Обучение в целостном педагогическом процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Все формы познавательной деятельности людей носят активный характер. Люди не только отражают и перерабатывают в своем сознании разнообразные влияния внешнего мира, но и, в соответствии с познанными закономерностями, активно влияют на этот мир, применяют приобретенные знания, умения и навыки в жизни. Активный характер носит и сама познавательная деятельность. Знания приобретаются лишь в деятельности, которая в системе обучения носит организованный и целенаправленный характер.
Процесс обучения, как и всякий другой вид познания, имеет две стороны: объективную и субъективную. Под объективной стороной обучения понимается содержание обучения, а под субъективной - познавательная деятельность учащихся. Этот процесс протекает под руководством учителя, который организует, направляет и руководит им, исходя из задач и содержания обучения, с одной стороны, и закономерностей усвоения учащимися изучаемого материала - с другой.

Содержание

Введение 3
1. Связь педагогики с другими науками 5
2. Обучение в целостном педагогическом процессе 8
2.1 Понятие о системе и педагогическом процессе 8
2.2 Структурные элементы целостного педагогического процесса и их характеристика 11
2.3 Закономерности и этапы педагогического процесса 12
Заключение 17
Глоссарий 19
Список использованных источников 21
Приложения 22

Вложенные файлы: 1 файл

Обучение в целостном педагогическом процессе.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Предмет педагогического труда - формирование человека, который в отличие от педагога находится на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, - особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.

В педагогическом процессе орудия труда  также очень специфичны, к ним  относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих дать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.7

2.2 Структурные элементы целостного педагогического процесса и их характеристика

Целостность, общность, единство - главные характеристики педагогического  процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов  единой цели. Сложная диалектика отношений  внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) в целостности и соподчиненности, входящих в него обособленных систем; 3) в наличии общего и сохранении специфического.

Доминирующая функция  процесса обучения - обучение, воспитания - воспитание, развития - развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели - формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.8

Выбор форм и методов  достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы различного характера: общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы (пути) достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены. Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Информацию педагогам здесь дают наблюдения за ходом деятельности и поведения учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.9

2.3 Закономерности и этапы педагогического процесса

Среди общих закономерностей  педагогического процесса выделяют такие:

1. Закономерность динамики  педагогического процесса. Величина  всех последующих изменений зависит  от величины изменений на предыдущем  этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, "ступенчатый" характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу - тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.

2. Закономерность развития  личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень  развития личности зависят от: 1) наследственности; 2) воспитательной  и учебной среды; 3) включения в учебно-воспитательную деятельность; 4) применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления  учебно-воспитательным процессом.  Эффективность педагогического  воздействия зависит от: 1) интенсивности обратных связей между воспитателями и воспитуемыми; 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического  процесса зависит от: 1) действия  внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности; 2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.

5. Закономерность единства  чувственного, логического и практики  в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного восприятия; 2) логического осмысления воспринятого; 3) практического применения осмысленного.

6. Закономерность единства  внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) качества педагогической деятельности; 2) качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности  педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) потребностей общества и личности; 2) возможностей (материально-технические, экономические и др.) общества; 3) условий протекания процесса (морально-психологические, санитарно-гигиенические, эстетические и др.)10

Следует предостеречь от ошибочного представления, будто изложенными  закономерностями исчерпываются связи, действующие в педагогическом процессе. Последних гораздо больше, к изучению глубинных связей исследователи  еще только подступают.

 Главными этапами  можно назвать подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе решаются следующие важные задачи: целеполагание, диагностика  условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую  перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического  процесса и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда "привязано" к конкретной системе осуществления педагогического процесса - школе, классу, уроку и т.д.

Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика (от греч. "диа" - прозрачный и "гнозис" - знание) - это исследовательская процедура, направленная на "прояснение" условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.Ее главная цель - получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других важных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса.. Сущность прогнозирования (приставка "про" указывает на опережение) заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.Применяя научное прогнозирование, мы можем узнать о том, чего еще нет, заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.

