Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в коррекционно-логопедических методах и приемах формирования навыка творческого рассказывания данной категории детей.
Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Введение.
1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.
1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания .
Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.3. Методика обучения творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Глава 3. Выводы
Список литературы
Приложение
3
3
5
11
14
14
33
45
46
Обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.), что практически невозможно до выхода на 3 уровень речевого развития, то есть на втором-третьем году обучения. Эта возможность определяется также запасом знаний и сведений об окружающей действительности, сформированностью фонетической и грамматической сторон языка и речи. Помимо речевой готовности к составлению творческих рассказов, необходимо учитывать и психологические предпосылки для формирования творческого рассказывания – активизацию воображения в возрасте 5-6 лет. По мнению Л.С. Выготского, обладая от природы богатым и свободным воображением, ребенок младше 5 лет не способен оперировать им конструктивно; только примерно с 6-го года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный и созидательный характер, «превращаясь из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое». Этот период в психологии называют сенситивным для развития образного мышления и воображения, то есть старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения, вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).
Таким образом, возможность составлять полноценные творческие рассказы, возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте (Ф.А. Сохин, А.М. Леушина и др.). А, по мнению Глухова В.П., обучение творческому рассказыванию занимает особое место в работе с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития. В этот период обучение творческому рассказыванию становится приоритетной задачей коррекционно-образовательного процесса. (2)
1.3. Особенности совершенствования
связной речи через
Из всех видов рассказывания с элементами творчества особый интерес у детей вызывает рассказывание по сюжетной картине. Это обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной (если ее сюжет близок и понятен детям) педагог может работать несколько занятий. Картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых (Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, А.А. Люблинская).
Во-вторых сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, являющуюся основой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка (Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина, М.М. Конина).
В-третьих, рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой гораздо легче, чем придумывать историю целиком.
Изменения в сюжете рассматриваемой картины, сделанные подобным образом, способны не только усилить детский интерес, но и создать основу для творческого рассказывания. Картина в данном случае служит наглядной базой для возникновения у ребенка нового замысла.
Следует отметить, что
далеко не каждая картина способна
вызвать у ребенка стойкий
интерес и может служить
Побуждая ребенка разрешить конфликт, педагог не должен раскрывать истину перед ребенком, ему следует терпеливо учить ее отыскиванию. Если ребенок не дает готового ответа или ответ его неверный, необходимо указать на неразрешенное или вновь возникшее противоречие.(6)
Использование картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 5 видам творческого рассказывания:
Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.(6)
Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания по сюжетной картине с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Диагностика проводилась в старшей логопедической группе №6 в январе 2008 года. В выборке участвовало 14 детей в возрасте 5 лет со следующими диагнозами:
№ п/п |
Фамилия,имя ребёнка |
Возраст |
Диагноз |
№ протокола |
1 |
Бекесов Аскар |
20.06.2003 |
ОНР II уровня |
991 от 03.03.08 |
2 |
Валиуллин Влад |
28.05.2003 |
ОНР III уровня |
978 от 03.03.08 |
3 |
Галимов Тимур |
21.08.2003 |
ОНР III уровня |
979 от 03.03.08 |
4 |
Зарипов Анвар |
01.04.2003 |
F83. ОНР III уровня |
53 от 03.03.08 |
5 |
Зиганшин Айвар |
15.04.2003 |
НОНР |
971 от 12.05.08 |
6 |
Сагидуллин Айнур |
02.08.2003 |
ОНР III уровня |
163 от 06.03.08 |
7 |
Саитов Ильфир |
15.01.2003 |
НОНР, двуязычие |
983 от 12.05.08 |
8 |
Тимергалина Рената |
24.11.2003 |
ОНР III уровня |
988 от 03.03.08 |
9 |
Фазуллин Марат |
05.06.2003 |
ОНР III уровня |
996 от 03.03.08 |
10 |
Хабибуллина Гузель |
13.02.2004 |
ОНР III уровня |
975 от 03.03.08 |
11 |
Хисамова Анжела |
06.09.2003 |
ОНР III уровня |
986 от 03.03.08 |
12 |
Шакиров Даниил |
06.08.2003 |
ОНР III уровня |
977 от 03.03.08 |
13 |
Шамсиева Линара |
27.09.2003 |
ОНР III уровня |
982 от 04.03.08 |
14 |
Шарипова Элина |
04.09.2003 |
ОНР III уровня, логоневроз |
1002 от 03.03.08 |
Для диагностики связной речи я использовала методику обследования связной речи и способности к творческому рассказыванию, предложенную Глуховым В.П. (литра), которая включает следующие задания:
1) составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);
2) составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
3) пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
4) сочинение рассказа на основе личного опыта;
5) составление рассказа-описания;
6) окончание рассказа по заданному началу.
Первое задание используется для определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). При обследовании я предлагала ребенку 5 картинок следующего содержания:
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?». В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). При анализе результатов отмечаются особенности составленных фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма и др.).
Второе задание направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Я предлагала ребенку следующие картинки:
Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Для облегчения задания предлагается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?» Перед ребенком стоит задача: на основе «семантического» значения каждой картинки и вопроса педагога установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только одной - двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу»), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию; особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, аграмматизмы и др.); характер оказываемой ребенку помощи.
Построение таких фраз-
Последующие задания (3-6) предназначаются для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста ее видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.
Третье задание имеет целью выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого был использован рассказ «Снеговик» (Волосовец Т.В., 56). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.
При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др.
Четвертое задание имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду, и дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, при составлении рассказа «На нашем участке» я предлагала рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос-задание повторяется. При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.