Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:42, курсовая работа
Объектом нашего исследования является обучение монологическому общению на уроках иностранного языка.
Предмет исследования – применение текстов при обучении монологической речи на младшем этапе общеобразовательной школы.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Лингвопсихологические основы обучения монологической речи………..5
1.1. Общая характеристика устно-речевого общения на уроках иностранного языка………………………………………………………………5
1.2. Лингвопсихологическая характеристика монологической речи……13
1.3. Текст как опора при обучении монологическому общению………..21
2. Методика обучения монологическому общению на основе текста………27
2.1. Комплекс упражнений по развитию монологической речи на основе текста……………………………………………………………………………..27
2.2. Экспериментальная проверка комплекса упражнений по развитию монологической речи на основе текста………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………...35
Приложение 1…………………………………………………………………….37
Приложение 2…………………………………………………………………….38
Каким образом ситуация «оказывается» отраженной в сознании. Дело в том, что ситуация не локальный отрезок действительности, а «отрезок» деятельности, форма, в которой осуществляется взаимодействие общающихся. Поэтому ситуации присущи основные черты деятельности – содержательность, эвристичность, иерархичность, определенная структура [7, 103-105].
Важно также отметить, что взаимодействие общающихся возникает при решении какой-либо задачи. С методической точки зрения это весьма существенно, поскольку заставляет организовывать ситуации как деятельность, состоящую из решения задач общения.
Ядром отраженной в сознании ситуации являются взаимоотношения общающихся.
Если один человек
Ситуация динамична, меняется вместе с речевыми действиями, в зависимости от них. Каждая реплика продвигает ситуацию. Строго говоря, ситуация в какой-то степени статична: она есть как бы остановленные на миг взаимоотношения, зафиксированное мгновение речемыслительного процесса. Но это – исходная ситуация, а вся речевая деятельность представляет собой как бы бесконечную цепь ситуаций. На основании изложенного можно дать следующее определение понятия «ситуация»: это такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая благодаря ее отраженности в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность [20, 29].
Рогова определяет ситуацию как обстоятельства, в которые ставится говорящий и которые вызывают у него потребность говорить. Это сложный многоплановый и полидетерминированный феномен объективного мира, он требует широкого и глубокого подхода к его исследованию. Поэтому важное значение приобретает нахождение критериев, с помощью которых можно методически верно смоделировать (в теоретическом и практическом планах) ситуацию речевого общения. Общение можно рассматривать субстанционально и функционально [19].
Субстанцию общения составляют, прежде всего, три основных вида деятельности: преобразовательная, познавательная и ценностно-ориентационная. Данные виды деятельности осуществляются в определённых сферах и областях реальной действительности. В общении реализуются различные формы деятельности (учебно-познавательная, общественно-политическая, трудовая, спортивная, художественная, бытовая). Содержанием общения выступают проблемы, основой которых являются предметы обсуждения. При этом общающиеся исполняют определённые роли: социальные, интеракционные (междейственные), внутригрупповые, межличностные. Общение осуществляется на базе основных организационных форм: 1)установление отношений,2) расспрос, 3)планирование и координация совместной деятельности, 4)осуждение или одобрение, 5) обсуждение результатов деятельности, 6)дискуссия. В процессе общения решаются коммуникативные задачи.
С функциональной точки зрения общение
как самостоятельный вид
Если субстанционально ситуация – это единица общения, то функционально она является актом общения.
На страницах журнала «
Подлинное общение возможно и на учебном занятии, если обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы. В этом случае обучающийся высказывается от своего лица, исполняя любую присущую ему роль. Что касается преподавателя, то он берёт на себя роль организатора общения, либо его участника, а также «банка данных», но отказывается от своей традиционной роли руководителя и хозяина положения. Все участники общения равноправны, каждый может говорить о чём он хочет и что он считает нужным. Данный тип выполняет все присущие общению функции, является подлинным, так как он единственный из предложенных, в котором коммуниканты решают реально значимые задачи и преследуют конкретные цели. Каждый выражает своё личное мнение, говорит о том, что его интересует, поэтому он всегда сообщает что-то новое своим партнёрам. Этот тип общения отличается высокой мотивацией, вытекающей из значимости обсуждаемых вопросов, оригинальности мнений и заинтерисоанности всех в нахождении правильного решения.
Содержанием аутентичного общения может быть любая проблема реальной жизни. Например, обсуждение и принятие решения по какому-либо конкретному вопросу (посещение театра, организация вечера, приём иностранцев и т.д.), дискуссии по морально-этическим, социальным, политическим и другим вопросам. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями/друзьями, посещение страны изучаемого языка, отношение к текущим политическим и экономическим событиям и пр. «Круглый стол», то есть обсуждение какой-либо важной проблемы, например защита окружающей среды, к чему все участники готовятся заранее. Ведущий организует дебаты и делает заключение в конце обсуждения. И, наконец, проблемные ситуации, из которых нужно найти выход. Например, через неделю должны приехать два школьника из Южной Кореи. Выяснилось, что семья, которая должна их принять, не сможет этого сделать. Как поступить?
Таким образам, в процессе аутентичного общения разрешаются жизненные различные проблемы. Аутентичное общение обеспечивает воссоздание в учебных условиях тех ситуации и коммуникативных актов, которые актуальны для будущего иноязычного общения обучающихся [6, 5].
1.2. Лингвопсихологическая характеристика монологической речи
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение. Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки. В большинстве методов обучения говорение является одним из важнейших направлений преподавания. Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы:
Обычно говорение подразделяют на говорение в диалогической форме (диалогическая речь) и в монологической форме (монологическая речь).
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий [1, 176].
Монологическая речь, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе. Она характеризуется большей произвольностью (планируемостью), последовательностью, стройностью, чем диалогическая [10, 154-155].
Монолог является такой формой речи, когда её выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства. Хотя, монолог, как и другие формы речи, мотивирован стимулом, исходящим из ситуации, он относительно автономен от неё. Монолог опирается на внутренний план высказывания, на содержание, лежащее вне речевой ситуации. Ситуация является для монолога лишь отправным моментом, он как бы отправляется от неё, образуя свою среду-контекст.
Существует ряд разновидностей монолога, обслуживающих различные сферы общения. Это – приветственная речь, похвала, порицание, лекция, рассказ, характеристика, обвинительная или защитительная речь и т.д. Во всех этих случаях говорящий является автором своего высказывания, заинтересованным в понимании его слушающими, которые могут находиться непосредственно в поле его зрения или вне пределов непосредственного контакта.
Монологическая речь всегда обладает признаком адресованности, что выражается в словах-обращениях и интонационно. Адресованность монологической речи зависит от её логичности, от чёткой разбивки на смысловые куски, которые последовательно разворачиваются перед слушающим. Важную роль в этом плане выполняют риторические вопросы, привлекающие внимание к существенным моментам содержания [10, 127].
В специальной литературе существует классификация монологов в зависимости от типов их общественного воздействия, а также от их стилистических особенностей. Так, В.В. Виноградов условно выделяет монологи четырёх типов: монолог-убеждение, монолог лирический, монолог драматический, монолог сообщающего типа.
Отдельные авторы различают [8, 253]:
А) монолог стилистически
Б) монолог разговорный, ведущийся от первого лица и непосредственно обращённый к реальному или предполагаемому в ораторской речи второму лицу. Такой монолог рассчитан на вовлечение слушателя в процесс речевого общения. Этот монолог в диалоге, и здесь особенно интенсивно используется различного рода средства воздействия на аудиторию, характерные для ораторской речи вообще: восклицательные предложения, побудительные и обобщающие предложения и т.д. При этом объём и характер информации, а также выбор языковых средств определяются самим говорящим. Основная трудность говорящего заключается в определении объекта высказывания и последовательности изложения.
Монологическая речь может быть
устной и письменной. Будучи устной,
она характеризуется
Развёрнутый характер монологической речи заключается в том, что она состоит, как правило, из нескольких предложений. Это необходимо для того, чтобы передать адресату некоторое количество ситуативно-необусловленной информации. В монологах для извлечения смысла опираться приходиться только на семантическую информацию. Значит, монолог строится на полных и обстоятельственных предложениях, несущих самостоятельное содержание. Этим и объясняется важнейшая характеристика монологической речи – её содержательность.
Что касается последовательности и логичности, то эти особенности монологической речи опять таки необходимы для того, чтобы сделать её независимой от ситуативной информации.
Перечисленные особенности монологической
речи показывают, что она является
значительно более
Монологическая речь представляет
собой связное непрерывное
Монологическая речь преимущественно контекстна. Она, как правило, строится без учёта ситуации экстралингвистического характера. Однако иногда и она может быть ситуативной. Например, спонтанное высказывание – развёрнутые реплики в диалоге, которые можно рассматривать как краткие монологические высказывания – «микромонологи в диалоге». Монологическая речь в некоторых случаях может быть наглядно-ситуативной, если она сопровождается зрительным рядом в кинофильме, в телевизионных передачах.
Важнейшей психологической особенностью монологического высказывания является его направленность, которая позволяет говорящему связно и полно высказывать свои мысли.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
Для каждой функции монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы.
В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью (на родном языке) монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчётливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.
С лингвистической точки зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений, и, как правило, развёрнутым изложением мыслей.
Информация о работе Обучение монологическому общению на корейском языке с опорой на текст