Обучение и воспитание в школе с позиций гуманистической педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: показать, что гуманистическая педагогика является основой образовательного и воспитательного процессов в современной школе.
Для достижении данной цели необходимо решить следующие задачи:
1)раскрыть исторические и современные аспекты и разработки в области гуманистической педагогики;
2)дать характеристику гуманистическому воспитанию и его роли в системе образования;
3)указать на проблемы обучения и воспитания в школе с позиции гуманистической педагогики;
4)рассмотреть конкретные приемы и установки гуманистического воспитания актуальные и в современной школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Гуманистическая педагогика в истории образования………………….6

§1. Исторические аспекты гуманистической педагогики……………………….6

§2. Современные аспекты и разработки гуманистической педагогики………..9

Глава 2. Гуманистическая педагогика как основа образовательного процесса в современной школе………………………………………………………………..23


§1. Проблемы обучения в школе с позиций гуманистической педагогики……23


§2. . Проблемы воспитания в школе с позиций гуманистической педагогики…27


Заключение………………………………………………………………………….33


Список использованных источников………………………………………………34


Приложение…………………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

Кириченко.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

                    эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств ,адекватных ребенку и педагогу.

   Системно-структурный подход позволяет разработать стройную теорию воспитания, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы), что дает возможность осознать его сущность, понять его роль как элемента в более широкой системе - педагогической действительности.                        

  Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.                        Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация. Цель и содержание воспитания в гуманистической педагогике исходят из основного положения - признания способности человека к саморазвитию.                                                                                                                                                       Средства воспитания - с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется ведущий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанника: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная - в младшем школьном, личностное общение - в подростковом, учебно-профессиональная - в старшем школьном возрасте. Переход к информационному обществу в скором будущем потребует более широкого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т.д.). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.  Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретной целями .

   Опираясь на труды В. А. Сластенина, под методами воспитания мы  понимаем способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Ученый называет четыре группы таких методов: формирование сознания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.[9]                            В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Естественно, педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. При этом преобладают методы сотрудничества, создающие условия для субъект - субъектных отношений, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе само созидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, "мозговой штурм", самоанализ и самооценка, импровизация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности.                            Методы воспитания отбираются с учетом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учетом профессионализма, мастерства, культуры педагога. Воспитание осуществляется через воспитательный процесс - целенаправленный процесс взаимодействия: индивид-индивид, индивид-группа, индивид-коллектив. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский дом, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище) учреждениях, высших учебных заведениях, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Наиболее целенаправленно и эффективно воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на осуществление педагогических целей, - воспитательном или педагогическом процессе.              "Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса."                                  Цель воспитательного процесса - ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию. Организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.                         Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:

                    безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;

                    проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;

                    осознание и признание права личности быть не похожей на других;

                    предоставление права на свободный выбор;

                    оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

                    владение способностью "чувствовать" (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;

                    учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и т.д. По нашему мнению, гуманизация воспитательно-образовательного процесса в школе - задача всего  педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры учителей, через овладение методиками и технологиями воспитательно-образовательного процесса, вовлекающими ребенка в саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.

    В 70-е гг. получила известность и распространение методика В. Ф. Шаталова. Опыт украинского учителя математики, физики и астрономии В. Ф. Шаталова, который создал эффективную учебно-воспитательную технологию, не поддавался анализу и оценке с точки зрения традиционной педагогики и психологии, вызывал массу споров и порождал противоположные мнения.                           

На              эффективность воспитательного процесса в большей мере влияют мастерство педагога, особенности его личности, а главное, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность самой замечательной воспитательной технологии часто зависит от степени авторитета педагога и от многих других факторов, иногда даже незначительных, - настроения, самочувствия педагога и детей.                                                                                                                             

    Воспитание - сложный процесс, рассматриваемый как специально 

организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Как уже отмечалось, успех воспитания зависит от множества факторов, где не последнюю роль играют отношения между воспитанником и педагогом.                                                    

