Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 15:24, курсовая работа
Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Я. Корчак отмечает, что "ребенок в этом мире - иностранец; он не знает название городов, направлений улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы, уважайте его незнание". Поэтому ребенка нужно с младшего возраста обучать правильному общению, но в то же время, если он очень маленький, уважать его незнание.
Введение…………………………………………………………………………3
п.1 Сущность и виды общения………………………………………………...5
п.2 Особенности общения младших школьников……………………………11
п.3 Программа развития умений общения младших школьников………….19
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...25
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
1.Кинестика изучает
внешние проявления
мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения
отдельных частей тела: позы, осанку, поклоны, походку.
2.Таксика изучает
поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
3.Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.
Не кто иной, как С.И. Самыгин
выделяет следующие виды общения: личностное,
деловое, целевое, инструментальное. Деловое общение обычно включено как частный момент в
какую-либо совместную продуктивную деятельность
людей и служит средством повышения качества
этой деятельности. Его содержанием является
то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые
затрагивают их внутренний мир. В отличие
от делового личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг
психологических проблем внутреннего
характера, тех интересов и потребностей,
которые глубоко и интимно затрагивают
личность человека: поиск смысла жизни,
определение своего отношения к значимому
человеку, к тому, что происходит вокруг,
разрешение какого-либо внутреннего конфликта
и т.п.
Инструментальным можно назвать общение, которое не является
самоцелью, не стимулируется самостоятельной
потребностью, но преследует какую-то
иную цель, кроме получения удовлетворения
от самого акта общения. Целевое — это общение, которое само по себе служит
средством удовлетворения специфической
потребности, в данном случае потребности
в общении [18].
Следует подчеркнуть, что общение может
быть кратковременным и длитель
Проанализировав сущность и
виды общения, наиболее
п.2 Особенности общения младших школьников
Л.С. Выготский считал, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это своеобразная переходная ступень – ребенок уже не дошкольник и еще не школьник. По мнению ученого, ребенок семи лет отличается, прежде всего, утратой детской непосредственности. Когда дошкольник вступает в кризис, то он вдруг утрачивает наивность и непосредственность: в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничание, клоунада: ребенок строит из себя шута.
Л.С Выготский говорил: “Думаю, что это впечатление правильное, что внешним отличительным признаком 7-летнего ребенка является утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных странностей, у него несколько вычурное, искусственное, манерное, натянутое поведение” [6,c.89].
Он считал, что речь как средство общения приводит к тому, что приходится называть, связывать со словами наши внутренние состояния. Связь же со словами никогда не означает образование простой ассоциативной связи, а всегда означает обобщение.
В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит “я радуюсь”, “я огорчен”, “я сердит”, “я добрый”, т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Переживания приобретают смысл, благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к себе, которые были невозможны до обобщения переживаний.
В дошкольном возрасте появляется обобщение единичного опыта общения, связанного с отношением, прежде всего, со стороны взрослых. От качества, содержательного богатства этого опыта зависит динамика проживания ребенком кризиса семи лет.
Развитие в общении ребенка со взрослым в дошкольном возрасте по данным Г.Г. Кравцова, проходит следующие стадии:
Развитие произвольности у ребенка со сверстником в дошкольном возрасте проходит следующие стадии:
Важно подчеркнуть, что в культурно-исторической традиции с кризисом семи лет связывается возникновение личного сознания.
Обобщая разнообразные теоретико-экспериментальные исследования, Д.Б. Эльконин выделяет следующие основные симптомы кризиса 7 лет:
Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским считает, что в основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникает новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.
По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения – как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли он на себя роли? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения – важный признак готовности ребенка к школе. “Готовность ребенка к школьному обучению предполагает “вращивание” социального правила, однако специальной системы формирования внутренних правил в современной системе дошкольного воспитания не предусмотрено” [11,c.224].
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л.С. Выготский, история культурного развития ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения» [2,c.198].
