Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 11:34, реферат

Краткое описание

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ ДАУН.docx

— 446.60 Кб (Скачать файл)

Раздел 2. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Когда мы говорим о социализации, мы имеем в виду две взаимосвязанные стороны: социально-эмоциональное развитие (развитие личности, умение взаимодействовать с окружающими людьми и эмоциональное развитие) и соблюдение норм поведения в обществе (поведение).

Уже на самом первом этапе формирования детско-родительских отношений у детей с синдромом Дауна наблюдаются нарушения:

  • сокращение длительности контакта глаз,
  • искажение очередности вокализаций,
  • менее яркая реакция ребенка на появление близкого человека.

Одновременное воздействие на пару «мать-ребенок», дает оптимальные результаты и позволяет сформировать у ребенка с синдромом Дауна отношения привязанности такие же, как у их здоровых сверстников. Хорошая способность к подражанию при условии частых контактов с мамой, умение мамы дозировать свою активность при инициации общения помогает сформировать у таких детей относительно высокое качество взаимодействия.

 

Поведение детей с синдромом Дауна характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

 

Эмоциональное развитие отличается сохранностью элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

 

В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются такие черты характера, как эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны.

 

Работа по социально-эмоциональному развитию детей раннего возраста с синдромом Дауна осуществляется:

  • в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений; на овладение средствами взаимодействия. В проведении таких игр могут принимать участие различные специалисты (например, педагог-психолог и учитель-дефектолог, воспитатель и учитель-логопед). Игры можно проводить как самостоятельное занятие, а также включать в структуру других занятий в соответствии с замыслом специалиста;
  • в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, где вычленение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности;
  • в ходе рисования и конструирования при усилении социальной направленности их содержания и значимости результата;
  • в повседневной работе по развитию речи: обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из «личного опыта» и пр.;
  • в индивидуальной коррекционной работе.

 

Раздел 3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей является важным подразделом программы.

Одной из основных особенностей развития детей с синдромом Дауна – значительное отставание экспрессивной речи. Даже на фоне отставания в других областях развития активная речь оказывается самым слабым звеном. Помимо уменьшенного объема словаря наблюдается нарушение формирования грамматического строя.

Анализ данных по развитию речи детей до 3 лет с нормой и с синдромом Дауна, а также опыт работы с детьми с Синдромом Дауна позволяют выделить сильные и слабые стороны развития, что помогает адекватно организовать систему работы по развитию речи.

Следует иметь в виду, что у детей с синдромом Дауна: понимание речи намного опережает развитие активной речи; зрительная память развита гораздо лучше слуховой; социальное и эмоциональное развитие является наиболее сохранной сферой; нарушение речи может быть усилено нарушением слуха; сниженный объем слуховой памяти требует многократных повторений слов для их запоминания; сниженный тонус и особенности строения речевого аппарата создают дополнительные сложности для формирования четкого звукопроизношения; отставание речи при отсутствии других форм общения, вторично влияет на другие сферы развития, особенно на социальную и когнитивную.

Таким образом, формирование навыков невербального общения, как частичной и временной замены устной речи, помогает во многом избежать перечисленных проблем.

 

Коррекционная работа по развитию речи осуществляется:

  • в живом общении с ребенком (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);
  • на занятиях рисованием и конструированием (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову);
  • на занятиях по развитию речи (все виды и формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций;
  • в индивидуальной коррекционной работе.

 

Раздел 4. МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Последствия раннего органического поражения центральной нервной системы отражаются более всего на моторно-двигательном развитии детей. Недостаточность касается как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательных навыков. Существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация). Снижена двигательная память.

 

Работа по моторному развитию осуществляется:

  • в ходе специальных игр и упражнений, направленных на восприятие и воспроизведение основных и выразительных движений, естественных жестов, мимики;
  • в подвижных играх, в подвижных играх с музыкальным сопровождением;
  • на занятиях с использованием пальчиковой гимнастики;
  • на всех занятиях, если требуется правильное восприятие и воспроизведение выразительных движений для понимания смысла ситуаций, характера персонажей, эмоциональных состояний

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

 

Раздел 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

1.1. Сенсорное воспитание

  • учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • учить детей дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов;
  • учить детей различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий — тихий;
  • учить детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи);
  • формировать у детей поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач;
  • создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).

 

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов:

  • учить детей выделять предмет из общего фона ;
  • учить детей соотносить игрушку с ее изображением;
  • учить детей хватать большие предметы двумя руками, маленькие - одной рукой;
  • учить детей складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

 

Восприятие формы, величины, цвета

  • учить детей различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
  • учить детей подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
  • учить детей выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
  • учить детей проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
  • учить детей воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.
  • учить детей воспринимать величину (большой, маленький).
  • учить детей захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;
  • знакомить детей с названиями двух цветов: красный, желтый;
  • учить детей различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

 

Развитие слухового восприятия и внимания

Развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, восприятие звуковых характеристик предметов

  • знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
  • учить детей реагировать на слуховые раздражители;
  • вырабатывать у детей по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

 

Опознание предметов и явлений по звуковым характеристикам

  • учить детей дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух);
  • учить детей соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
  • учить детей дифференцировать звукоподражания.

 

Развитие тактильно-двигательного восприятия

  • учить детей воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб;
  • учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);
  • учить детей выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;
  • учить детей различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
  • учить детей производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.

 

Итоговые показатели по разделу

Дети должны научиться:

  • воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
  • различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;
  • воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик - шарик);
  • сличать два основных цвета (красный, желтый);
  • дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из двух);
  • складывать разрезную картинку из двух частей;
  • учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
  • дифференцировать звукоподражания.

 

Примерный перечень игр и оборудования

«Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик», «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?», «Ку-ку», «Покажи, где ляля», «Покажи, где ту-ту (паровоз)», «Дай, что катится (не катится)», «Спрячь шарик», «Спрячь кубик», «Кто в домике живет?».

Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); надувные мячи (большие, средние и маленькие); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.; неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубен, детский музыкальный центр, барабан, и др.; магнитофон; аудиокассеты с записями различных мелодий; пластмассовые кегли и шары; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; лото-вкладки; шарики и кубик с дырочками для надевания на пальцы, для соединения с помощью палки; коробки-вкладыши разных размеров; бочки-вкладыши; шароброс с шарами двух размеров; тележки, машины разных размеров; лоточки для скатывания шариков, для прокатывания автомобилей; набор «Достань колечко»; трубки прозрачные и непрозрачные с цветными пыжами и палочками; тележки со съемными фигурками, палочки с кольцом на конце и без кольца; трафареты; различные доски Сегена; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); мелкие игрушки животных и их детенышей; наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа).

 

1.2. Ознакомление с окружающим

  • формирование у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире.
  • знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.

 

Итоговые показатели по разделу

Дети должны:

  • иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения);
  • уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах специалистов.

 

Примерный перечень игр

«Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Что лишнее?», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.

Информация о работе Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна