Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа
Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в коррекционно-логопедических методах и приемах формирования навыка творческого рассказывания данной категории детей.
Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Введение.
1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания в психолого-педагогических исследованиях.
1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания .
Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
2.3. Методика обучения творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Глава 3. Выводы
Список литературы
Приложение
3
3
5
11
14
14
33
45
46
Ниже приводятся задания, использованные при обследовании детей:
1) составление предложения по трем опорным словам, связанным тематически;
2) пересказ текста (короткого рассказа);
3) составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
4) сочинение рассказа на основе личного опыта;
5) составление рассказа-описания.
6) окончание рассказа по заданному началу;
7) придумывание рассказа на заданную тему.
Первое задание аналогично составлению предложения по трем картинкам, использованному при обследовании в старшей группе. Три картинки заменяются опорными словами (данными в «нейтральной» грамматической форме): папа, книга, диван.
Включение в комплексное
исследование заданий на составление
фразовых высказываний по наглядной
опоре позволяет выявить
Вид задания |
Оценка выполнения задания (правильность выполнения, отмеченные трудности и ошибки и др.) |
Помощь, оказанная ребенку |
Балл | |||
Составление предложений по трем опорным словам |
Н |
С |
Н |
С |
Н |
С |
Н – в начале года
С - в середине года
4 балла – если устанавливает логико-смысловые отношения между предметами и передает их в виде законченной фразы-высказывания;
3 балла – задание выполнено при помощи взрослого, незначительные грамматические ошибки;
2 балла – задание выполнено при помощи взрослого, имеются грамматические и смысловые ошибки;
1 баллов – при отсутствии фразового ответа.
0 баллов – при отсутствии ответа.
Для второго задания я использовала рассказ Л. Толстого «Два товарища». При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию текста. Результаты интерпретировались аналогично подобному заданию для старшей группы.
Третье задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Для этого задания использовалась серия с подробно представленным сюжетом из 6 картинок «Бобик» ( «Щенок и чашка» из пособия Т.Б. Филичевой, Каше). Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который внимательно их рассматривает. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.
При выполнении четвертого задания ребенку предлагалось составить рассказ на тему «Игры на детской площадке» и был предложен план из нескольких вопросов-заданий: где находится детская площадка; что находится на детской площадке; чем занимаются на детской площадке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого ребенок составлял рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос-задание повторялся.
В пятом задании детям предлагались картинки предметов, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали. Ребенок в течение нескольких минут внимательно рассматривал предмет, а затем составлял о нем рассказ по данному вопросному плану.
В шестом задании использовалась сюжетная картина «Настольный теннис» (из пособия Т.А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»). Проведение задания аналогично методике проведения в старшей группе.
Седьмое задание — составление рассказа на заданную тему — предлагалось детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имелись определенные навыки составления связных сообщений. Ребенку показывала картинки с изображением девочки, корзинки и леса, к которому через поле ведет дорожка. Задаются вопросы: «Как мы назовем девочку"?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?» После этого предлагалось составить рассказ о каком-нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительное составление «экспозиции» рассказа с опорой на картинку облегчает детям переход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ. Обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов собственного творчества.
Рассказы детей оценивались аналогично тому, как это делалось в старшей группе. Рассказ по серии картин оценивался по следующим критериям:
Рассказ по серии сюжетных картинок.
«Хороший» - самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).
«Удовлетворительный» - рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.
«Недостаточный» - рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.
«Низкий» - рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.
Далее мы составили индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи («Карта обследования связной речи», таблица 4).
Приведу пример заполнения «профиля» для ребенка 6 лет:
С. Ильфир
Уровни выполнения задания |
Виды заданий | |||||
Пересказ |
Рассказ по серии картинок |
Рассказ на основании опыта |
Описание предмета |
Продолжение рассказа |
На заданную тему | |
I. «хороший» II. «удовлетворительный» III. «недостаточный» IV. «низкий» V. задание не выполнено |
Была использована оценка в баллах: хороший — 4, удовлетворительный — 3, недостаточный — 2, низкий — 1. Суммарная оценка в пределах 25-28 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 18 до 24 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 11 до 17— недостаточному» и от 1 до 10 — «низкому».
Данные по баллам представлены в таблицах 3 и 4.
Интерпретация результатов обследования в сентябре 2009г. выявила следующие показатели: «хороший» уровень не имеет ни один ребенок;
«удовлетворительный» - 7 детей;
«недостаточный» - 7 детей;
«низкий» - 1 ребенок.
Данные представлены на диаграмме 4. (см. приложение)
В январе 2009г. по результатам диагностики получены следующие данные: «хороший» уровень – 8 детей;
«удовлетворительный» - 6 детей;
«недостаточный» - 1 ребенок;
Детей с «низким» уровнем не выявлено.