   Исходя из этого воспитательные технологии можно определить как продуманную во всех деталях модель совместной деятельности, содержащую систему научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых оптимально достигаются конкретные воспитательные цели.   Эффективность воспитательных технологий в значительной степени зависит от педагогических условий, в которых они осуществляются. По мнению Н. Е. Щурковой[12], эти условия определяют успешность воспитательной технологии в такой же степени, в какой и созданная педагогическая технология. К педагогическим условиям, определяющим успешность воспитательных технологий, прежде всего можно отнести индивидуальные особенности педагога. Это - эрудиция, неординарность личности педагога, его культура, интересы и увлечения, и т.п. Большое значение имеет отношение к воспитанникам, выражающееся в педагогическом такте и оптимизме, в мажорном тоне. Не менее значим профессионализм педагога, проявляющийся в глубоких знаниях закономерностей воспитательного процесса и детской психологии, владении методами диагностики и т.д.              Материальные условия, включающие обстановку в классе, наличие современного оборудования, вряд ли можно отнести к определяющим, но в успешности воспитательной технологии и они играют не последнюю роль. Характер воспитательной технологии зависит от отношения к ребенку. Им определяется тип технологии: сотрудничества, свободного воспитания, авторитарная или личностно - ориентированная (Г. К. Селевко).[8]              Как уже известно, постановка диагностируемой цели является одной из важнейших составляющих создания педагогической технологии. При создании воспитательных технологий, как и в обучающих технологиях, ставится цель, в которой четко сформулированы ожидаемые конкретные конечные результаты.[5]             

 

Заключение.                                                                                                                      

Подводя итоги по данной курсовой работе, мы пришли к выводу, что воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia – согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться  в тесной связи между               собой.                                                                                                                                                        Поэтому  мы считаем, что первостепенное значение имеет создание в учебном заведении условий для овладения основами современных наук о природе, обществе и человеке, придание учебно-воспитательной работе развивающего характера. Не менее важной задачей является и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общества, свободы мнений и убеждений молодежь усваивала знания не механически, а глубоко перерабатывала их в своем сознании и сама делала выводы, необходимые для современной жизни и образования.                                                                                                                    

Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.  Важнейшее значение во всестороннем развитии личности имеет гражданское и национальное воспитание. Оно включает в себя воспитание чувства патриотизма и культуры межнациональных отношений, уважения к нашим государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств и национальной культуры народа, а также стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении вопросов государственной важности. Органической частью всестороннего формирования личности является воспитание экологической сознательности, приобщение к богатствам национальной и мировой эстетической культуры. Оно включает также физическое развитие обучающихся и укрепление их здоровья. Его неотъемлемым элементом должно быть трудовое воспитание, техническое обучение, знакомство с рыночной экономикой.

По нашему мнению на сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования. Гуманистическая педагогика имеет в своей основе гуманистическое мировоззрение, которое признаёт своей главной и незыблемой ценностью человека как такового, ценность его свободы, его выбора и возможностей его развития.                                                                                                                                                  Педагогический процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и учителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития.  В процессе профессионального образования также является необходимым учёт основных положений гуманистической педагогики, что должно определять не только построение учебно-воспитательного процесса, но и поставить в его центр личность учащегося и опираться на неё, как на отправную точку всего процесса профессионального образования.[11]

 

Список использованных источников:

1.Амонашвили, Ш.А. «Зравствуйте, дети!»: Пособие для учителя/ Ш.А. Амошвили.  Предисловие  Петровского А.В.-М., 1983

2.Бондаревская, Е.В. Смысл и стратегия личностно-ориентированного воспитания/ Е.В. Бондаревская. Педагогика.-2001.-№1

3.Луначарский, А.В. О народном образовании / А.В. .-М., Луначарский. - М., 1958-445 с.

4. Макаренко, А.С. Сочинения: В 7 т / А.С. Макаренко.- М.,- Т 5- 353 с.

5. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива / Л.И. Новикова.-М., 1978

6. Организация воспитательного процесса в школе.-М., 2000

7. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для вузов / И.П. Подласый.- М.: Педагогика, 1999

8.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. / Г.К. Селевко. .-М.: Учебное пособие.-Народное образование, 1998-256с.

9.Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие  для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин,  И.Ф. Исаев,  Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина .- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 567 с.

10. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / А.А. Сухомлинский. - М., 1981.- Т. 3 - 208 с.

11. Тонков, Е.В. Общие основы педагогики./ Е.В. Тонков. Режим доступа : [htpp// www. pandia. ru/ dok / 499583/]

12. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология/ Н.Е. Щуркова.М.: Педагогическое общество России, 2002-224с.

Приложение 1. Программа создания воспитательного пространства в школе.

    

 

 Воспитательная программа по возрастным группам

 

Классы

Задачи

Задача доминанта

Знания

Умения

Действия

 

Программа воспитательной работы для учащихся 5-6 классов

 

развитие потребности к изучению истории своей станицы, её быта и традиций;
воспитание чувства ответственности за свои поступки, долга перед родными, друзьями;
развитие культуры человека, творческой деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям;
формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности; воспитание любви к природе, бережного отношения к флоре и фауне родной станицы

Формирование способности к саморегуля- ции

знать историю своей станицы;
знать основы экологической культуры;
знать о состоянии своего здоровья и здоровья членов семьи;
знать правила здорового образа жизни; знать элементарные правила культуры поведения и общения;
знать о профессиях своих родителей и родственников; знать ценности общественной жизни

уметь заботится о своём здоровье и здоровье родных людей;
уметь вести себя в обществе;
уметь выбрать свой вид деятельности, как способ выражения своего «Я»;
уметь строить свои отношения с людьми, согласно принципам уважения, доброжелательности, честности, взаимовыручки;
уметь охранять природу; уметь уважать историю своей станицы, её традиции, нравы и обычаи.

правильно вести себя на природе;
заниматься любимым делом в кружке;
оказывать помощь во время болезни себе и другим людям; сохранять и развивать традиции семьи;
выполнять домашнюю работу; принимать участие в школьных делах;
проводить экскурсии по району КМВ
ухаживать за животными.

Программа воспитательной работы для учащихся 7-8 классов

 

развитие потребности к изучению своей Родины, своего народа, края, станицы;
формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьёй, друзьями, Родиной;
воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе, изменяя свой внутренний мир через приобретение опыта трудовой, художественной, общеобразовательной деятельности;
воспитание деловитости, предприимчивости, обязательности, чувства честного партнёрства;
развитие активности во всех сферах жизни: всесторонне ознакомить подростков с основными приёмами и методами самопознания, научить видеть их взаимосвязь и взаимообусловленность

Расширение представле- ния о социальном устройстве жизни

знать историю своей станицы, района, края;
знать обычаи и традиции родного края;
знать народный календарь, приметы; знать  интересы и увлечения родных;
знать социальные роли в семье;
знать культуру семейных отношений;
знать проблемы и заботы семьи;
знать биографии своих родителей, предков, родословную;
знать виды деятельности человека;
знать культуру быта;
знать профессионально-должностные и общественные функции человека в обществе;
знать основы экономических знаний и культуры;
знать правила общения;
знать об особенностях своего организма;

уметь   заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей;
уметь рассказать о своей семье, родственниках, родословной;
уметь рассказать о профессиях своих родителей, родственников;
уметь планировать семейный бюджет;
уметь поддерживать добрые отношения в семье, родственные связи, уважительные отношения с соседями;
уметь уважать историю своего города, края, их традиции, нравы, обычаи;
уметь выбрать свой вид деятельности;
уметь определять свои профессиональные склонности; готовиться к выбору профессии;
уметь организовывать свой труд;
уметь быть бережным и щедрым;
уметь защищать Отечество;
уметь планировать свою деятельность с целью наблюдения за своим поведением, характером, волей, сравнивать себя с другими людьми, сопоставлять оценки, которые дают ему сверстники, учителя, с собственными представлениями о себе;
анализировать с помощью педагога свою деятельность (учёбу, спорт, общение, труд), внутреннее состояние.

 

самостоятельно работать над углублением знаний по интересующим темам истории родного края;
вести беседы в коллективе ровесников,
правильно вести себя в обществе
сохранять и развивать традиции семьи
принимать активное участие в КТД, предметных неделях, олимпиадах и др.
оказывать помощь  себе и другим людям;
выращивать овощи, цветы;
принимать участие в школьных делах;

 Программа воспитательной работы для учащихся 9-11 классов

 

 расширение представлений о разных способах социального устройства жизни;
формирование отношения человека к обществу;
развитие творчества и самотворчества;
формирование навыков безопасного поведения;
формирование навыков коллективной творческой деятельности;
формирование представления о самосознании и его месте в самовоспитании.

 становление и самоактулизация личности

 знать историю своей страны;
знать обычаи и традиции русского народа;
знать профессионально должностные, общественные функции человека в обществе;
знать культуру быта;
знать виды деятельности человека;
знать культуру физического и умственного труда;
знать роль и место человека в жизни;
знать значение понятия «красота: внешняя и внутренняя»;
знать культуру внешнего вида;
знать нормы культурной жизни;
знать соотношение материального и духовного;
знать роль прессы, радио, телевидения;
знать идеал мужчины и женщины;
знать культуру семейных отношений.

 уметь выбрать свой вид деятельности;
уметь определять свои профессиональные склонности, интересы; готовиться к выбору профессии;
уметь осмысливать и анализировать происходящие события;
уметь применять этическую защиту в повседневной жизни;
уметь культурно воспринимать, воспроизводить, передавать информацию;
уметь принимать окружающий мир;
уметь воспитывать в себе разумные потребности
уметь выбирать свою позицию по отношению к окружающей действительности, достойно использовать характеристики человеческой жизни (счастье, свобода, совесть, долг);

уметь уважать и гордиться историей своей страны, её традициями, нравами и обычаями;
уметь защищать Отечество;
 

 

Информация о работе Обучение и воспитание в школе с позиций гуманистической педагогики