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. В школе возникает новая структура отношений. Система “ребенок – взрослый” дифференцируется (рис.1):
Рисунок 1. - Структура отношений ребенка
Система “ребенок – учитель” начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Впервые отношения “ребенок – учитель” становится отношением “ребенок - общество”. В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки.
В сфере “ребенок - взрослый” помимо отношений “ребенок - родители” возникают новые отношения “ребенок - учитель”, поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им, учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.
Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уровне и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье.
Деятельность, первоначально разделенная между участниками, выступает сначала как основа для формирования интеллектуальной активности, а затем становится формой существования новой психической функции. Высшие психические функции, согласно Л.С. Выготского, происходят из совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий. “Психическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры” - писал Л.С. Выготский.
Г.А. Цукерман считает, что начало учебного процесса должно строиться как обучение навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоении отношений: на умении договориться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.
Ученый определяет сферу общения в качестве главного источника эмоционального неблагополучия детей. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться.
Психологи показали, что отсекая прямое общение между детьми во время занятий (запрещая им переговариваться, подходить друг к другу, обмениваться мыслями), мы делаем каждого ребенка гораздо более беспомощным, незащищенным, несамостоятельным, а поэтому гораздо более зависимым от учителя, склонным во всем подражать ему и не искать собственной точки зрения.
По мнению Г.А. Цукерман, учебное сотрудничество учителя с классом, готовящее детей не к пассивной позиции обучаемого, а с активной позиции учащегося: учащего самого себя с помощью взрослого и сверстников.
Она исследовала роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников и получила экспериментальные данные о том, что дети, работающие в форме совместной работы в классе, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно формируются рефлексивные действия, по сравнению с учениками, занимающимися традиционным способом.
В связи с этим выдвинула гипотезу, согласно которой сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества с взрослыми, является необходимым условием психического развития ребенка [19].
М.И. Лисина, опираясь на концепцию Л.С. Выготского, в своих работах исследовала общение ребенка с взрослыми.
Задача исследований М.И. Лисиной заключалась в выявлении содержания личностных новообразований, возникающих в кризисные периоды. Под личностными новообразованиями она понимала такие качества, которые проявляют себя во всех сферах отношений ребенка: с другими людьми, с предметным миром, с самим собой.
Исследование кризиса 7 лет, проведенное М.И. Лисиной, показало, что в этом возрасте особую значимость для ребенка приобретают его положение среди сверстников и его роль в более широком социальном контексте. Социальная активность, направленная на завоевание признания и уважения других и на самоутверждение, задает смысл всей его деятельности.
Очень широко представлено в работах М.И. Лисиной исследование влияния общения на психическое развитие ребенка. Она исходила из того, что главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослыми. Экспериментальные исследования, проведенные под ее руководством, показали, что именно в общении развиваются внутренний план действий ребенка, сфера его эмоциональных переживаний, познавательная активность детей, произвольность и воля, самооценка и самосознание.
Взаимоотношения рассматриваются М.И. Лисиной как один из продуктов деятельности общения: зарождаются, меняются и развиваются в ходе коммуникации. При этом степень и качество взаимоотношений определяются характером общения. Наблюдения автора показали, что партнер, который позволяет ребенку удовлетворить потребность в общении на достигнутом детьми уровне развития, вызывает у него симпатию и расположение. Чем больше общение с партнером соответствует конкретному содержанию потребности ребенка (во внимании, уважении, сопереживании), тем больше тот его любит [9].
По мнению И.Ю. Кулагиной, ребенок, психологически готовый к школе, хочет учиться потому, что у него есть потребность в общении, он стремится занять определенную позицию в обществе, у него также есть познавательная потребность, которую невозможно удовлетворить дома. “Сплав этих двух потребностей – познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне – и определяет новое отношение ребенка к учению, его внутреннюю позицию школьника”. Появление внутренней позиции школьника сопряжено с изменением самосознания ребенка. Это не одномоментный процесс, он имеет свои корни в предыдущем периоде и в первую очередь – в новообразовании кризиса семи лет, именуемое вслед за Л.С. Выготским «интеллектуализацией аффекта».
Информация о работе Обучение младших школьников основам общения