенные в урок введения нового понятия, отмечены фигурной скобкой.
Сравнение этапов традиционного и личностно ориентированного обучения
Традиционный урок |
Личностно ориентированный урок |
Организационный момент |
Организационный момент, общий план урока |
Сообщение темы и цели урока |
Постановка учебной задачи |
Актуализация знаний |
«Открытие» учениками нового знания |
Объяснение нового материла |
Первичное закрепление (комментирование) |
Закрепление |
Самостоятельная работа с проверкой в классе (самопроверка) |
Контроль |
Повторение и закрепление ранее изученного материала |
Итоги урока |
Итоги урока, рефлексия |
Традиционный урок не обеспечивает прохождения учеником необходимых этапов учебной деятельности, которыми являются постановка учебной задачи, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки.
Постановка учебной задачи. На этом этапе в список знаний включается вопрос, создающий коллизию, т.е. проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика, которая формирует у него потребность в освоении понятия. Четко формируется познавательная цель.
«Открытие» учениками нового знания. Этот этап урока связан с решением проблемы, поиск которого осуществляется самими учениками в ходе дискуссии, обсуждения на основе предметных действий с материальными или материзованными объектами. Учитель организует диалог, в завершении подводит итог, знакомит с общепринятой терминологией.
Первичное закрепление (комментирование). Оно осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривании вслух установленных алгоритмов действий (что делаем, почему, что должно получиться). Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков объекта, варьирования несущественных, многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.
Самостоятельная работа с проверкой в классе. Задача данного этапа – самоконтроль и самооценка учащихся. Самоконтроль побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается проговариванием, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха («я могу», «у меня получается»).
Перечисленные выше этапы работы над новым понятием лучше осуществлять на одном уроке, не развивая их во времени. Обычно на это уходит 20-25 минут. Оставшееся время посвящается закреплению знаний и умений, накопленных ранее, их интеграции с новым материалом, а также опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же осуществляется работа над ошибками, возникшими на этапе самоконтроля.
Домашнее задание включает упражнения, в которых необходимо соотносить частное и общее, вычленять устойчивые связи и закономерности. Такие задания носят, как правило, продуктивный характер.
Повторение и закрепление ранее изученного материала (тренировочные упражнения). На последующих уроках проводится отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия, происходит виток в процессе познания.
Закрепление знаний на личностно-ориентированном уроке ведется параллельно с изучением новых идей, углубляются изученные свойства и отношения, расширяется кругозор учащихся. Поэтому даже в тренировочные уроки включаются элементы нового знания. Это может быть углубленное изучение знакомого материала, опережающая подготовка к изучению следующих тем. Такая структура уроков позволяет каждому ученику продвигаться вперед собственными темпами: более сильные всегда получают «пищу для ума», а у слабых есть время, чтобы полностью усвоить необходимый материал.
Итоги урока, рефлексия. Завершающая контрольная работа дается на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке, контроль – по нижней). При такой проверке будут сведены к минимуму негативная реакция на оценки и эмоциональное напряжение при ожидании результата в виде оценки. Задача учителя – вывести оценку по планке, необходимой для дальнейшего саморазвия.
Подведя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что личностно ориентированное образование прекрасная замена традиционному. Оно мотивирует школьника к дальнейшему обучению, формирует потребность в саморазвитии и самообразовании, создает отличные условия для обмена опытом познавательной деятельности, помогает лучшему усвоению школьных знаний, умений и навыков, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Математические задачи обобщенного типа, или обобщенные задачи, которые выступают содержательным элементом математической подготовки школьников. Обобщенные задачи направлены на развитие у обучающихся математической компетентности, которая способствует формированию готовности выпускников к решению профессиональных, социальных, личных задач, что и определяет сформированность у них целостной личностного развития.
Процесс решения таких
задач характеризуется
Применяемая в учебной деятельности обобщенная задача, содержание которой имеет личностную и социально значимую направленность, предполагает неоднозначность путей ее решения и может выступать в качестве учебно-социальной ситуации, способствующей развитию личности школьника через формирование у нее математической культуры, гражданских качеств, экономической, экологической и других видов грамотности (последнее зависит от содержания самой задачи).
Обобщенные задачи позволяют школьникам одновременно с изучением материала конструировать собственные позиции о реальных объектах или процессах того или иного педагогического или социально-культурного явления.
Информация о работе Обобщенная задача в системе личностно ориенторованного обучения