Данные представлены на диаграмме 5. (см. приложение)
Сравнительный анализ результатов
обследования показал положительную
динамику в формировании творческого
рассказывания при
Так как в основе творческого
рассказывания лежит
На январь 2008г.:
Высокий уровень – 1 ребенок;
Средний уровень – 8 детей;
Низкий уровень – 5 детей.
На конец 2008-2009 учебного года:
Высокий уровень – 6 детей;
Средний уровень – 4 ребенка;
Низкий уровень – 4 ребенка.
Сравнив полученные данные, я составила диаграмму (см. приложение, диаграмма 7), где наглядно прослеживается положительная динамика развития воображения.
В подготовительной группе обследование воображения дало следующие результаты:
В сентябре 2009 года:
Высокий уровень – 6 детей;
Средний уровень – 8 детей;
Низкий уровень – 1 ребенок.
В январе 2010 года:
Высокий уровень – 7 детей;
Средний уровень – 8 детей;
Детей с низким уровнем не выявлено.
Сравнив полученные данные, я составила диаграмму (см. приложение, диаграмма 8)
К концу учебного года
наблюдалась положительная
№ п/п |
Фамилия, имя ребёнка |
Возраст |
Диагноз |
№ протокола |
1 |
Бакиров Ильгиз |
25.11.02 |
Речевое развитие соответствует возрасту |
1136 от 18.02.10 |
2 |
Бекесов Аскар |
20.06.2003 |
ОНР III уровня |
991 от 25.02.10 |
3 |
Валиуллин Влад |
28.05.2003 |
НОНР |
978 от 18.02.10 |
4 |
Галеев Динис |
07.11.2002 |
Недоразвитие речи сист. хар-ра, 3 ур. речевого развития. F89.Двуязычие |
1152 от 18.02.10 |
5 |
Галимов Тимур |
21.08.2003 |
НОНР |
979 от 18.02.10 |
6 |
Зарипов Анвар |
01.04.2003 |
ОНР III уровня |
53 от 18.02.10 |
7 |
Сагидуллин Айнур |
02.08.2003 |
Речевое развитие соответствует возрасту |
163 от 18.02.10 |
8 |
Саитов Ильфир |
15.01.2003 |
Речевое развитие соответствует возрасту |
983 от 18.02.10 |
9 |
Суфиярова Динара |
25.05.2003 |
Недоразвитие речи сист. хар-ра, 3 ур. речевого развития. F83.Двуязычие |
163 от 18.02.10 |
10 |
Тимергалина Рената |
24.11.2003 |
Речевое развитие соответствует возрасту |
988 от 18.02.10 |
11 |
Фазуллин Марат |
05.06.2003 |
НОНР |
996 от 18.02.10 |
12 |
Хабибуллина Гузель |
13.02.2004 |
ФНР |
975 от 18.02.10 |
13 |
Хисамова Анжела |
06.09.2003 |
НОНР |
986 от 18.02.10 |
14 |
Шакиров Даниил |
06.08.2003 |
ФНР |
977 от 18.02.10 |
15 |
Шарипова Элина |
04.09.2003 |
НОНР, F98.5 (заикание) |
1002 от 18.02.10 |
2.3. Методика обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для формирования навыков творческого рассказывания я составила перспективный план, который включает задания по развитию воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, зрительного восприятия, занятия по формированию навыков творческого рассказывания (см. приложение). В плане старшей группы большую часть заданий составляют задания по развитию воображения, зрительного восприятия и словесные игры для подготовки к обучению творческому рассказыванию, а также занятия по развитию связной речи с включением элементов творчества и творческих заданий. Например, при обучении пересказу следующие игры: игры - инсценировки на сюжет пересказываемого произведения, упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью фланелеграфа, наглядной схемы), рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа/сказки и их словесное описание), восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом:
а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний);
б) восстановление нужной последовательности предложений. При обучении рассказыванию – придумывание названия к картине или серии картин, придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду), игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.), упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом содержания картины, разыгрывание действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.), игра-упражнение «Угадай-ка!» (восстанавливание содержания изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента). При обучении описанию – игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным деталям, составление описания предмета по собственному рисунку), использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др.) Включение творческих заданий в различные виды занятий (пересказ, рассказы по картинам, описание предмета и др.) имеет целью подготовку детей к специальным занятиям по обучению рассказыванию с элементами творчества.
Основная работа по формированию навыков творческого рассказывания включается в план подготовительной группы. Творческое рассказывание по сюжетной картине в системе занятий занимает центральное место наряду с составлением рассказов-описаний по пейзажным картинам. Объясняется это усложнением материала по сравнению с материалом старшей группы.