Обучение младших школьников основам общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Я. Корчак отмечает, что "ребенок в этом мире - иностранец; он не знает название городов, направлений улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы, уважайте его незнание". Поэтому ребенка нужно с младшего возраста обучать правильному общению, но в то же время, если он очень маленький, уважать его незнание.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
п.1 Сущность и виды общения………………………………………………...5
п.2 Особенности общения младших школьников……………………………11
п.3 Программа развития умений общения младших школьников………….19
Заключение………………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное 

учреждение высшего  профессионального образования

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА»

Кафедра общей педагогики и образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

Смирнова Светлана Владимировна

 

 

ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ОБЩЕНИЯ

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Студентка 3 курса (34 группы)

                              дневного отделения

 

                                       Научный руководитель:

                                                      д.п.н., профессор Макарова Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов - 2013

 

 

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………3

 п.1 Сущность и виды общения………………………………………………...5

 п.2 Особенности общения младших школьников……………………………11

 п.3 Программа развития умений общения младших школьников………….19

Заключение………………………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общение - это сложный  многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Я. Корчак отмечает, что "ребенок  в этом мире - иностранец; он не знает  название городов, направлений улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы, уважайте его незнание". Поэтому ребенка нужно с младшего возраста обучать правильному общению, но в то же время, если он очень маленький, уважать его незнание.

Чтобы научиться правилам коллективной жизни, ребенку нужен  определенный социально-нравственный опыт, в котором формируются правила общения со взрослыми и сверстниками. Психологи считают отсутствие подобных умений одной из главных трудностей в обучении младших школьников. Общительность, дружелюбие, уступчивость, сдержанность, внимательность, стремление помочь товарищу и другие необходимые для школьного обучения качества проявляются и формируются лучше всего при постоянном общении группы детей в ходе разнообразных игр под умелым руководством старших.

Если возникают постоянные конфликты с другими ребятами, нужно причины разногласий выяснять. Задача учителя и заключается в том, чтобы как можно раньше обратить внимание родителей на важность всех этих вопросов, помочь им конкретными советами.

Обучение общению младших  школьников является условием развития коммуникативной культуры в современной  педагогической теории и практике учебно-воспитательной работы. Об этом свидетельствуют работы таких авторов, как И.Ф.Исаев, Е.И.Рогов, В.А.Сластёнин, С.А. Смирнов, А.Н.Сухов. Актуальность проблемы предопределяет цель курсовой работы.

 

 

Цель исследования - раскрыть сущность общения как психологической категории, показать необходимость обучения младших школьников общению.

Объект исследования - процесс общения школьников.

Предмет исследования: методы обучения общению младших школьников.

В соответствии с целью, объектом и предметом  в работе определены следующие задачи:

-раскрыть сущность  и виды общения;

- рассмотреть особенности общения младших школьников;

-разработать программу развития умений общения младших школьников;

Методы исследования: синтез, сравнение, моделирование, анализ педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п.1 Сущность и  виды общения

         Взаимодействие человека с окружающим  миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их собственной жизни. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.

          Существуют много различных понятий  и определений общения. Рассмотрим несколько из них.

         Б.Ф. Ломов считает, «что общение нельзя определять как вид человеческой деятельности, что оно есть нечто принципиально отличное от деятельности, ибо связывает субъект не с объектом, а с другим субъектом». Между тем автор склонен называть общение «взаимодействием субъектов» [10,с.127]. 
        По мысли М.С. Кагана, «общение – это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность». То есть, в общении нет коммуникатора и реципиента сообщений – есть собеседники, соучастники, партнеры общей позиции [4, с.41].   

      Л.П. Буева интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Данное понятие разработано на стыке философии, социологии и социальной психологии и носит наиболее общий  характер [1, с.97]. 
          В.Н. Панферов определяет общение как взаимодействие людей, содержанием которого является взаимопознание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса общей деятельности [14, с.45]. Автор предлагает признать четыре стороны в общении: связь, взаимодействие, познание и взаимоотношение, при этом выделяя и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, гностический и регулятивный. 
           В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского под общением понимается сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга [16, с.236].

          Н.И. Шевандрин определяет общение как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера [21, с.123]. 
         Р.С. Немов под общением понимает взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Общение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование окружающего мира, является одной из основных форм социальной активности человека. В общении люди делают достоянием друг друга то, чем сами они обладают. В результате общения знания, умения и навыки одного человека становятся общими для многих людей [11, с.285].

              В.Г.Крысько рассматривает общение  как, процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц [7, с.78-82].

             В современной психологии общение  часто рассматривается как синоним понятия взаимодействия, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлений.

             Согласно словарю С.И.Ожегова,  взаимодействие - это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений. В философском словаре взаимодействие трактуется как "процесс взаимного влияния", "всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями" [13, с.215].

              Взаимодействие определяется как "процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность". По выражению В.А.Петровского, "в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми" [15, с.58]. Таким образом, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т.д.) и взаимное влияние [3, с.56-57].

             В своей работе мы будем использовать понятие общение, данное в словаре В.А Петровского и М.Г. Ярошевского. Итак, общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

               В повседневной жизни человек  учится общению с детства и  овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует.

              Общаясь друг с другом, мы слушаем  не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг друга, слышим тембр голоса, интонацию, видим мимику и жесты. При этом слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос информацию дополняют.

              В зависимости от целей, содержания и средств общение можно разделить на несколько видов.

               Р.С. Немов классифицирует общение по целям и делит его на биологическое и социальное, в зависимости от потребностей, которые это общение обслуживает. Биологическим автор называет такой вид общения, которое необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Этот вид общения связан с удовлетворением основных органических потребностей. Социальный вид общения служит для развития и расширения межличностных контактов, установления отношений между людьми, личностного роста индивида [11].

Отметим что, по содержанию оно может быть представлено как материальное, кондиционное, мотивационное, когнитивное, деятельностное.

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а в конечном счете — оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность.

Иллюстрацией когнитивного  и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Для нас представляет интерес типология общения по средствам. Оно может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой. Опосредствованное общение связано с использование специальных средств и орудий для организации и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т.д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т.п.). Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения. Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

             М.И. Лисина выделяет три основные категории средств общения. Это экспрессивно-мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения руки тела, выразительные вокализации; предметно-действенные средства общения: локомотивные и предметные движения, позы; речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

            Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные средства коммуникации.

          По-мнению Р.С.Немова, невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Информация о работе Обучение младших школьников основам общения