Завершается подготовительный этап спроектированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План, как сам процесс, всегда "привязан" к конкретной системе.В педагогической практике применяются различные планы - руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, планы проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т.п. Планы педагогических процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план - итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что надо делать.

Этап осуществления  педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в  себя важные взаимосвязанные элементы: постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности, взаимодействие педагогов и учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами. Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

Завершается цикл педагогического  процесса этапом анализа достигнутых  результатов (заключительный). Почему важно еще раз внимательно  проанализировать ход и результаты педагогического процесса после  его завершения? Ответ очевиден - чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя - обучаемся. Растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Поэтому взыскательный анализ и самоанализ - верный путь к вершинам педагогического мастерства.

Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному  замыслу, определить где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает "впотьмах", "на ощупь", надеясь достичь положительного эффекта. Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса, такой процесс ученикам ничего дать не может.11

Заключение

Познавательная деятельность учащихся не ограничивается приобретением  знаний, умений и навыков, содержащихся в учебных программах и учебниках, она включает в себя также познание явлений природы и общественной жизни, с которыми учащиеся сталкиваются повседневно помимо учебного процесса. Складывающиеся у учащихся таким путем представления и понятия принято называть познавательным опытом. Жизненный познавательный опыт учащихся вступает в связь с организованным обучением в различных формах. Обучение опирается на положительные жизненные представления и понятия учащихся, а в ряде случаев и отталкивается от них при научном объяснении тех или иных явлений и понятий. В процессе обучения пересматриваются ошибочные представления и понятия учащихся и вскрываются причины их возникновения. Научные методы изучения учебного материала вооружают учащихся самостоятельным анализом, обобщением и оценкой встречающихся в жизненной практике различных явлений, взглядов и суждений людей.

Развитие познавательных способностей и творческих сил учащихся в обучении можно рассматривать  в двух аспектах: как условие учебного процесса и как предмет их формирования в процессе обучения. Нам более  важен второй подход. 
В теории и практике обучения сравнительно широко рассматриваются вопросы учета познавательных способностей учащихся в обучении и совершенно недостаточно раскрываются эти способности как предмет развития в учебном процессе. Между тем содержание образования было бы односторонним, если бы оно не способствовало развитию у учащихся наблюдательности, пытливости, способности анализировать и обобщать жизненные явления и изучаемый материал, не расширяло бы их творческую деятельность.

В обучении одинаково  важны как успешное овладение  учащимися научными знаниями, так и развитие их познавательных способностей и творческих сил. Это тем более важно подчеркнуть в наше время, когда перед школой поставлена задача подготовки молодежи к непрерывному образованию, к самостоятельному приобретению знаний и к разнообразной творческой деятельности .

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

Многоуровневое образование

процесс, предполагающий завершенность профессиональной подготовки на каждом уровне, подтверждаемой:  
- дипломом о неполном высшем образовании;  
- дипломом бакалавра;  
- дипломом специалиста с высшим профессиональным образованием;  
- дипломом магистра; или  
- иным удостоверением.

Образование

целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Образовательное учреждение

учреждение:  
- осуществляющее образовательный процесс;  
- реализующее одну или несколько образовательных программ; и/или  
- обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.

Обучение

целенаправленный и  планомерный процесс передачи и  усвоения знаний, умений, навыков и  способов познавательной деятельности человека.

Оптимизация педагогического  процесса

логическая последовательность действий учителя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса

Педагогический процесс

специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью  передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Просвещение

в широком смысле - система  воспитательно-образовательных мероприятий  и учреждений в обществе.

Самостоятельная работа

вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания

Содержание образования

совокупность систематизированных  знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, отражающая определенный уровень развития познавательных сил  и практической подготовки

Учащийся

человек, который учится в учебном заведении

Информация о работе Обучение в целостном педагогическом процессе