Обучение творческому рассказыванию по детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в коррекционно-логопедических методах и приемах формирования навыка творческого рассказывания данной категории детей.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Введение.
1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.
1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания .

Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.3. Методика обучения творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Глава 3. Выводы

Список литературы

Приложение


3
3

5

11





14


14

33

45

46

Вложенные файлы: 1 файл

Обучение рассказыванию-опыт работы.(1).doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

Для пятого задания детям предлагались игрушки (куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др.). Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть игрушку, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы я давала следующую инструкцию-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Шестое задание имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку предлагалась картина «Две клумбы» (из пособия Т.А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»), изображающая кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывался текст незавершенного рассказа, и предлагалось придумать его продолжение.

При оценке составленного  окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, учитываются языковые средства, грамматическая правильность речи.

Для фиксации ответов  детей, образцов составленных рассказов я разработала «Карту обследования связной речи» (см. приложение).

Интерпретация результатов.

Результаты выполнения заданий на составление отдельных  высказываний по картинкам были зафиксированы в таблице 1 индивидуальной «Карты обследования связной речи» (где «С»-оценка на середину года, «К»- на конец года). Таблица имеет следующий вид:

 

Вид задания

Оценка выполнения задания (правильность выполнения, отмеченные трудности и ошибки и др.)

Помощь, оказанная  ребенку

Балл

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам:

1.

С

К

С

К

С

К

           

2.

           

3.

           

4.

           

5.

           

Составление предложений  по трем картинкам, связанным тематически:

           

 

С – в середине года

К – в конце года

Для интерпретации результатов  я использовала следующую систему оценок:

4 балла – если устанавливает логико-смысловые отношения между предметами и передает их в виде законченной фразы-высказывания;

3 балла – задание выполнено при помощи взрослого, незначительные грамматические ошибки;

2 балл – задание выполнено при помощи взрослого, имеются грамматические и смысловые ошибки;

1 баллов – при отсутствии фразового ответа;

0 баллов – при отсутствии  ответа.

Для определения степени  сформированности фразового ответа я определила средний балл – сумма баллов, разделенная на количество заданий, результат округлен до целых.

Для оценки составляемых рассказов использовалась следующая схема. Приведенная схема используется в динамических исследованиях, проводимых до и в ходе специального, целенаправленного обучения.

 

 

Примерная схема  оценки уровней выполнения заданий на составление рассказа:

Пересказ.

«Хороший» - пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

«Удовлетворительный» - пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

«Недостаточный» - используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

«Низкий» - пересказ составлен по наводящим вопросам, Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Рассказ-описание.

«Хороший» - в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).

«Удовлетворительный» - рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности ), смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

«Недостаточный» - рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

«Низкий» - рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Рассказ из личного  опыта.

«Хороший» - рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

«Удовлетворительный» - рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).

«Недостаточный» - в рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.

«Низкий» - отсутствует один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному  началу.

«Хороший» - рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

«Удовлетворительный» - рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

«Недостаточный» - составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

«Низкий» - рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

 

Индивидуальная оценка детских рассказов дает возможность  установить, на какие моменты следует  обратить внимание при обучении ребенка конкретному виду рассказывания. а также получить объективные сравнительные данные в первичном и динамических исследованиях.

По данным исследования для каждого ребенка я составила индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи («Карта обследования связной речи», таблица 2). Такой «профиль» наглядно показывает, в каких видах развернутых высказываний у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы. «Профиль» удобно использовать и в динамических наблюдениях. Далее приведен пример составления индивидуального «профиля» состояния связной монологической речи ребенка с ОНР: С. Ильфир, 5 лет

УРОВНИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

ВИДЫ ЗАДАНИЙ

Пересказ

Рассказ на основании опыта

Описание предмета

Продолжение рассказа

I. «хороший»

II. «удовлетворительный»

III. «недостаточный»

IV. «низкий»

V. задание не выполнено

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  • - в середине года
    • - в конце года

Была использована также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 4, удовлетворительный — 3, недостаточный — 2, низкий — 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной балльной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. (Суммарная оценка в пределах 18-20 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 13 до 17 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 8 до 12 — недостаточному» и от 1 до 7 — «низкому»).

В динамических наблюдениях текстовые и наглядные материалы заменяются на аналогичные и подбираются в соответствии с возрастом ребенка.

Данные по баллам представлены в  таблицах 1 и 2.

Интерпретация результатов обследования в январе 2008г. выявила следующие показатели: «хороший» уровень не выявлен ни у  одного ребенка;

«удовлетворительный» - 3 ребенка;

«недостаточный» - 5 детей;

«низкий» - 6 детей.

Данные представлены на диаграмме 1. (см. приложение)

В конце учебного года по результатам  диагностики получены следующие  данные:

«хороший» уровень имеют 2 детей;

«удовлетворительный» - 6 детей;

«недостаточный» - 6 детей;

«низкий» - 0 детей.

Данные представлены на диаграмме 2. (см. приложение).

Сравнительный анализ результатов  обследования показывает положительную  динамику в развитии связной речи и творческого рассказывания  при использовании упражнений для  развития воображения и словесного творчества, что наглядно отражается в диаграмме 3 (см. приложение). На диаграмме 3.1 представлены сравнительные данные по каждому ребенку.

Для детей подготовительной группы при проведении данной диагностики  в сентябре 2009 года  были использованы дополнительные задания, а речевой и наглядный материал усложнен и подобран в соответствии с возрастом детей. В выборке участвовало 15 детей 6-7 лет со следующими диагнозами:

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Возраст

Диагноз

№ протокола

1

Бакиров Ильгиз

25.11.02

НОНР

1136 от 24.02.09

2

Бекесов Аскар

20.06.2003

ОНР II уровня

991 от 03.03.08

3

Валиуллин Влад

28.05.2003

ОНР III уровня

978 от 03.03.08

4

Галеев Динис

07.11.2002

Недоразвитие речи сист. хар-ра, 3 ур. речевого развития. F89.Двуязычие

1152 от 24.02.09

5

Галимов Тимур

21.08.2003

ОНР III уровня

979 от 03.03.08

6

Зарипов Анвар

01.04.2003

F83. ОНР III уровня

53 от 03.03.08

7

Сагидуллин Айнур

02.08.2003

НОНР 

163 от 24.02.09

8

Саитов Ильфир

15.01.2003

НОНР, двуязычие

983 от 24.02.09

9

Суфиярова Динара

25.05.2003

Недоразвитие речи сист. хар-ра, 3 ур. речевого развития. F83.Двуязычие

163 от 25.02.09

10

Тимергалина Рената

24.11.2003

НОНР 

988 от 24.02.09

11

Фазуллин Марат

05.06.2003

ОНР II уровня

996 от 24.02.09

12

Хабибуллина Гузель

13.02.2004

НОНР 

975 от 24.02.09

13

Хисамова Анжела

06.09.2003

ОНР III уровня

986 от 24.02.09

14

Шакиров Даниил

06.08.2003

НОНР 

977 от 24.02.09

15

Шарипова Элина

04.09.2003

НОНР, F98.5 (заикание)

1002 от 24.02.09

Информация о работе Обучение творческому рассказыванию по детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи